Собственник помещения в МКД обратился в суд с иском к УК о снижении размера платы за содержание и ремонт общего имущества по причине некачественного оказания услуг. При каких условиях суд удовлетворит это требование?
Во-первых, потребитель должен заявить о ненадлежащем качестве конкретной услуги (работы). Во-вторых, в установленном порядке должен быть составлен акт, подтверждающий нарушение. В-третьих, потребитель должен в течение шести месяцев после нарушения обратиться к УК с заявлением о перерасчете. Отсутствие хотя бы одного звена лишает дело судебной перспективы.
Обоснование. Согласно Правилам изменения размера платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, основаниями для перерасчета размера платы являются оказание услуг и выполнение работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Потребитель вправе обратиться к УК с заявлением об изменении размера платы в течение шести месяцев после соответствующего нарушения. Одновременно факт ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышение установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражаются в соответствующем акте, который составляется точно так же, как и акт непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. То есть предполагается, что первоначально потребитель должен обратиться к УК с сообщением о нарушении качества (продолжительности перерывов в оказании) определенной услуги, после чего составляется специальный акт (является основанием для снижения размера платы). Впоследствии потребитель вправе требовать снижения размера платы.
Если потребитель обращается в суд с требованием о перерасчете платы по причине общего недовольства деятельностью УК в целом (например, с претензией о том, что не обеспечивается содержание придомовой территории, не проводился ремонт общего имущества), требование о снижении размера платы также не будет удовлетворено (Определение Верховного суда Республики Коми от 14.05.2012 N 33-1726АП/2012). Ведь, чтобы пересчитать размер платы, необходимо знать стоимость конкретной некачественной работы (услуги) и период нарушения.
Кроме того, суд откажет потребителю в удовлетворении иска при отсутствии акта о нарушении качества услуг и обращения потребителя к УК с заявлением о перерасчете платы, поскольку обязанность доказать основания для освобождения от оплаты услуг лежит на потребителе (определения Пермского краевого суда от 13.08.2012 по делу N 33-6973, Свердловского областного суда от 10.04.2012 по делу N 33-4044/2012, апелляционные определения Верховного суда Республики Коми от 24.12.2012 по делу N 33-5864/2012 г., Ростовского областного суда от 21.06.2012 по делу N 33-6987, Мурманского областного суда от 22.08.2012 по делу N 33-2165). В такой ситуации не изменит исход дела даже установленный факт причинения ущерба частному имуществу потребителя ввиду ненадлежащего содержания общего имущества (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.03.2012 N 33-3905/2012, Апелляционное определение Ростовского областного суда от 04.06.2012 по делу N 33-6207/2012).
Н.Н. Максимова,
эксперт журнала
"Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 сентября 2013 г.
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"