Изменения в валютном законодательстве
14 июля 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2013 N 155-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 155-ФЗ), направленный на увеличение перечня операций, подлежащих валютному контролю, а также на расширение сферы использования российского рубля в трансграничных переводах "резидент-резидент", "нерезидент-нерезидент".
Отныне российский рубль может быть активнее вовлечен в деловой оборот. Зарубежным компаниям, работающим в нашей стране и созданным в соответствии с законодательством своих государств, предоставлено право рассчитываться друг с другом за пределами России в рублях. А включение в перечень валютных операций трансграничных переводов российских рублей резидентами поможет ограничить неконтролируемый отток капитала, обеспечить прозрачность таких переводов.
Закон N 155-ФЗ направлен на либерализацию российского валютного законодательства. Это необходимое условие для продвижения рубля в качестве свободно конвертируемой валюты. Ведь для свободной конвертируемости рубля необходимо, чтобы отечественная валюта имела спрос и хождение не только внутри страны, но и за границей. Новации Закона N 155-ФЗ представляют интерес прежде всего практически для всех "дочек" иностранных компаний, работающих в России и имеющих встречные потоки импорта и экспорта.
Кроме того, законодательные изменения облегчат и жизнь работающих в нашей стране иностранных работников, которые до принятия Закона N 155-ФЗ не имели возможности свободно перечислять заработанные российские рубли на родину. Обо всех этих важных изменениях мы и поговорим.
Цели принятия Закона N 155-ФЗ
До принятия Закона N 155-ФЗ валютное законодательство регулировало только перевод денежных средств в иностранной валюте, хотя ГК РФ не содержит никаких ограничений на перевод рублевых средств за рубеж.
Де-факто (лат. de facto - "на деле", "фактически") как резиденты, так и нерезиденты осуществляли и продолжают осуществлять трансграничные операции в рублях. Поэтому Закон N 155-ФЗ принят в целях:
- устранения пробелов Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), выявившихся в результате анализа правоприменительной практики валютного законодательства;
- расширения сферы использования валюты РФ в операциях между нерезидентами в рамках реализации Россией курса на придание рублю статуса свободно конвертируемой валюты и средства международных расчетов и накоплений;
- существенного повышения заинтересованности иностранных организаций и граждан в использовании рубля в качестве средства международных расчетов, более широкого вовлечения рубля в международный денежный оборот;
- усиления контроля за трансграничными переводами, ограничения неконтролируемого оттока капитала из России, обеспечения прозрачности трансграничных операций между резидентами и получения более точных сведений о финансовых потоках между Россией и другими странами.
Напомним, что трансграничный перевод денежных средств - это (п. 13 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"):
- перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщик либо получатель средств находится за пределами России;
- перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщика или получателя средств обслуживает иностранный центральный (национальный) банк или иностранный банк.
Для целей валютного законодательства резидентами признаются (п. 6 часть 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ):
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, находящиеся за пределами территории РФ их филиалы, представительства и иные подразделения;
- физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан России, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в т.ч. имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года; а также постоянно проживающие в России на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
- дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории России, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
- Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Законом N 173-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
В свою очередь, нерезидентами в целях валютного регулирования и контроля являются (п. 7 часть 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ):
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ; организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории России, находящиеся на территории РФ их филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения;
- физические лица, не являющиеся резидентами;
- аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
- межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;
- иные лица, не признаваемые резидентами согласно п. 6 части 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ).
Рассмотрим пример определения статуса резидента (нерезидента) гражданина РФ, проживающего на территории иностранного государства.
Пример
Гражданин, находящийся за пределами территории РФ, утратит статус резидента по истечении одного года с момента въезда в иностранное государство при соблюдении условий, указанных в подп. "а" п. 6 части 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ.
При въезде на территорию РФ гражданин РФ, получивший в соответствии с положениями валютного законодательства статус нерезидента, утрачивает такой статус. В этом случае гражданин РФ может восстановить статус нерезидента при непрерывном пребывании в иностранном государстве не менее одного года. Документами, подтверждающими статус гражданина России как нерезидента, могут являться следующие документы:
- копия заграничного паспорта с отметками органов пограничного контроля (пункта пропуска) о пересечении государственной границы РФ;
- копия вида на жительство или иного документа, выданного уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства и подтверждающего постоянное проживание на территории иностранного государства.
Изменения, внесенные Законом N 155-ФЗ
Изменений, внесенных Законом N 155-ФЗ в Закон N 173-ФЗ, немного. По сути дела, их всего три:
- изменение 1: включение трансграничных рублевых переводов между резидентами в понятие "валютные операции";
- изменение 2: предоставление права резидентам открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и в валюте РФ в уполномоченных банках, расположенных за пределами территории России;
- изменение 3: установление права нерезидентов без ограничений осуществлять между собой рублевые переводы со счетов в банках за пределами территории РФ на счета в уполномоченных банках и наоборот.
Остановимся на перечисленных изменениях более подробно.
Трансграничные рублевые переводы "резидент - резидент"
В понятие "валютные операции", подлежащие валютному контролю, теперь включены следующие операции (часть 1 Закона N 155-ФЗ, подп. "ж", "з", "и" п. 9 части 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ):
- перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый на территории РФ, и со счета резидента, открытого на территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
- перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
- перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет того же резидента, открытый за пределами территории РФ.
Иными словами, к валютным операциям теперь отнесены переводы российского рубля с иностранного счета резидента на российский счет другого резидента и наоборот, переводы рубля между резидентами через счета, открытые за пределами РФ.
Такие изменения направлены на обеспечение возможности беспрепятственного осуществления трансграничных переводов валюты РФ между резидентами РФ.
Отметим, что ранее (до 14.07.2013) в Законе N 173-ФЗ давалось определение понятия "валютные операции", однако трансграничные переводы российской валюты между резидентами к валютным операциям не были отнесены (подп. "а"-"е" п. 9 части 1 ст. 1 прежней редакции Закона N 173-ФЗ). При осуществлении таких переводов у резидентов отсутствовали обязанности, установленные актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования. В связи с этим существовал неучитываемый и неконтролируемый отток капитала из страны посредством осуществления трансграничных переводов между резидентами валюты РФ.
Данное движение капитала является одной из составляющих платежного баланса РФ, который является одним из инструментов, позволяющих осуществлять контроль за процессами, происходящими во внешнеэкономическом секторе экономики, проводить взвешенную внешнеторговую, денежно-кредитную, финансовую и валютную политику РФ, определять стратегию в области валютного регулирования. Таким образом, от полноты учета потоков движения капитала зависит степень точности платежного баланса РФ. Поэтому в целях ограничения неконтролируемого оттока капитала, обеспечения прозрачности указанных операций, их учета и контроля за их проведением Законом N 155-ФЗ внесены изменения в п. 9 части 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ в части дополнения перечня операций, составляющих понятие "валютные операции", трансграничными переводами валюты РФ между резидентами. С целью обеспечения возможности беспрепятственного осуществления трансграничных переводов валюты РФ между резидентами Законом N 155-ФЗ внесены соответствующие изменения в пп. 1, 12, 13 и 17 части 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ.
Заметим также, что хотя до принятия Закона N 155-ФЗ возможность резидентам совершать трансграничные переводы в рублях напрямую из текста Закона N 173-ФЗ не следовала, хотя она вполне легко выводилась из текста самого Закона N 173-ФЗ и подзаконных актов в отношении резидентов - физических лиц. Например, такое толкование напрямую вытекало из норм подп. 12, 13 части 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ.
С вступлением в силу Закона N 155-ФЗ трансграничные рублевые переводы как резидентов - физических лиц, так и резидентов - юридических лиц прямо включены в понятие "валютных операций". Соответственно, резиденты РФ - юридические лица теперь имеют право платить своим российским контрагентам в рублях через границу. И это очень важное и значимое изменение!
Открытие резидентами без ограничений счетов (вкладов) за пределами России
Резидентам теперь предоставлено право открывать без ограничений валютные и рублевые счета в банках, расположенных за пределами РФ. Это положение не относится к лицам, которым запрещено открывать счета в соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (пп. "а", "б", "в" части 4 Закона N 155-ФЗ, части 1, 5, п. 4, часть 6.1 ст. 12 Закона N 173-ФЗ).
Обратите внимание! 19.05.2013 вступил в силу Федеральный закон от 07.05.2013 N 102-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Закон N 102-ФЗ).
Законом N 102-ФЗ внесены изменениям в часть 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", предусматривающие ограничения на открытие счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ лицами, указанными в ст. 2 Федерального закона от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Осуществление вышеуказанными лицами валютных операций через счета (вклады) в банках за пределами территории РФ, т.е. операций, осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
До принятия Закона N 155-ФЗ согласно части 1 ст. 12 прежней редакции Закона N 173-ФЗ резиденты могли открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Частью 2 ст. 12 Закона N 173-ФЗ установлена обязанность резидентов уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), указанных в части 1 ст. 12 Закона N 173-ФЗ. Абзацем 2 части 3 ст. 26 Закона N 173-ФЗ установлено, что часть 2 ст. 12 Закона действует в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках за пределами территории РФ. При этом положения части 1 ст. 12 Закона N 173-ФЗ были оставлены без изменения.
Кроме того, подп. "д" п. 9 части 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ к валютным операциям отнесен также перевод валюты РФ и внутренних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ. При этом частью 1 ст. 12 прежней редакции Закона N 173-ФЗ было установлено право резидентов открывать без ограничений счета (вклады) в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР и ФАТФ, лишь в иностранной валюте.
В целях устранения коллизии между положениями части 1 и редакции части 2 ст. 12 прежней редакции Закона N 173-ФЗ (действующей с 1 января 2007 года), а также в целях установления возможности осуществления резидентами операций, связанных с трансграничными переводами валюты РФ, Закон N 155-ФЗ ввел нормы, позволяющие резидентам открывать счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ (п. "а" части 4 Закона N 155-ФЗ, часть 1 ст. 12 Закона N 173-ФЗ).
Кроме того, Законом N 155-ФЗ внесены соответствующие изменения в части 1, 5 и 6.1 ст. 12 Закона N 173-ФЗ, предусматривающие основания для зачисления/списания валюты РФ на такие счета (во вклады) (пп. "а", "б", "в" часть 4 Закона N 155-ФЗ).
Трансграничные рублевые переводы "нерезидент - нерезидент"
Законом N 155-ФЗ установлено право нерезидентов без ограничений осуществлять между собой рублевые переводы со своих счетов в банках (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ, и наоборот (части 3, 5 Закона N 155-ФЗ, часть 1 ст. 10, часть 4 ст. 13 Закона N 173-ФЗ).
До 14.07.2013 нерезиденты имели право на такие операции только с иностранной валютой (часть 1 ст. 10, часть 4 ст. 13 старой редакции Закона N 173-ФЗ). Так, ст. 10 старой редакции Закона N 173-ФЗ, определяющей условия совершения валютных операций между нерезидентами, не было предусмотрено право нерезидентов на использование валюты РФ при осуществлении переводов между нерезидентами со счетов (со вкладов) в банках за пределами территории РФ на счета (во вклады) в уполномоченных банках и со счетов в уполномоченных банках на счета (вклады) в банках за пределами территории РФ.
В соответствии с частью 1 ст. 13 Закона N 173-ФЗ нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Вместе с тем старой редакцией Закона N 173-ФЗ не было предусмотрено право перечисления нерезидентами валюты РФ со своих банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ (часть 4 ст. 13 старой редакции Закона N 173-ФЗ). При этом прежняя редакция Закона не устанавливала каких-либо ограничений на осуществление нерезидентами указанных валютных операций.
С целью расширения сферы использования валюты РФ в операциях между нерезидентами в рамках реализации РФ курса на придание рублю статуса свободно конвертируемой валюты и средства международных расчетов и накоплений необходимо было законодательно закрепить право нерезидентов на использование валюты РФ при осуществлении переводов между нерезидентами. В этих целях Законом N 155-ФЗ и внесены соответствующие изменения в часть 1 ст. 10 и часть 4 ст. 13 Закона N 173-ФЗ.
Таким образом, теперь нерезиденты имеют право осуществлять без ограничений трансграничные переводы не только иностранной валюты, но и валюты РФ.
Механизмов дополнительного контроля пока нет
Напомним, что валютные операции являются объектом валютного контроля (части 1, 3, 5 ст. 22, части 1, 2 ст. 23 Закона N 173-ФЗ).
С принятием Закона N 155-ФЗ органы и агенты валютного контроля (см. таблицу) обязаны контролировать осуществление трансграничных рублевых расчетов "резидент - резидент" и "нерезидент - нерезидент": требовать как от резидентов, так и от нерезидентов документы, подтверждающие правомерность осуществления данных операций, отказывать в исполнении поручений по операциям, которые нарушают порядок, установленный Банком России для их осуществления, привлекать нарушителей к ответственности и т.д. (ст. 23 Закона N 173-ФЗ, ст. 15.25 КоАП РФ).
Таблица
Выполнение функций валютного контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования
Органы валютного контроля | Центробанк России | Часть 1 ст. 5, часть 2 ст. 22 Закона N 173-ФЗ, ст. 54 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", п. 1 постановления Правительства РФ от 08.04.2004 N 198 "Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора", п. 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 |
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) и ее территориальные органы | ||
Агенты валютного контроля | Уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Центробанка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте | Пункт 8 части 1 ст. 1, часть 3 ст. 22, часть 7 ст. 23 Закона N 173-ФЗ |
Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" | Часть 3 ст. 22, часть 7 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, п. 5 части 3 ст. 3 Федерального закона от 17.05.2007 N 82-ФЗ "О банке развития", п. 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утв. постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 N 459, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 | |
Не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в т.ч. держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг | ||
Федеральная таможенная служба России и ее территориальные органы | ||
ФНС России и ее территориальные органы |
В связи с включением в перечень валютных операций трансграничных рублевых переводов "резидент - резидент", "нерезидент - нерезидент" Законом N 155-ФЗ не предусмотрено введение механизмов дополнительного контроля таких трансграничных рублевых операций.
Порядок представления резидентами/нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, установлен Инструкцией Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция N 138-И).
Информационным письмом Банка России от 28.03.2013 N 42 разъяснены отдельные вопросы, возникающие в связи с применением Инструкции N 138-И, регламентирующей порядок представления документов и информации о валютных операциях и осуществления контроля за их проведением.
Разъяснения о порядке квалификации нарушений Инструкции N 138-И и применении мер административной ответственности за их несоблюдение приведены в письме Росфиннадзора от 05.10.2012 N 43-01-06-25/4133 (письмо ФТС России от 23.11.2012 N 01-11/58089 "Об Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И"). Кроме того, при осуществлении валютного контроля агенты валютного контроля руководствуются Методическими рекомендациями по квалификации административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, направленных письмом ФТС России от 10.01.2008 N 01-11/217, применяемыми в части, не противоречащей Инструкции N 138-И, письмам ФТС от 06.06.2011 N 01-11/26394, от 24.12.2009 N 01-11/62023. Росфиннадзора от 05.10.2012 N 43-01-06-25/4133.
Формами учета по валютным операциям резидентов являются справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах (п. 1.5 Инструкции N 138-И). Формы этих справок приведены в Приложениях 1, 5 к Инструкции N 138-И. Указанные формы учета по валютным операциям представляются в рамках осуществления валютного контроля.
Соответственно, банки по-прежнему будут контролировать валютные операции через справку о валютных операциях (код формы по ОКУД 0406009).
Однако не исключено, что в ближайшее время в связи с принятием Закона N 155-ФЗ могут появиться соответствующие изменения в нормативных актах Банка России, касающиеся дополнительных механизмов контроля трансграничных рублевых платежей "резидент-резидент", "нерезидент-нерезидент".
Напомним также, что в соответствии с частью 7 ст. 12 Закона N 173-ФЗ резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами территории РФ, а также постоянных представительств РФ при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ. ФНС России обеспечивает организацию учета и контроль за представлением резидентами указанных отчетов. Основание - п. 2 постановления Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 "Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации" (далее - Правила N 819).
Пунктом 4 Правил N 819 установлено, что резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно Приложению к Правилам N 819 и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории РФ (далее - счет (вклад)), представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.
Пунктом 7 Правил N 819 установлено, что подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства РФ. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Пунктом 2 части 1 ст. 26 Федерального закона от 05.07.2010 N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации", определяющего права и обязанности консульских должностных лиц по защите прав и интересов граждан РФ и российских юридических лиц за пределами РФ, предусмотрено, что консульское должностное лицо имеет право совершать такое нотариальное действие, как свидетельствование верности копий документов.
Учитывая приведенные выше нормы, для целей применения п. 7 Правил N 819 копия подтверждающих банковских документов и их перевод на русский язык, представленные резидентом в налоговый орган, признаются заверенными надлежащим образом, если нотариус (или консульское должностное лицо) учинил на них удостоверительные надписи о свидетельствовании верности копии документа, о засвидетельствовании верности перевода, сделанного нотариусом (или подлинности подписи переводчика).
Административная ответственность
Административная ответственность за нарушение валютного законодательства РФ установлена ст. 15.25 КоАП РФ и ст. 25 Закона N 173-ФЗ.
Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Закон N 134-ФЗ) в часть 6 ст. 15.25 КоАП РФ внесены изменения в части определения объективной стороны совершения административного правонарушения. Законодатель исключил "сроки" нарушения представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами, данные "сроки" теперь включены в части 6.1, 6.2, 6.3 КоАП РФ, тем самым установлен дифференцированный подход к квалификации административного правонарушения за нарушения сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами. Также введена часть 6.4 ст. 15.25 КоАП РФ с целью ужесточения административной ответственности за повторное совершение однородного административного правонарушения (п. 4 ст. 17 Закона N 134-ФЗ).
Так, штрафы за повторные (в течение одного года) "валютные" нарушения (в частности, несоблюдение порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок), введенные новой частью 6.4 ст. 15.25 КоАП, немаленькие:
- для должностных лиц - от 30 000 руб. до 40 000 руб.;
- для организаций - от 400 000 руб. до 600 000 руб.
Напомним, что штраф за такие первичные "валютные" нарушения составляет:
- для должностных лиц - от 4000 руб. до 5000 руб.;
- для организаций - от 40 000 руб. до 50 000 руб.
Указанные изменения в ст. 15.25 КоАП РФ вступают в силу со дня официального опубликования Закона N 134-ФЗ (п. 4 ст. 17, ст. 24 Закона N 134-ФЗ). Данный документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.06.2013.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля. Именно Росфиннадзор решает, считать ли действия вашей организации нарушением валютного законодательства и штрафовать ли за них (ст. 23.60 КоАП РФ).
Отметим, что у Росфиннадзора есть также обязанность - разъяснять юридическим и физическим лицам положения валютного законодательства (п. 5.14.8 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278). Если понадобится, обращайтесь, вам должны в течение 30 дней ответить (часть 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
В свою очередь, агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право проводить проверки (часть 1 ст. 23 Закона N 173-ФЗ). Должностные лица агентов валютного контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ (п. 80 часть 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
В частности, налоговые органы, как агенты валютного контроля, в ходе мероприятий налогового контроля (на основании должным образом оформленных требований о представлении документов) вправе истребовать документы, связанные с проведением налогоплательщиками, а также их контрагентами валютных операций (часть 3 ст. 22 Закона N 173-ФЗ, ст. 93.1 НК РФ). Пунктом 9 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, утв. приказом Минфина России от 04.10.2011 N 123н, определено составление налоговым органом акта проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, а в случае выявления нарушений валютного законодательства - составление протокола об административном правонарушении в порядке и в сроки, предусмотренные КоАП РФ.
При этом составление протокола налоговым органом не является достаточным для привлечения нарушителя к ответственности. У налогового органа отсутствуют полномочия по рассмотрению дел и вынесению постановлений по делам об административных правонарушениях валютного законодательства, поскольку такое право предоставлено лишь органу валютного контроля (Росфиннадзору).
Агенты валютного контроля (в лице своих должностных лиц) при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, информацию, указанную в частях 9, 11 ст. 23 Закона N 173-ФЗ (в объеме и в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 166 "О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации").
Протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (часть 1 ст. 28.8 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, рассматривают органы валютного контроля в пределах компетенции соответствующего органа (ст. 23.60 КоАП РФ, часть 2 ст. 22 Закона N 173-ФЗ). Уполномоченными должностными лицами по рассмотрению указанных дел являются должностные лица Росфиннадзора и его территориальные органы, указанные в части 2 ст. 23.60 КоАП РФ.
Уголовная ответственность
С 30 июня 2013 года внесены изменения в УК РФ, касающиеся ответственности за нарушение валютного законодательства о зачислении на счета компании денег от иностранных контрагентов, а также за вывод денег из России под предлогом оплаты фиктивных услуг, работ или непоставленных товаров.
Так, согласно ст. 193 УК РФ (в ред. п. 5 ст. 8, п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ) нарушение требований валютного законодательства РФ о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ в крупном размере от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории России, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительные права на них, а равно нарушение требований валютного законодательства РФ о возврате в Россию на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории РФ, в установленном порядке денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за не ввезенные на территорию России (не полученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительные права на них, - наказывается штрафом в размере от 200 000 руб. до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Также с 30 июня 2013 года УК РФ дополнен новой ст. 193.1, согласно которой совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода, - наказывается штрафом в размере от 200 000 руб. до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. Основание - п. 6 ст. 8, п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ, ст. 193.1 УК РФ (в ред. Закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ).
Выводы
Итак, к валютным операциям теперь относятся рублевые переводы резидентов (т.е. российских организаций, а также постоянно проживающих в России российских граждан и лиц без гражданства) с:
- российского счета резидента на заграничный счет другого резидента;
- заграничного счета резидента на российский счет другого резидента;
- заграничного счета резидента на заграничный счет того же или другого резидента.
Соответственно, у контролирующих органов в отношении таких операций есть возможность оценивать отток капитала из России.
Е. Орлова,
начальник отдела аудита ООО "ПАРТИ"
"Налоговый вестник", N 9, сентябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1