Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Козловой О.А.
и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А.
рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Челябинской области (пр. Ленина, д. 57, г. Челябинск, 454091) от 08.12.2009 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Челябинской области от 22.05.2009 по делу N А76-29205/2008-12-758/234, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 06.10.2009 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ Челябспецтранс" к Управлению социальной защиты населения администрации Курчатовского района г. Челябинска, Минфину Челябинской области, Минфину России в лице Управления Федерального казначейства по Челябинской области о взыскании 244 867 рублей 25 копеек расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в период с января 2008 по март 2009 года; об исключении пункта 3.1 из договоров от 08.02.2008 N 61, 62, 63, 64, 65 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, фразы "без включения сумм налога на добавленную стоимость" (с учетом уточнений, предусмотренных статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предметов спора, привлечены: Финансовое управление администрации г. Челябинска, Министерство социальных отношений Челябинской области.
Суд установил:
Решением суда первой инстанции от 22.05.2009, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, исковые требования удовлетворены частично: с Минфина России за счет казны Российской Федерации взыскано 144 636 рублей 49 копеек расходов. С Минфина Челябинской области за счет казны Челябинской области взыскано 100 230 рублей 76 копеек расходов. В иске к Управлению социальной защиты населения администрации Курчатовского района г. Челябинска отказано. В удовлетворении требования к Управлению социальной защиты населения администрации Курчатовского района г. Челябинска об исключении из пункта 3.1 договоров N 61, 62, 63, 64, 65 от 08.02.2008 фразы "без включения сумм налога на добавленную стоимость" до перехода ООО "ЖЭУ Челябспецтранс" с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения отказано, так как отсутствуют правовые основания для понуждения одной из сторон по двустороннему договору внести изменения в отдельные положения договора.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин Челябинской области ссылается на неправильное применение норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что ООО "ЖЭУ Челябспецтранс" является управляющей организацией, представляющей интересы собственников жилых многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. Островского, д. 36, ул. Островского, д. 38, ул. Вострецова, д. 3, ул. Вострецова, д. 22, ул. Расковой д. 3, ул. Молодогвардейцев, д. 26а, и применяет упрощенную систему налогообложения.
Органом социальной защиты населения в названных домах является Управление социальной защиты населения администрации Курчатовского района г. Челябинска.
Между ООО "ЖЭУ Челябспецтранс" и Управлением социальной защиты населения администрации Курчатовского района г. Челябинска 08.02.2008 заключены договоры N 61, 62, 63, 64, 65 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг соответственно ветеранам; реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий; ветеранам труда Челябинской области; инвалидам Великой Отечественной войны и гражданам, награжденным знаком "Житель блокадного Ленинграда", не имеющим инвалидность; отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В период с января 2008 по март 2009 года истец нес расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
В компенсации расходов по возмещению НДС истцу было отказано.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование в части взыскания 100 230 рублей 76 копеек расходов за счет казны Челябинской области, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не компенсированы расходы, которые в соответствии с действующим законодательством являются расходными обязательствами Челябинской области (расходы, возникшие у истца при исполнении договоров от 08.02.2008 N 61, 62, 63, 64).
При этом суд руководствовался статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, законами Челябинской области "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан", "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области", "О звании "Ветеран труда Челябинской области", "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Челябинской области".
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено.
Довод заявителя о том, что главным распорядителем бюджетных средств областного бюджета является Министерство социальных отношений Челябинской области, которое и должно выступать в суде от имени публично-правового образования - Челябинской области, подлежит отклонению. В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации указанный государственный орган несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из областного бюджета. По настоящему делу установлено недофинансирование со стороны Минфина Челябинской области, с которого правомерно взыскано 100 230 рублей 76 копеек расходов.
Кроме того, в силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны при возмещении вреда за ее счет выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Довод Минфина Челябинской области о том, что в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации он как государственный орган, выступающий по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве ответчика освобожден от уплаты государственной пошлины, был предметом рассмотрения судами и отклонен как ошибочный. Освобождение от уплаты государственной пошлины по названному основанию не влияет на порядок распределения судебных расходов, установленный частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд определил:
в передаче дела N А76-29205/2008-12-758/234 Арбитражного суда Челябинской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 22.05.2009, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 06.10.2009 отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судья |
Л.Г. Воронцова |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2009 г. N ВАС-14931/09 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А76-29205/2008
Истец: ООО "ЖЭУ Челябспецтранс"
Ответчик: Управление социальной защиты Администрации Курчатовского района г. Челябинска, Министерство финансов Челябинской обл., Министерство финансов РФ, в лице Управления федерального казначейства по Челябинской области, Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: Финансовое управление Администрации г. Челябинска, Министерство социальных отношений Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5459/2009