Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Шилохвоста О.Ю.,
судей Балахничевой Р.Г., Воронцовой Л.Г.
рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Иркутской области от 22.02.2012 N 52/5/1-04/39 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 25.04.2011 по делу N А19-4764/10-23-4, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.11.2011 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью "Коммунальная тепло-энергетическая компания" (г.п. Рудногорск Нижнеилимского района Иркутской области, далее - общество) к муниципальному образованию "Нижнеилимский район" Иркутской области в лице финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района, Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области, муниципальному образованию "Рудногорское городское поселение" в лице финансового управления о взыскании 5 454 658 рублей 51 копейки убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Нижнеилимского муниципального района, администрация Рудногорского городского поселения, Служба по тарифам Иркутской области.
Суд установил:
решением от 25.04.2011, принятым при новом рассмотрении дела, оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу общества взыскано 5 454 658 рублей 51 копейки убытков. В иске к муниципальному образованию "Нижнеилимский район" Иркутской области в лице финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района, муниципальному образованию "Рудногорское городское поселение" в лице финансового управления отказано.
Суды руководствовались статьями 16, 424, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и некоторые законодательные акты Российской Федерации", Законом Иркутской области от 11.12.2008 N 104-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на тепловую энергию", условиями договора от 15.07.2009 N 15/07-09-3 и исходили из правомерности требования общества о возмещении убытков, возникших в период с октября по декабрь 2009 года в связи с отпуском тепловой энергии населению по тарифу, установленному органом местного самоуправления в размере ниже экономически обоснованного тарифа.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора заявитель (Министерство финансов Иркутской области) просит их отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, а также публичных интересов.
Ознакомившись с доводами заявителя, суд надзорной инстанции не находит оснований для передачи данного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, в редакции Федерального закона от 23.12.2010 N 379-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации") новыми обстоятельствами являются (помимо прочего) определение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства.
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучив судебные акты, принятые по делу, приходит к выводу о наличии возможности их пересмотра по новым обстоятельствам.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 14489/11, размещенном на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 01.05.2012, содержится правовая позиция, в соответствии с которой возложение ответственности за понесенные ресурсоснабжающей организацией убытки, возникшие вследствие неполной компенсации разницы между тарифом для населения и экономически обоснованным тарифом, без исследования вопроса о соответствии закону или иному правовому акту акта соответствующего органа, утвердившего спорные тарифы, не соответствует условиям, при наличии которых допускается возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов по правилам статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Упомянутое Постановление Президиума по конкретному делу касается вопросов, затронутых в оспариваемых судебных актах по настоящему делу, и оно содержит указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по делам со схожими фактическими обстоятельствами на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 8.1 статьи 299 Кодекса в случае, если при рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора будет установлено, что имеется обстоятельство, предусмотренное пунктом 5 части 3 статьи 311 настоящего Кодекса, коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в котором указывает на возможность пересмотра оспариваемого судебного акта по новым обстоятельствам в срок, предусмотренный частью 1 статьи 312 настоящего Кодекса.
Срок подачи заявления о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым обстоятельствам в арбитражный суд, принявший судебный акт, составляет три месяца и исчисляется со дня получения заявителем копии определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 312 Кодекса).
Таким образом, сформированная по названным выше вопросам правовая позиция может являться основанием для постановки заявителем вопроса о пересмотре оспариваемых судебных актов по новым обстоятельствам.
Руководствуясь частью 8.1 статьи 299, статьями 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А19-4764/10-23-4 Арбитражного суда Иркутской области для пересмотра в порядке надзора решения от 25.04.2011, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.11.2011 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.Ю. Шилохвост |
Судья |
Р.Г. Балахничева |
Судья |
Л.Г. Воронцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 мая 2012 г. N ВАС-17694/10 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А19-4764/2010
Истец: ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания", ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания" (ООО "КоТЭК")
Ответчик: Иркутская область в лице министерства жилищной политики, транспорта и связи Иркутской области, Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области, Министерство жилищной политики,энергетики,транспорта и связи Иркутской области ", МО "Нижнеилимский район" в лице Финансового управления администрации Нижнеилимского МР, МО "Нижнеилимский район" в лице Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области, МО Рудногорское городское поселение в лице финансового управления
Третье лицо: Администрация Нижнеилимского МР, Администрация Нижнеилимского муниципального района, Администрация Рудногорского городского поселеничя Нижнеилимского района, Администрация Рудногорского городского поселения, Служба по тарифам Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3049/10
25.01.2013 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-4764/10
16.07.2012 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-4764/10
25.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5246/11
22.08.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3049/10
20.08.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3049/10