Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Воронцовой Л.Г.,
судей Балахничевой Р.Г., Ксенофонтовой Н.А.
рассмотрела в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю от 18.05.2009 N 20-11-14/4595 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Приморского края от 10.09.2008 по делу N А51-11533/2005 36-437, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.05.2009 по тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство" (г. Владивосток, далее - предприятие) к государственному учреждению "1976 Отделение морской инженерной службы" (г. Владивосток, далее - учреждение), Министерству обороны Российской Федерации (г. Москва), Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (г. Владивосток, далее - управление) о взыскании 15 128 710 рублей 89 копеек задолженности по оплате за сброс в систему канализации загрязняющих веществ с превышением предельно допустимых концентраций (далее - ПДК).
Суд установил:
решением от 10.09.2008, принятым при новом рассмотрении спора, с учреждения в пользу общества с ограниченной ответственностью "Финтех" (правопреемника истца) взыскано 15 128 710 рублей 89 копеек задолженности и указано на производство взыскания при отсутствии или недостаточности денежных средств у учреждения с Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Суд, руководствуясь статьями 120, 125, 309, 310, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 21), условиями договора от 19.01.2004 N 3374, исходил из доказанности факта превышения учреждением ПДК загрязняющих веществ в сточных водах, сброшенных в систему канализации.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 решение изменено. Из резолютивной части исключены абзацы четвертый и шестой о произведении взыскания с Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в случае отсутствия или недостаточности денежных средств у учреждения. В иске к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.05.2009 постановление суда апелляционной инстанции изменено: из резолютивной части исключен абзац второй "Абзацы четвертый и шестой резолютивной части решения о произведении взыскания в случае отсутствия или недостаточности денежных средств с Министерства обороны РФ за счет казны Российской Федерации", а из абзаца третьего "В иске к Министерству обороны РФ, Министерству финансов РФ отказать" исключены слова "Министерству обороны РФ, поскольку последнее участвовало в деле в качестве главного распорядителя бюджетных средств, представлявшего субсидиарного ответчика - Российскую Федерацию.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора судебных актов управление просит их отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам.
Ознакомившись с доводами заявителя, суд надзорной инстанции не находит оснований для передачи данного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Разрешая спор, суды установили факт превышения учреждением в спорный период ПДК загрязняющих веществ в сточных водах и сброс загрязняющих веществ в систему канализации г. Владивостока и пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Сославшись на пункты 1, 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, пункт 12 статьи 1 Федерального закона "Об обороне", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что собственником имущества Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является Российская Федерация.
Ссылка управления на то, что сумма повышенной платы за сброс в систему канализации загрязняющих веществ и превышение ПДК загрязняющих веществ является денежным обязательством бюджетного учреждения и подлежит взысканию непосредственно с основного должника, а не за счет казны Российской Федерации, отклоняется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
Согласно разъяснениям, данным Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 4 постановления N 21, при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
Оспариваемыми судебными актами эти требования выполнены.
Согласно пункту 5 указанного постановления в пункте 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет о любых обязательствах учреждения, возникших из предусмотренных пунктом 1 статьи 8 Кодекса оснований (в том числе вследствие причинения вреда другому лицу, неосновательного обогащения и т.п.), включая обязательства, возникшие при осуществлении приносящей доход деятельности.
С учетом изложенного оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 299, 301 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А51-11533/200536-437 Арбитражного суда Приморского края для пересмотра в порядке надзора решения от 10.09.2008, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.05.2009 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Л.Г. Воронцова |
Судья |
Р.Г. Балахничева |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июля 2009 г. N ВАС-7885/09 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А51-11533/2005
Истец: ООО "ФинТех"
Ответчик: Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Министерство обороны Российской Федерации, 1976 ОМИС ТОФ
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по г.Москва.
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7885/09
04.05.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1112/2009
20.01.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2329/2008
18.04.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-А51/08-1/635