Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
по проекту федерального закона N 293486-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (совершенствование порядка исполнения исполнительных документов, в том числе по требованиям о выселении должника из жилого и нежилого помещения, освобождения земельного участка и сносу строения), внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 04.07.013 года (выписка из протокола N 106, п. 33) Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству - соисполнитель, (далее - Комитет) в рамках своей компетенции рассмотрел проект федерального закона N 293486-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (совершенствование порядка исполнения исполнительных документов, в том числе по требованиям о выселении должника из жилого и нежилого помещения, освобождения земельного участка и сносу строения), внесенный Правительством Российской Федерации.
Помимо прочего законопроектом предлагается изложить статью 107 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в новой редакции, установив особенности исполнения требований об освобождении нежилых помещений, земельных участков и о сносе строений.
В настоящее время главой 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлен ряд особенностей исполнения некоторых требований неимущественного характера, в то время как требования об освобождении нежилых помещений, земельных участков, а также о сносе строений исполняются по общему правилу.
Так, законопроектом предлагается установить, что земельный участок будет освобождаться от движимого и недвижимого имущества должника, в том числе, путем сноса расположенных на нем зданий и сооружений. Снос строения будет заключаться в разборке, демонтаже или разрушении зданий и сооружений, указанных в исполнительном документе, либо их отдельных конструкций независимо от типа и степени завершенности.
Согласно законопроекту для освобождения помещений, земельных участков судебный пристав вправе привлечь специализированную организацию. Кроме того, он сможет предложить взыскателю произвести расходы по совершению исполнительных действий с последующим их возмещением за счет должника.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, наряду с правом на свободу и личную неприкосновенность, право на судебную защиту является личным неотчуждаемым правом каждого человека.
Конституционный Суд Российской Федерации также высказал свою правовую позицию по данному вопросу, согласно которой защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется; законодатель обязан предусмотреть эффективный механизм реализации судебных решений и вправе урегулировать порядок принудительного исполнения судебных актов, а также права и обязанности участников исполнительного производства (Постановления КС РФ от 30 июля 2001 г. N 13- П, от 15 января 2002 г. N 1-П, от 14 июля 2005 г. N 8-П).
Предлагаемые изменения безусловно направлены на побуждение должника к добровольному исполнению требований исполнительного документа, так как именно на стадии исполнения судебного решения происходит реализация прав, обязанностей, охраняемых законом интересов. Своевременное исполнение судебных решений в конечном итоге является показателем эффективности правосудия.
Одновременно, Комитет отмечает, что в настоящее время согласно абзацу второму части 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности: жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением.
Существование данной нормы направлено на защиту конституционного права на жилище. Однако регулирование отношений в сфере исполнительного производства не должно ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения.
Проектом федерального закона N 175340-6 "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" во исполнение постановления Конституционного Суда РФ от 14 мая 2012 года N 11-П, предлагается установить пределы действия имущественного (исполнительского) иммунитета применительно к жилому помещению, чтобы обеспечить возможность удовлетворения имущественных интересов кредитора.
Таким образом, полагали бы целесообразным закрепить порядок обращения взыскания на жилое помещение в Федеральном законе "Об исполнительном производстве".
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 293486-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (совершенствование порядка исполнения исполнительных документов, в том числе по требованиям о выселении должника из жилого и нежилого помещения, освобождения земельного участка и сносу строения), внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.