Заключение Счетной палаты от 10 октября 2013 г. N ЗАМ-18/11
на проект федерального закона N 348501-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
(утверждено Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 10 октября 2013 г. N 41К (932), п. 3))
Досье на проект федерального закона
1. Общие положения
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", представленный Правительством Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, подготовлено в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" на основании:
результатов проведенного Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата) экспертно-аналитического мероприятия "Экспертиза проекта федерального закона о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов";
анализа соответствия показателей проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Законопроект) положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 года "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, рассчитанным Минэкономразвития России;
результатов оперативного контроля исполнения бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, ФСС) за предыдущий год и отчетный период текущего года.
Законопроект разработан на основании бюджетного и налогового законодательства, Федеральных законов от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и иных законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих расходные обязательства Российской Федерации в сфере социальной политики, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - обязательное социальное страхование) и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Порядок составления Законопроекта определен:
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 1010 "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период";
основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, рассчитанными Минэкономразвития России;
основными направлениями бюджетной политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов;
методическими указаниями по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов и методических рекомендаций по составлению плановых реестров расходных обязательств, обоснований бюджетных ассигнований на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, разработанными Минфином России.
При составлении Законопроекта также использовались отчетные данные по исполнению бюджета Фонда за 2012 год и данные об ожидаемом исполнении бюджета Фонда за 2013 год. В ходе экспертно-аналитического мероприятия "Экспертиза проекта федерального закона о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" проведена экспертиза Законопроекта и проверка соответствующих документов и материалов, разработанных при его составлении по состоянию на 23 сентября 2013 года.
В целом наличие правовой и нормативно-методической базы позволило сформировать Законопроект, отвечающий основным задачам социальной политики, сформулированным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 года "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах".
В рамках полномочий, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти",
Законопроект согласован с Минфином России, Минэкономразвития России, Минюстом России и в установленном порядке внесен Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) на рассмотрение Правительства Российской Федерации.
2. Общая характеристика проекта федерального закона о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
2.1. Структурные особенности и основные характеристики проекта федерального закона о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
В соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) Законопроект содержит основные характеристики бюджета Фонда (общий объем доходов, общий объем расходов и дефицит/профицит бюджета), в том числе прогнозируемый общий объем доходов:
на 2014 год в сумме 565 023 009,0 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию в сумме 436 684 344,2 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование в сумме 14 840 000,0 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 95 417 107,9 тыс. рублей, межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета в сумме 13 891 556,9 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) в сумме 19 030 000,0 тыс. рублей;
на 2015 год в сумме 608 395 933,0 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию в сумме 471 718 590,4 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование в сумме 13 950 000,0 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 102 947 019,9 тыс. рублей, межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета в сумме 14 700 322,7 тыс. рублей и из бюджета ФФОМС в сумме 19 030 000,0 тыс. рублей;
на 2016 год в сумме 658 601410,9 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию в сумме 511 883 967,5 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование 15 230 000,0 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 111 620 061,3 тыс. рублей, средства, передаваемые бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий, из федерального бюджета - 16 067 382,1 тыс. рублей и из бюджета ФФОМС - 19 030 000,0 тыс. рублей.
Общий объем расходов бюджета Фонда на 2014 год определен в сумме 564 917 198,6 тыс. рублей. Объем профицита бюджета Фонда установлен в сумме 105 810,4 тыс. рублей, включая объем дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования в сумме 13 593 419,6 тыс. рублей и объем профицита в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 13 699 230,0 тыс. рублей.
Общий объем расходов бюджета Фонда на 2015 год установлен в сумме 621 583 328,3 тыс. рублей и на 2016 год в сумме 672 972 572,0 тыс. рублей. Объем дефицита бюджета Фонда на 2015 год определен в сумме 13 187 395,3 тыс. рублей и на 2016 год - 14 371 161,1 тыс. рублей, включая объем дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на 2015 год в сумме 27 913 085,6 тыс. рублей, на 2016 год в сумме 30 781 772,9 тыс. рублей и объем профицита в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год в сумме 14 725 690,3 тыс. рублей и на 2016 год в сумме 16 410 611,8 тыс. рублей.
Для обеспечения сбалансированности бюджета Фонда в 2014 - 2016 годах в качестве источника внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда предусмотрен остаток средств по обязательному социальному страхованию. Выделение средств федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в 2014 - 2016 годах не предусматривается.
В соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса в Законопроекте (часть 2 статьи 4) установлен общий объем бюджетных ассигнований, направляемых Фондом на исполнение публичных нормативных обязательств в 2014 году в сумме 492 270 508,8 тыс. рублей, в 2015 году - 547 223 080,0 тыс. рублей и в 2016 году - 596 018 122,4 тыс. рублей.
2.2. Анализ соответствия Законопроекта положениям ежегодного и бюджетного посланий Президента Российской Федерации
Законопроект ориентирован на выполнение положений послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года и Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 года "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах".
При подготовке Законопроекта использованы следующие прогнозные показатели социально-экономического развития Российской Федерации:
- фонд заработной платы: на 2014 год - 18 017 млрд. рублей, на 2015 год - 19 464 млрд. рублей и на 2016 год - 21 122 млрд. рублей;
- номинальная среднемесячная заработная плата: на 2014 год - 33 104 рублей, на 2015 год - 35 954 рублей и на 2016 год - 39 245 рублей;
- индекс потребительских цен: на 2014 год - 105,0%, на 2015 год - 104,5%; на 2016 год -104,5 процента.
Численность занятых в экономике прогнозируется со снижением от 67,5 млн. человек в 2014 году (99,7% к 2013 году) до 66,8 млн. человек в 2016 году (99,0% к 2014 году).
Рост рождаемости по данным Минтруда России (письмо от 26 февраля 2013 г. N 12-6/449) принят: на 2014 год - 1,0088 (число родившихся 1 840 тыс. человек), на 2015 год - 1,0049 (число родившихся 1 849 тыс. человек), на 2016 год - 0,9957 (число родившихся 1 841 тыс. человек).
2.3. Анализ соответствия Законопроекта Бюджетному кодексу и иным актам законодательства Российской Федерации
Представленный Законопроект состоит из 7 текстовых статей, имеющих отсылочные нормы, предусматривающие принятие 1 нормативного правового акта. Принятие Законопроекта потребует изменения 3 нормативных правовых актов.
Законопроектом (часть 2 статьи 7) Фонду предоставлено право формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что потребует внесения изменений в действующие Правила формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2013 году и в плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 1396.
Законопроектом (часть 3 статьи 7) предусматривается реализация в 2014 году в ряде субъектов Российской Федерации пилотного проекта, предусматривающего особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты территориальными органами Фонда застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществление иных выплат и возмещение расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников территориальными органами Фонда.
Особенности финансирования, назначения и выплаты страхового обеспечения, иных выплат и расходов, а также уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в этих регионах определяются положениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 294. Перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, определен указанным постановлением Правительства Российской Федерации в количестве 8 субъектов Российской Федерации: с 1 июля 2011 года по 31 декабря 2013 года - Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область; с 1 июля 2012 года по 31 декабря 2013 года - Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край.
На 2014 - 2016 годы осуществление пилотного проекта предусмотрено без расширения территорий, увеличения расходов на его реализацию, в рамках расходов средств, выделенных на общие расходы (в объемах 2013 года) и в пределах штатной численности утвержденной в 2012 году.
В отличие от Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 219-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Федеральный закон о бюджете Фонда на 2013 год) с 2014 года согласно Федеральному закону от 7 июня 2013 г. N 129-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, осуществляется Минтрудом России в форме субвенций, направляемых напрямую в бюджеты субъектов Российской Федерации, минуя бюджет Фонда. Указанные субвенции направляются на финансовое обеспечение выплаты следующих пособий:
- пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- пособия при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами в установленном порядке;
- пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами в установленном порядке.
Законопроектом в отличие от Федерального закона о бюджете Фонда на 2013 год, предусматривающего выделение средств федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в 2014 году в сумме 57 310 367,9 тыс. рублей и в 2015 году - 58 110 367,9 тыс. рублей, в 2014 - 2016 гг. выделение средств федерального бюджета на указанные цели не предусмотрено.
Частью 9 статьи 7 Законопроекта установлено, что остатки средств по состоянию на 1 января 2014 года на счетах по учету средств Фонда, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также средства, поступающие на данные счета в 2014 году, подлежат перечислению на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, на которых отражаются операции по учету средств бюджета Фонда. Фонд в срок до 1 апреля 2014 года обеспечивает закрытие счетов по учету средств Фонда, открытых ему в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях. Средства, поступающие на счета Фонда, в срок до 1 апреля 2014 года подлежат перечислению на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета средств Фонда.
Законопроектом сохраняются расходные обязательства по обеспечению Фондом отдельных государственных полномочий, которые будут осуществляться за счет передаваемых средств федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Расходы за счет средств федерального бюджета и средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусмотрены на 2014 - 2016 годы в объемах поступлений на соответствующие направления расходов.
Следует отметить, что Законопроектом также как и Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 219-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" не предусматривается выделение бюджетных ассигнований на развитие центров реабилитации Фонда.
Центры реабилитации Фонда осуществляют медицинскую реабилитацию лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". В 2010 году медицинскую реабилитацию прошли 48 980 пострадавших на производстве, в 2011 году - 49 644 человека, в 2012 году - 53 553 человек. В период с 1995 по 2012 год в строительство, реконструкцию и оснащение центров реабилитации Фонда направлено 8,3 млрд. рублей. Согласно представленным данным остаточная стоимость основных средств центров реабилитации Фонда на 1 января 2013 года составила 7,2 млрд. рублей.
3. Доходы проекта бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
В соответствии со статьей 146 Бюджетного кодекса доходы бюджета Фонда на 2014 - 2016 годы сформированы за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджета ФФОМС, передаваемых Фонду и иных поступлений.
Доходы бюджета Фонда на 2014 - 2016 годы предусмотрены в следующих объемах:
на 2014 год в сумме 565 023 009,0 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию - 436 684 344,2 тыс. рублей (77,3% общего объема доходов), из них средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 14 840 000,0 тыс. рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 95 417 107,9 тыс. рублей (16,9%); межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета в сумме 13 891 556,9 тыс. рублей (2,5%) и из бюджета ФФОМС - 19 030 000,0 тыс. рублей (3,4%);
на 2015 год в сумме 608 395 933,0 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию - 471 718 590,4 тыс. рублей (77,5% общего объема доходов), из них средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 13 950 000,0 тыс. рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 102 947 019,9 тыс. рублей (16,9%); межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета - 14 700 322,7 тыс. рублей (2,4%) и из бюджета ФФОМС - 19 030 000,0 тыс. рублей (3,1%);
на 2016 год в сумме 658 601410,9 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию - 511 883 967,5 тыс. рублей (77,7% общего объема доходов), из них средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 15 230 000,0 тыс. рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 111620 061,3 тыс. рублей (16,9%); межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета - 16 067 382,1 тыс. рублей (2,4%) и из бюджета ФФОМС - 19 030 000,0 тыс. рублей (2,9%).
Помимо средств федерального бюджета на исполнение Фондом отдельных государственных полномочий Законопроектом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации предусмотрены средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для отдельных категорий плательщиков на 2014 год - 14 840 000,0 тыс. рублей, на 2015 год - 13 950 000,0 тыс. рублей и на 2016 год - 15 230 000,0 тыс. рублей. Указанные объемы учитывают дополнительный объем средств федерального бюджета в связи с сохранением в соответствии с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" на 2014-2016 годы пониженного тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также в связи с изменением условий применения пониженного тарифа страховых взносов для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
Данные значения определены с учетом направления с 2014 года бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами в установленном порядке, Минтрудом России в форме субвенций напрямую в бюджеты субъектов Российской Федерации, минуя бюджет Фонда в соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 129-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Базой для расчета показателей бюджета Фонда являются прогнозная динамика выплат пособий, фонда оплаты труда, индекса потребительских цен и других макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, а также ожидаемые итоги исполнения бюджета Фонда за 2013 год, рассчитанные на основании данных за первое полугодие текущего года.
По сравнению с 2013 годом, общая сумма планируемых доходов бюджета Фонда на 2014 год снижена на 25 249 338,8 тыс. рублей, или на 4,2 процента. Данное снижение связано с уменьшением объема поступлений в бюджет Фонда из федерального бюджета, на: - компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 8 740 000,0 тыс. рублей, или на 37,1%;
- исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета на 60 509 739,2 тыс. рублей, или в 5,4 раза.
В Законопроекте предусматривается поступление страховых взносов по обязательному социальному страхованию (включая пени и штрафы) в 2014 году в сумме 421 558 157,5 тыс. рублей, в 2015 году - в сумме 457 488 545,8 тыс. рублей и 2016 году - в сумме 496 379 777,2 тыс. рублей.
При определении указанных объемов страховых взносов учтено сохранение на 2014 - 2016 годы пониженного тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, на уровне 2013 года (в размере 0%).
По сравнению с показателями бюджета 2013 года объем поступлений страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2014 году увеличен на 17,8 процента.
Доходы от страховых взносов рассчитаны путем применения установленного размера страхового тарифа к соответствующему застрахованному фонду заработной платы с учетом влияния коэффициента полноты сбора страховых взносов, который планируется в 2014 - 2016 годах на уровне 0,99.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов принят средневзвешенный по видам экономической деятельности страховой тариф в размере 0,53% к начисленной по всем основаниям оплате труда. Сумма поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимку, пени и штрафы, предусмотрена в 2014 году в размере 93 861 038,9 тыс. рублей, в 2015 году - 101 399 304,0 тыс. рублей, в 2016 году - 110 036 791,0 тыс. рублей.
По сравнению с показателями 2013 года объем поступления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2014 году увеличен на 14,8 процента.
Коэффициент полноты сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принят в 2014 - 2016 годах на уровне 0,98.
Показатели по поступлениям в бюджет Фонда единого социального налога, уплачиваемого за налоговые периоды до 1 января 2010 года, а также задолженность и соответствующие пени и штрафы, в Законопроекте не определены. При этом, в предыдущие периоды исполнение по данной статье доходов составило: в соответствии с информацией об ожидаемом исполнении бюджета Фонда на 1 сентября 2013 года - "минус" 14 720,5 тыс. рублей, в соответствии с отчетом об исполнении бюджета Фонда за 2012 год - "минус" 312 021,1 тыс. рублей.
4. Расходы проекта бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
Общий объем расходов бюджета Фонда на 2014 - 2016 годы определен с соблюдением норм, установленных статьями 145 и 147 Бюджетного кодекса:
на 2014 год в сумме 564 917 198,6 тыс. рублей (93,1% к утвержденному бюджету 2013 года), в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 450 277 763,8 тыс. рублей (108,7% к 2013 году) и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 81 717 877,9 тыс. рублей (98,9% к 2013 году);
на 2015 год в сумме 621 583 328,3 тыс. рублей (110,0% к 2014 году), в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 499 631 676,0 тыс. рублей (111,0% к 2014 году) и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 88 221 329,6 тыс. рублей (108,0% к 2014 году);
на 2016 год в сумме 672 972 572,0 тыс. рублей (108,3% к 2015 году), в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 542 665 740,4 тыс. рублей (108,6% к 2015 году) и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 95 209 449,5 тыс. рублей (107,9% к 2015 году).
В абсолютном размере по сравнению с утвержденными показателями Федерального закона о бюджете Фонда на 2013 год общий объем расходов, прогнозируемый на 2014 год, снижен на 41 601 259,6 тыс. рублей (6,9%), прогнозируемый на 2015 год увеличен на 15 064 870,1 тыс. рублей (2,5%) и прогнозируемый на 2016 год увеличен на 66 454 113,8 тыс. рублей (11,0%).
По разделу 01 "Общегосударственные вопросы" в 2014 году объем расходов определен в размере 25 813 313,4 тыс. рублей, в 2015 году - 25 491 932,6 тыс. рублей, в 2016 году - 25 453 764,9 тыс. рублей.
Расходы по подразделу 01 08 "Международные отношения и международное сотрудничество" на 2014 - 2016 годы предусмотрены в следующих объемах: 5 360,0 тыс. рублей (101,7% к 2013 году); 5 776,0 тыс. рублей (107,8% к 2014 году); 6 224,0 тыс. рублей (107,8% к 2015 году).
Законопроектом в рамках осуществления данных расходов предусмотрены ассигнования на уплату ежегодных членских взносов в Международную ассоциацию социального обеспечения (далее - МАСО) и международную ассоциацию пенсионных и социальных фондов (далее - МАПСФ).
Согласно пункту 6 Положения о Фонде основными задачами Фонда, в том числе, является сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2002 г. N 891 "Об участии Фонда социального страхования Российской Федерации в деятельности Международной ассоциации социального обеспечения" на Фонд возложены функции по уплате доли неправительственной части ежегодного членского взноса в соответствии с установленной шкалой взносов за счет средств бюджета Фонда, предусматриваемых на международную деятельность в 2014 году в сумме 3 995,0 тыс. рублей, в 2015 году - 4 343,0 тыс. рублей, в 2016 году - 4 719,0 тыс. рублей.
Расходы по подразделу 01 13 "Другие общегосударственные вопросы" на 2014 - 2016 годы предусмотрены в следующих объемах: 25 807 953,4 тыс. рублей (96,2% к 2013 году); 25 486 156,6 тыс. рублей (98,7% к 2014 году); 25 447 540,9 тыс. рублей (99,8% к 2015 году).
В рамках указанных расходов Законопроектом предусмотрены ассигнования на 2014 год в сумме 24 359 675,5 тыс. рублей, на 2015 год - 23 995 495,7 тыс. рублей, на 2016 год - 23 912 377,6 тыс. рублей, которые включают расходы на оплату труда и содержание работников центрального аппарата и территориальных органов Фонда в количестве 31 820 штатных единиц без увеличения численности на плановый период.
При расчете денежного содержания центрального аппарата и территориальных органов Фонда на 2014 - 2016 годы индексация заработной платы не предусмотрена. В целом расходы по указанной статье в общих расходах бюджета Фонда составляют 4,3% в 2014 году, 3,9% в 2015 году и 3,6% в 2016 году.
В составе расходов на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений в рамках выполнения функций аппаратами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации согласно плану информатизации Фонда на 2014 - 2016 годы предусмотрены расходы в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2014 год в сумме 3 494 743,3 тыс. рублей, на 2015 год - 2 926 615,6 тыс. рублей, на 2016 год - 2 847 439,4 тыс. рублей.
Концепция развития информационной системы Фонда, предусматривающая оптимизацию функционирования и использования информационно-технологической инфраструктуры, совершенствование информационно-технологического обеспечения процессов администрирования средств обязательного социального страхования, повышение эффективности взаимодействия с физическими и юридическими лицами, органами власти в рамках обязательного социального страхования на основе применения информационных технологий утверждена 21 июля 2011 года и согласована с Минздравсоцразвития России.
Приказом Фонда от 28 февраля 2013 г. N 75 утвержден детализированный план мероприятий по реализации Концепции развития информационной системы Фонда на 2013 - 2015 годы.
Приказом Фонда от 17 сентября 2013 г. N 323 утверждены приоритетные мероприятия по информатизации Фонда.
В соответствии с обращением Фонда (письмо от 13 сентября 2013 г. N 15-03-08/14-2617П) Минкомсвязи России рассмотрело вопрос о включении мероприятий по информатизации в Законопроект и считает целесообразным реализацию указанных мероприятий.
Следует отметить, что в план мероприятий информатизации Фонда на 2014 - 2016 годы включены отдельные мероприятия, не предусмотренные указанной концепцией и детализированным планом мероприятий по ее реализации.
Расходы на строительство и реконструкцию административных зданий и сооружений для нужд системы Фонда на 2014 год предусмотрены в сумме 772 633,5 тыс. рублей (90,7% к 2013 году), на 2015 год - 811 265,1 тыс. рублей (105,0% к 2014 году), на 2016 год - 851 828,4 тыс. рублей (105,0% к 2015 году).
В обоснование указанных расходов представлен проект инвестиционной программы государственных капитальных вложений в строительство, реконструкцию и приобретение зданий и сооружений для региональных отделений Фонда на очередной финансовый год и плановый период 2015 - 2016 годов. Проект инвестиционной программы включает расходы на капитальные вложения по объектам в региональных отделениях Фонда на строительство, начатое в 2009 - 2012 гг., в том числе по переходящим объектам, реконструкцию зданий и сооружений, а также приобретение административных зданий и служебных помещений в плановом периоде. В связи получением прав на земельные участки по 12 объектам на момент проведения настоящего экспертно-аналитического мероприятия проектно-сметная документация на указанные объекты не разработана, ее разработку планируется провести в 2013-2014 годах.
Следует отметить, что согласно представленным данным на 1 сентября 2013 года из утвержденных на текущий год ассигнований в объеме 852 000,0 тыс. рублей освоено 16 488,1 тыс. рублей (1,9%).
В Законопроекте по разделу 07 "Образование" предусмотрены ассигнования на переподготовку и повышение квалификации кадров. Объем расходов на 2014 год определен в размере 99 540,0 тыс. рублей (46,5% к 2013 году), на 2015 год - 96 912,4 тыс. рублей (97,4% к 2014 году), на 2015 год - 101 273,4 тыс. рублей (104,5% к 2015 году).
По разделу 10 "Социальная политика" в 2014 году объем расходов определен в размере 539 004 345,2 тыс. рублей, в 2015 году - 595 994 483,3 тыс. рублей, в 2016 году - 647 417 533,7 тыс. рублей. По сравнению с расходными обязательствами, утвержденными Федеральным законом о бюджете Фонда на 2013 год, расходы по разделу в 2014 году снижены на 40 459 967,8 тыс. рублей (7,0%), в 2015 году увеличены на 16 530 170,3 тыс. рублей (2,9%) и в 2016 году увеличены на 67 953 220,7 тыс. рублей (11,7%) соответственно.
Законопроектом бюджетные ассигнования, направляемые Фондом на исполнение публичных нормативных обязательств в 2014 году предусмотрены в сумме 492 270 508,8 тыс. рублей (87,1% общей суммы расходов бюджета Фонда), в 2015 году - 547 223 080,0 тыс. рублей (88,0%) и в 2016 году - 596 018 122,4 тыс. рублей (88,6%).
Наибольший удельный вес в общих расходах составляют расходы на исполнение публичных нормативных обязательств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которые в 2014 году предусмотрены в сумме 431 382 715,8 тыс. рублей (76,4% к общим расходам), в 2015 году - 480 971 540,2 тыс. рублей (77,4%), в 2016 году - 524 031 256,2 тыс. рублей (77,9%).
Расчет расходов по обязательному социальному страхованию на выплату пособий по временной нетрудоспособности осуществлен в соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и с учетом оплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств обязательного социального страхования с 4 дня временной нетрудоспособности (первые 3 дня оплачиваются за счет средств работодателя).
Общее число оплаченных календарных дней соответствующего года в соответствии с динамикой за ряд лет рассчитано на 2014 год в количестве 334,8 млн. дней, что ниже расчетов проекта бюджета Фонда на 2013 год на 35,2 млн. дней. Общее число оплаченных календарных дней на 2015 и 2016 годы рассчитано также в размере 334,8 млн. дней.
Среднедневной размер пособия на 2014 год определен в сумме 592,18 рублей, на 2015 год - 660,87 рублей, на 2016 год - 721,67 рублей.
Расчет ассигнований на выплату пособий по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, произведен исходя из среднедневного размера пособия по беременности и родам, общего числа оплаченных дней с учетом прогноза рождаемости, а также перехода в 2013 году на исчисление пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов.
Общее число оплаченных календарных дней по беременности и родам на 2014 год рассчитано в количестве 163,90 млн. дней (рост к бюджету 2013 года на 6,6 млн. дней), на 2015 год - 164,7 млн. дней (рост к 2014 году на 0,8 млн. дней) и на 2016 год - 164,0 млн. дней (снижение к 2015 году на 0,7 млн. дней). Среднедневной размер пособия по беременности и родам на 2014 год определен в сумме 590,48 рублей, на 2015 год - 658,98 рублей, на 2016 год - 719,61 рублей.
Число оплаченных дней определено с учетом следующего прогнозируемого изменения рождаемости: в 2014 году - 100,9%, в 2015 году - 100,5%; в 2016 году - 99,6 процента.
Расходы на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определены в соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" Законопроектом предусмотрена индексация минимальных размеров ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, исходя из прогнозного уровня инфляции на соответствующие годы.
Количество выплат пособий рождении ребенка гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, рассчитывалось в соответствии с изменением рождаемости на 2014 год в количестве 1 322,0 тыс. выплат, на 2015 год - 1 328,5 тыс. выплат и на 2016 год - 1 322,8 тыс. выплат. Размер пособия при расчетах принят на 2014 год в размере 13 741,0 рубль, на 2015 год - 14 359,0 рублей и на 2016 год - 15 005,0 рублей.
Объем ассигнований на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальные пособия на погребение за счет средств Фонда рассчитан исходя из размера социального пособия на 2014 год в сумме 5 002,0 рубля, на 2015 год - 5 227,0 рублей и на 2016 год - 5 462,0 рубля. В соответствии с динамикой за ряд лет на каждый год принято по 102,0 тыс. выплат.
При расчетах расходов на выплаты пособий (при рождении ребенка, социального пособия на погребения и др.) применялся индекс, учитывающий районный коэффициент в размере 1,1.
Статьей 7 (пункт 4 части 1) Законопроекта предусматривается норма, позволяющая осуществлять в порядке и на условиях, устанавливаемых Фондом, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов "Единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в рамках социальных выплат по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" подраздела "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов направление средств в сумме до 100 000,0 тыс. рублей на предоставление работникам Фонда и его территориальных органов единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Согласно представленной информации расчет бюджетных ассигнований на указанные цели осуществлен на основании Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения", постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 1993 г. N 1094 "Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации" и приказа Минрегиона России от 18 июля 2013 г. N 269/ГС "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2013 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2013 года". На момент проведения экспертно-аналитического мероприятия порядок предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения работникам Фонда и его территориальных органов Фондом не разработан и не утвержден.
Следует отметить, что указанные Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы Российской Федерации не менее 1 года, принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты. Фонд в соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101, является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Согласно представленным сведениям о законодательных и иных нормативных правовых актах, устанавливающих расходные полномочия Российской Федерации на 9 августа 2013 года, в качестве обоснования расходов по данной статье указан проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", что не соответствует требованиям статьи 87 Бюджетного кодекса.
При прогнозировании расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 - 2016 гг. общее число оплаченных календарных дней принято в количестве 3,8 млн. ежегодно. Среднедневной размер пособия в 2014 году определен в размере 756,47 рублей, на 2015 год - 844,22 рубля, на 2016 год - 921,89 рубля.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Законопроекта сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год с учетом роста прогнозируемого индекса потребительских цен установлена в размере 80 534,8 рубля, на 2015 год - 84 158,9 рубля, на 2016 год - 87 946,1 рубля. При прогнозировании расходов на выплату единовременных страховых выплат на 2014 - 2016 годы принято количество выплат в соответствии с динамикой за ряд лет в размере 19,0 тысяч без увеличения по годам планируемого периода.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Законопроекта максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленный согласно статье 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", не может превышать в 2014 году 61 920,0 рубля, в 2015 году - 64 710,0 рубля, в 2016 году - 67 620,0 рубля. Указанные размеры выплат определены с учетом индекса потребительских цен. При прогнозировании расходов на выплату ежемесячных страховых выплат на 2014 - 2016 годы количество выплат рассчитано в соответствии с динамикой за ряд лет в размере 5 800,0 тыс. выплат без увеличения по годам.
Статьей 7 (пункт 5 часть 1) Законопроекта Фонду предоставлено право принимать решения о направлении страхователем до 20,0% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. В случае, если страхователи с численностью работающих до 100 человек не использовали право на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в предшествующие 3 года, объем средств на финансовое обеспечение указанных мер рассчитывается исходя из отчетных данных за 3 последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году.
Предоставление указанной возможности страхователям, с численностью работающих до 100 человек, обусловлено тем, что с учетом расчета финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, исходя из отчетных данных за год, объем указанного финансового обеспечения недостаточен для проведения требуемых мероприятий, в связи с чем, указанные страхователи практически не пользуются правом направлять средства на финансовое обеспечение предупредительных мер. Количество таких страхователей составляет 70,0% общего количества страхователей, зарегистрированных в Фонде.
Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений в рамках выполнения функций аппаратами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществляемые непосредственно Фондом, в 2014 году предусматриваются в сумме 25 100,0 тыс. рублей (105,0% к 2013 году), в 2015 году - 26 400,0 тыс. рублей (105,2% к 2014 году), в 2016 году - 27 600,0 тыс. рублей (104,5% к 2015 году). На момент проведения настоящего экспертно-аналитического мероприятия план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Фонда на 2014 - 2016 гг. не утвержден. Согласно указанному проекту в план включены работы по ежегодному актуарному мониторингу адекватности действующих страховых тарифов в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на общую сумму 6 000,0 тыс. рублей. Вместе с тем согласно статье 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Следует отметить, что по состоянию на 1 сентября т.г. освоение средств, в рамках исполнения бюджета Фонда на 2013 год, составило 2 730,0 тыс. рублей или 11,4 процента.
Ассигнования на изготовление бланочной продукции, информационно-разъяснительную деятельность и прочие расходы предусмотрены в объеме 1 100 000,0 тыс. рублей ежегодно. По сравнению с показателем, утвержденным Федеральным законом о бюджете Фонда на 2013 год, объемы расходов снижены на 937 509,5 тыс. рублей (46,0%).
5. Межбюджетные трансферты
В соответствии со статьей 1 Законопроекта объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, составит в 2014 году 47 761 556,9 тыс. рублей, в 2015 году - 47 680 322,7 тыс. рублей, в 2016 году - 50 327 382,1 тыс. рублей (объемы приведены без учета средств на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно).
5.1. Взаимоотношения бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации с федеральным бюджетом
Законопроектом предусмотрено финансирование расходов, связанных с выплатой пособий по обязательному социальному страхованию, в размерах, сверх установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, финансируемых за счет средств федерального бюджета, гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации N 1244-1) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации N 1244-1 и гражданам в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне". Расходы в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета предусмотрены в следующих объемах: 2014 год - 20 998,4 тыс. рублей; 2015 год - 23 493,9 тыс. рублей; 2016 год - 25 665,3 тыс. рублей.
Бюджетные ассигнования на 2014 год, предусмотренные на указанные цели, ниже ассигнований, утвержденных Федеральным законом о бюджете Фонда на 2013 год, на 29,8 процента. Снижение объемов бюджетных ассигнований связано с расчетом потребности в средствах по результатам исполнения бюджета Фонда за предыдущие годы и с учетом основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Законопроекта Фонд осуществляет финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации (далее - TCP) и услуг и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий (далее - ПОИ), включая расходы на осуществление переданных полномочий, за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета в объеме 8 999 525,8 тыс. рублей ежегодно на 2014 - 2015 годы и 9 500 000,0 тыс. рублей на 2016 год, из них на расходы по осуществлению переданных полномочий в 2014 году - 675 644,4 тыс. рублей, в 2015 году - 679 395,8 тыс. рублей, в 2016 году - 683 334,9 тыс. рублей. Непосредственно на обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации без учета расходов по осуществлению переданных полномочий бюджетные ассигнования на 2014 год предусмотрены в сумме 8 323 881,4 тыс. рублей, на 2015 год - 8 320 130,0 тыс. рублей и на 2016 год - 8 816 665,1 тыс. рублей. Объемы средств определены с учетом исключения объемов средств для 21 субъекта Российской Федерации, которым переданы полномочия по данному направлению.
Следует отметить, что при расчете объема ассигнований на указанные цели не учтено поручение Председателя Правительства Российской Федерации о дополнительных ассигнованиях, выделяемых из федерального бюджета Фонду на обеспечение инвалидов TCP (протокол совещания от 27 июня 2013 г. N ДМ-П12-38пр): 2014 год - 5 900 000,0 тыс. рублей; 2015 год - 5 900 000,0 тыс. рублей; 2016 год - 5 400 000,0 тыс. рублей.
В ходе проведения контрольных мероприятий исполнения бюджета Фонда за 2011 - 2012 гг. Счетной палатой установлено, что объем финансирования на указанные цели должен составлять не менее 12 000 000,0 - 14 000 000,0 тыс. рублей. Так, фактические расходы в 2012 году на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, составили 14 073 897,1 тыс. рублей. По сравнению с 2011 годом расходы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, возросли на 2 860 503,3 тыс. рублей (25,5 %).
Вместе с тем объем бюджетных ассигнований на 2013 год утвержден в размере 9 764 017,1 тыс. рублей, по состоянию на 1 сентября т.г. исполнение составило 6 517 478,6 тыс. рублей (66,7%). Финансирование в меньших объемах может привести к рискам не выполнения возложенных на Фонд функций по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Законопроекта Фонд осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, а также стоимости проезда на междугородном транспорте к месту лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели.
В Законопроекте не установлены объемы средств федерального бюджета, передаваемых Фонду на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно. В соответствии со статьей 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" объем бюджетных ассигнований определяется исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги (заявление до 1 октября текущего года), на основании сведений, содержащихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Соответственно указанные бюджетные ассигнования не могут быть определены в сроки, установленные для утверждения Законопроекта. В соответствии с частью 8 статьи 7 Законопроекта объемы средств на указанные направления будут учтены в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2014 год сверх сумм, установленных пунктом 1 части 1 статьи 1 Законопроекта.
Проверками, проведенными Счетной палатой в 2012 - 2013 годах и ранее установлено, что в 2010 году расходы за счет средств федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению составили 5 028 055,1 тыс. рублей. Обеспечено путевками 243,6 тыс. граждан или 42,2% от общего количества лиц, обратившихся в установленном порядке с просьбой о предоставлении данного вида социальной помощи. В 2011 году расходы составили 3 985 477,3 тыс. рублей, обеспечено путевками только 238,0 тыс. граждан, или 42,6% обратившихся граждан. В 2012 году расходы по оплате путевок на санаторно-курортное лечение для отдельных категорий граждан составили 2 616 748,9 тыс. рублей, обеспечено 154,1 тыс. граждан, что составило 33,6 % от подавших заявление.
Анализ динамики расходов показал, что вследствие ежегодного снижения средств федерального бюджета, выделяемых на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан на санаторно-курортное лечение, при явной их недостаточности, обеспеченность путевками граждан в 2010 - 2012 годах снизилась на 9,0 процента.
В 2013 году на приобретение для отдельных категорий граждан путевок на санаторно-курортное лечение и оплату проезда к месту лечения и обратно утверждены расходы в сумме 2 931 560,5 тыс. рублей. По оперативным данным, представленным Фондом в Счетную палату, на 1 сентября 2013 года расходы составили 1652 590,6 тыс. рублей (56,4% от утвержденной суммы), обеспечено путевками 79,6 тыс. граждан или 17,5% от общего количества лиц, обратившихся в установленном порядке с просьбой о предоставлении данного вида социальной помощи. К концу 2013 года ожидаемый процент обеспечения путевками граждан составит 20,0 процента.
5.2. Взаимоотношения бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации с бюджетом Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Фонд осуществляет оплату медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в сумме 3,0 тыс. рублей и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, в сумме 6,0 тыс. рублей соответственно за каждую женщину, а также по профилактическому медицинскому осмотру ребенка, в течение первого года жизни в сумме 1,0 тыс. рублей за первые шесть месяцев и в сумме 1,0 тыс. рублей за вторые шесть месяцев наблюдения за каждого ребенка с момента постановки его на учет, а также оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда бланков родовых сертификатов за счет межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 1 Законопроекта. Финансовое обеспечение и установление порядка, условий оплаты услуг и форм документов, на основании которых производится оплата услуг, осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В связи с тем, что стоимость родового сертификата в 2014 - 2016 годах сохранена на уровне 2013 года в размере 11,0 тыс. рублей, в планируемом периоде из бюджета ФФОМС средства бюджету Фонда предполагается ежегодно выделять в объеме 19 030 000,0 тыс. рублей.
Законопроектом объем межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджету Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для отдельных категорий плательщиков предусмотрен на 2014 год в сумме 14 840 000,0 тыс. рублей, на 2015 год - 13 950 000,0 тыс. рублей и на 2016 год - 15 230 000,0 тыс. рублей.
Указанные объемы средств определены с учетом действующего законодательства, а также с учетом проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды", предусматривающего, в частности, сохранение на 2014 - 2016 годы пониженного тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, на уровне 2013 года (в размере 0%), вносимого в Государственную Думу Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
6. Источники финансирования дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
Согласно Законопроекту бюджет Фонда на 2014 год сформирован с профицитом в сумме 105 810,4 тыс. рублей и на плановый период 2015 и 2016 годов с дефицитом соответственно по годам в сумме 13 187 395,3 тыс. рублей и 14 371 161,1 тыс. рублей. В части обязательного социального страхования бюджет Фонда сформирован с дефицитом в 2014 году в сумме 13 593 419,6 тыс. рублей, в 2015 году - 27 913 085,6 тыс. рублей и в 2016 году - 30 781 772,9 тыс. рублей.
Частью 2 статьи 3 Законопроекта установлено, что для обеспечения сбалансированности бюджета Фонда в качестве источника внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2014 - 2016 годы предусмотрено привлечение остатка средств по обязательному социальному страхованию в объеме указанного дефицита. Привлечение средств федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда не предусматривается.
В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюджет Фонда сформирован с профицитом в 2014 году в сумме 13 699 230,0 тыс. рублей, в 2015 году - 14 725 690,3 тыс. рублей и в 2016 году - 16 410 611,8 тыс. рублей.
7. Выводы
1. Проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" подготовлен на основании Бюджетного кодекса, с учетом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 года "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социального обеспечения и социального страхования и методических документов.
2. Параметры бюджета Фонда по общим объемам доходов на 2014 год предусмотрены в сумме 565 023 009,0 тыс. рублей, на 2015 год - 608 395 933,0 тыс. рублей, на 2016 год - 658 601 410,9 тыс. рублей и по общим объемам расходов на 2014 год в сумме 564 917 198,6 тыс. рублей, на 2015 год - 621583 328,3 тыс. рублей и на 2016 год - 672 972 572,0 тыс. рублей.
3. Объем профицита бюджета Фонда на 2014 год установлен в сумме 105 810,4 тыс. рублей, включая объем дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 13 593 419,6 тыс. рублей и объем профицита в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 13 699 230,0 тыс. рублей. Объем дефицита бюджета Фонда на 2015 год определен в сумме 13 187 395,3 тыс. рублей и на 2016 год - 14 371 161,1 тыс. рублей включая объем профицита в части средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 14 725 690,3 тыс. рублей и 16 410 611,8 тыс. рублей соответственно.
4. Расчет объема выплат пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлен с учетом снижения числа оплаченных календарных дней и численности занятых в экономике в планируемом периоде, вместе с тем изменение расчетных показателей в сторону увеличения может привести к росту расходов бюджета Фонда, связанных с выплатой пособий работающим гражданам и повлиять, в свою очередь, на рост объема дефицита бюджета Фонда.
Для обеспечения сбалансированности бюджета Фонда в 2014 - 2016 годах в качестве источника внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда предусмотрен остаток средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Выделение средств федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в 2014 - 2016 годах не предусматривается.
5. Законопроектом предусмотрены расходные обязательства Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. При этом значительно увеличиваются с 492 270 508,8 тыс. рублей (86,2% общей суммы расходов) в 2014 году до 596 018 122,4 тыс. рублей (87,9%) в 2016 году объемы бюджетных ассигнований, направляемых Фондом на исполнение публичных нормативных обязательств.
6. Расходы, предусмотренные на инвестиционную деятельность Фонда в течение следующих трех лет в общей сумме 2 435 727,0 тыс. рублей. Инвестиционная программа государственных капитальных вложений в строительство, реконструкцию и приобретение зданий и сооружений для региональных отделений Фонда на плановый период 2014 - 2016 годов на момент подготовки Заключения не утверждена. По состоянию на 1 сентября 2013 года освоено 1,9% от ассигнований утвержденных на текущий год (2013).
7. Расчет объема бюджетных ассигнований на предоставление работникам Фонда и его территориальных органов единовременной субсидии на приобретение жилого помещения осуществлен на основании Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения", постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 1993 г. N 1094 "Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации".
В качестве обоснования расходов по данной статье указан проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", что не соответствует требованиям статьи 87 Бюджетного кодекса.
8. Финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг установлено в объеме 8 999 525,8 тыс. рублей ежегодно на 2014 - 2015 годы и 9 500 000,0 тыс. рублей на 2016 год. Бюджетные ассигнования из федерального бюджета на 2014 - 2015 годы предусмотрены в тех же объемах, что и в 2013 году, т.е. без учета прогнозного уровня инфляции и роста расходов на осуществление переданных полномочий.
Следует отметить, что при расчете объема ассигнований на указанные цели не учтено поручение Председателя Правительства Российской Федерации о дополнительных ассигнованиях, выделяемых из федерального бюджета Фонду на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в 2014 году в сумме 5 900 000,0 тыс. рублей, в 2015 году - 5 900 000,0 тыс. рублей и в 2016 году - 5 400 000,0 тыс. рублей. Финансирование без учета дополнительных ассигнований влечет риски невыполнения возложенных на Фонд функций по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.
9. Бюджетные ассигнования на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, не могут быть определены в сроки, установленные для подготовки и утверждения бюджета Фонда, в связи с чем, эти бюджетные ассигнования Законопроектом не предусмотрены.
Несовершенство действующего порядка определения объема межбюджетных трансфертов Фонду на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета приводит к снижению уровня социальной защищенности граждан.
10. На момент проведения настоящего экспертно-аналитического мероприятия нормативные акты об изменении статуса центров реабилитации Фонда не приняты и вопрос финансирования центров реабилитации в части капитальных вложений не решен, что влечет риски дезорганизации их работы по медицинской и социальной реабилитации лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
8. Предложения
1. При рассмотрении представленного Законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Счетная палата Российской Федерации полагает целесообразным следующее:
1.1. В целях реализации положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 года "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" в части исполнения социальных обязательств государства по предоставлению отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, рассмотреть вопрос об изменении действующего порядка определения объема межбюджетных трансфертов Фонду на исполнение отдельных государственных полномочий и в части предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг рассмотреть вопрос об увеличении объема ассигнований, выделяемых на указанные цели.
2. Учитывая вышеизложенное, Счетная палата Российской Федерации полагает, что Законопроект может быть принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении.
Аудитор Счетной палаты |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.