Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 393979-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части, касающейся возмещения расходов, связанных со служебными командировками и переездом в другую местность, а также трудовых отношений отдельных категорий работников" (внесен Правительством РФ)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 393979-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части, касающейся возмещения расходов, связанных со служебными командировками и переездом в другую местность, а также трудовых отношений отдельных категорий работников" нацелен одновременно на решение нескольких задач.
Во-первых, как отмечается в пояснительной записке, предлагается привести терминологию, используемую в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ), в соответствие с положениями Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ). При этом должны быть учтены все типы государственных (муниципальных) учреждений. С этой целью законопроектом предусмотрено внесение поправок в статьи 20, 34, 43, 45, 47, 48, 75, 77, 119, 134, 135, 145, 302, 316, 323, 326 и 407 ТК РФ.
Согласно статье 9.1 Федерального закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
В пояснительной записке к законопроекту необходимость отказа от ныне используемой в ТК РФ конструкции "организации, финансируемые из соответствующих бюджетов" объясняется тем, что разные типы государственных (муниципальных) учреждений финансируются в различном порядке. Так, согласно положениям Федерального закона N 83-ФЗ финансовое обеспечение казенных учреждений осуществляется на основании бюджетной сметы, утверждаемой в установленном порядке, а бюджетных и автономных учреждений - путем предоставления им субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на выполнение государственного (муниципального) задания, которая рассчитывается из нормативных затрат, включающих в себя в том числе и все необходимые выплаты, регулируемые ТК РФ.
Предлагаемая законопроектом редакция части 4 статьи 43 ТК РФ позволит сохранить действие коллективного договора не только в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, расторжения трудового договора с руководителем организации, но и при изменении типа государственного или муниципального учреждения. В статье 48 ТК РФ предлагается уточнить порядок распространения действия соглашения на работодателей - государственные органы и органы местного самоуправления, ФГУПы, государственные учреждения субъектов РФ, муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Дополнение вносится в статью 75 ТК РФ: изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с его работниками. Одновременно пункт 6 части 1 статьи 77 ТК РФ дополняется положением, в соответствии с которым отказ работника от продолжения работы в связи с изменением типа государственного или муниципального учреждения является основанием прекращения с ним трудового договора.
Кроме того, законопроектом предлагается привести в соответствие с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" и Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" терминологию и положения статей ТК РФ по сфере действия и по кругу лиц. Результатом предложенных изменений должно стать уточнение порядка установления гарантий и компенсаций в отношении:
- работников, замещающих в федеральных государственных органах должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы;
- работников, замещающих в государственных органах субъектов Российской Федерации должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации;
- работников, замещающих в органах местного самоуправления должности, не являющиеся должностями муниципальной службы;
- работников федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений.
Не отражены в пояснительной записке и требуют дополнительного обсуждения предложения по изменению части 3 статьи 135 ТК РФ. Согласно действующей редакции этой части статьи 135 Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования медицинских, образовательных, научных организаций, организаций культуры и других организаций бюджетной сферы.
Законопроектом предлагается ограничить круг работников, для которых разрабатываются указанные в части 3 статьи 135 рекомендации, работниками, замещающими в государственных органах, органах местного самоуправления должности, не являющиеся должностями государственной гражданской и муниципальной службы, а также работниками государственных и муниципальных учреждений.
Возмещению расходов, связанных со служебными командировками и переездом в другую местность отдельных категорий работников, в законопроекте посвящены предложения по совершенствованию статей 168 и 169 ТК РФ, нацеленные на устранение правового пробела.
Как отмечается в пояснительной записке, внесение изменений в статью 168 ТК РФ вызвано необходимостью скорейшего урегулирования вопроса о разграничении полномочий между ветвями органов власти по установлению порядка и размера возмещения расходов, связанных со служебными командировками, а также порядка их возмещения.
Порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются соответственно указом Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 8 ч. 1 ст. 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). В пояснительной записке подчеркивается, что при принятии вносимых законопроектом изменений в статью 168 ТК РФ, действие которой не распространяется на федеральных государственных гражданских служащих, потребуется внести изменения в Указ Президента РФ N 813 "О порядке и условиях командирования государственных гражданских служащих" в целях определения механизма регулирования вопроса об установлении размеров возмещения расходов, связанными со служебными командировками данной категории работников.
Законопроектом предлагается установить в части 2 статьи 168 ТК РФ, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками работников, замещающих в федеральных государственных органах должности, не являющиеся должностями федеральной государственной службы, а также работников федеральных государственных учреждений и государственных внебюджетных фондов РФ определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно новой проектируемой части 3 статьи 168 ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, не являющихся государственными (муниципальными) служащими работников государственных органов субъектов РФ, работников государственных учреждений субъектов РФ, работников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений определяются соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Аналогичные положения предлагается предусмотреть в статье 169 ТК РФ относительно порядка и размеров возмещения расходов указанным категориям работникам в связи с их переездом на работу в другую местность. При этом учтено, что порядок и условия возмещения гражданскому служащему расходов, связанных с переездом в другую местность при его переводе в другой государственный орган, устанавливаются соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 9 ч. 1 ст. 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Следует отметить, что из сферы действия предлагаемых законопроектом изменений в статью 168 ТК РФ исключаются работники, замещающие в органах местного самоуправления должности муниципальной службы. Вместе с тем, в отличие от Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральный закон N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" не содержит гарантий по возмещению таким работникам расходов в связи со служебной командировкой.
Как отмечается в пояснительной записке, положения законопроекта, предусматривающие внесение изменений в статьи 302, 316, 323, 326 ТК РФ, нацелены на распространение предусмотренных этими статьями гарантий и компенсаций "на всех работников федеральных государственных органов и федеральных государственных учреждений, работников государственных органов субъектов Российской Федерации и работников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений".
Предлагаемое законопроектом изменение части 12 статьи 20 ТК РФ (п. 1 статьи 1 законопроекта) в части порядка и случаев привлечения к дополнительной ответственности собственника (учредителя) по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей требует согласования с действующим гражданским законодательством.
Все высказанные замечания могут быть устранены при подготовке к рассмотрению законопроекта во втором чтении.
На рассматриваемый законопроект получены отзывы от 22 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и от 43 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов РФ может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 17 субъектов РФ получен положительный отзыв, отрицательные отзывы отсутствуют.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении по законопроекту отмечает необходимость уточнения пункта 1 статьи 1 законопроекта и согласования терминологии законопроекта с терминологией Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в своем заключении комитета-соисполнителя высказывает ряд предложений по доработке законопроекта N 393979-6 и сообщает о поддержке его концепции.
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока считает возможным поддержать рассматриваемый законопроект. Вместе с тем Комитет обращает внимание на необходимость внесения аналогичных изменений в Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта N 393979-6.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера также поддерживает концепцию данного законопроекта.
Счетная палата Российской Федерации сообщает, что предложений и замечаний к указанному проекту федерального закона не имеется.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, поддерживает законопроект.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения работодателей, поддерживает законопроект при условии внесения редакционных изменений в часть 1 статьи 1 законопроекта, исключающих возможность ее двойного толкования и риски ее распространения на собственников организаций всех форм собственности.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает проект федерального закона N 393979-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части, касающейся возмещения расходов, связанных со служебными командировками и переездом в другую местность, а также трудовых отношений отдельных категорий работников" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.