Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (долее - законопроект) подготовлен во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N СИ-П13-19пр (пункт 2 раздела I) и направлен на повышение эффективности деятельности ФГУП "Почта России".
Необходимость разработки законопроекта обусловлена рядом проблем, связанных с непосредственной деятельностью ФГУП "Почта России", а также неблагоприятным состоянием предприятия, в котором оно находится в настоящее время.
Существующая организационно-правовая форма (федеральное государственное унитарное предприятие) является фактором, сдерживающим развитие предприятия в условиях конкуренции с российскими и международными компаниями, растущих потребностей населения, бизнеса и государства в отношении качества и объемов оказываемых услуг. Участие частных и институциональных инвесторов в развитии предприятия в значительной степени ограничивается текущей организационно-правовой формой.
Организационно-правовая форма акционерного общества является оптимальной для привлечения долгосрочных инвестиций в широкий спектр направлений деятельности предприятия (в том числе, развитие дистанционной торговли, новые сервисы и продукты на базе почты) и позволит создать условия для трансформации ФГУП "Почты России" в современное и эффективное предприятие.
В целях эффективной реализации процедуры реорганизации ФГУП "Почта России", с учетом необходимости обеспечения непрерывности деятельности предприятия, сохранения состава имущества предприятия, вносится настоящий федеральный закон, закрепляющий особенности приватизации имущества ФГУП "Почта России", регламентирующий порядок реорганизации, а также предусматривающий внесение необходимых изменений в ряд федеральных законов в связи с реорганизацией ФГУП "Почта России".
Основной целью законопроекта является обеспечение возможности преобразования государственного предприятия в открытое акционерное общество в максимально короткие сроки, что позволит создать оптимальные условия для эффективной деятельности предприятия, осуществить модернизацию объектов почтовой связи и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, тем самым повысить его конкурентоспособность и усилить инвестиционную привлекательность.
В указанных целях, положениями законопроекта установлено, что преобразование ФГУП "Почта России" осуществляется без внесения его в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период.
Кроме того, осуществление ФГУП "Почта России" важнейших государственных и социальных функций в сфере почтовой связи, наличие масштабной сети отделений почтовой связи (около 42 тыс. отделений) обуславливает необходимость установления в законопроекте положений, предусматривающих, что решение об условиях приватизации имущества ФГУП "Почта России" принимается Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрен ряд правовых механизмов, позволяющих оптимизировать и упростить порядок передачи и оформления прав на имущество предприятия, а также сократить сроки его регистрации.
Так, в целях обеспечения непрерывности операционной деятельности ФГУП "Почта России", минимизации рисков утраты имущества и снижения издержек проект закона предусматривает включение имущества, находящегося в пользовании ФГУП "Почта России", в передаточный акт независимо от его учета в реестре федерального имущества. Как правило, это касается объектов недвижимого имущества предоставленных ФГУП "Почта России" для размещения отделений почтовой связи до 1992 года, сведения о которых не внесены в реестр федеральной собственности при разграничении государственной собственности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Также законопроектом установлен упрощенный порядок государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, передаваемые в порядке приватизации в собственность создаваемого ОАО "Почта России". В частности, положениями законопроекта предусмотрено, что предварительная государственная регистрация прав собственности Российской Федерации и права ФГУП "Почта России" на вышеуказанные объекты недвижимого имущества не требуется, если права на такие объекты возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Учитывая, что до настоящего времени государственная регистрация ранее возникших прав Российской Федерации и прав ФГУП "Почта России" на значительную часть объектов недвижимого имущества, предоставленных под размещение отделений почтовой связи в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не осуществлялась, оформление прав на указанное имущество в порядке установленном действующим законодательством привело бы к значительным затратам бюджетных средств и заняло бы не менее пяти лет. Упрощенный порядок, предусмотренный законопроектом, позволит минимизировать издержки, связанные с оформлением прав на объекты недвижимого имущества и осуществить передачу имущества в короткие сроки (от года до полутора лет).
Предлагаемый в законопроекте механизм приватизации также позволит сохранить и упорядочить имущественную основу производственно-хозяйственной деятельности, привести организационную, правовую и управленческую структуру предприятия в соответствие с современными условиями функционирования экономики.
Схожие правовые механизмы приватизации ранее успешно использованы при проведении структурных преобразований федерального железнодорожного транспорта (Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта"), при передаче имущественного взноса Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (Федеральный закон от 5 июля 2007 г. N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии"), а также при передаче имущественного взноса Российской Федерации Государственной корпорации "Ростехнологии" (Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ "О государственной корпорации "Ростехнологии").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии" следует читать как "5 февраля 2007 г."
Законопроектом предусмотрен упрощенный порядок перехода прав и обязанностей по обязательствам при реорганизации ФГУП "Почта России". Так, положениями пункта 3 статьи 3 законопроекта установлено, что правила пункта 2 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации в части прав кредиторов на предъявление требований о досрочном исполнении обязательств при реорганизации ФГУП "Почта России", а также положения пункта 2 статьи 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и пункта 7 статьи 29 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не применяются. Правовой основой для применения указанной схемы являются положение пункта 2 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положения пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", согласно которым отдельные правовые особенности при проведении реорганизации могут устанавливаться федеральными законами. Указанные положения законопроекта направлены на обеспечение финансовой стабильности предприятия в процессе его преобразования, и соблюдения прав и интересов кредиторов в силу универсального характера правопреемства создаваемого ОАО "Почта России". Кроме того, в законопроекте определено, что на дочерние хозяйственные общества ОАО "Почта России" не распространяется ограничение иметь хозяйственным обществом в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Указанное положение направлено на установление прав создаваемого ОАО "Почта России", сто процентов акций которого предаются в собственность Российской Федерации, как единственному участнику хозяйственного общества, в процессе осуществления своей непосредственной деятельности иметь другие хозяйственные общества. Правовым основанием данного исключения являются положение пункта 6 статьи 98 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому отдельные правовые особенности данного положения могут устанавливаться законами.
Внесение изменений в пункт 15 статьи 43 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" связано с необходимостью сохранения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в составе имущества преобразуемого предприятия, что повысит социальную защищенность работников создаваемого ОАО "Почта России", сохранит его конкурентные преимущества на рынке труда при привлечении квалифицированной рабочей силы, а также позволит обеспечить приток молодых специалистов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта Федерального закона "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребуется:
внесение изменений в следующие законодательные акты:
Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании";
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи";
Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Основание необходимости подготовки |
Сроки подготовки |
Сведения об исполнителе |
1. |
Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" |
Требуется исключить федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" из перечня стратегических предприятий с целью обеспечения возможности преобразования государственного предприятия в открытое акционерное общество в максимально короткие сроки с учетом необходимости обеспечения непрерывности деятельности предприятия и сохранения состава имущества предприятия |
в течение 30 дней со дня официального опубликования Федерального закона "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, Минфин России, ФАС России Росимущество |
2. |
Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" |
Требуется исключить объекты и предприятия Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации из перечня объектов и предприятий, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, с целью обеспечения возможности преобразования государственного предприятия в открытое акционерное общество, направленного на повышение эффективности деятельности предприятия |
в течение 30 дней со дня официального опубликования Федерального закона "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, Минфин России, ФАС России Росимущество |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.