Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 611456-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внесение изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях исполнения пункта 2 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 20 декабря 2013 г. N 36, пункта 2 поручения Президента Российской Федерации от 4 марта 2014 г. N Пр-410, а также части 6 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В настоящее время в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется:
в федеральных медицинских организациях за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти и государственным академиям наук (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования);
в медицинских организациях субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая субсидии из федерального бюджета (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования);
в федеральных и региональных медицинских организациях, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании (в части высокотехнологичной медицинской помощи, входящей в базовую программу обязательного медицинского страхования).
В целях исполнения указанного протокола законопроектом предлагается установить на 2015 год финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных государственных учреждениях и на условиях софинансирования в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставляемых в виде иных межбюджетных трансфертов федеральному бюджету. Указанные средства из федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством будут предоставляться:
федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся медицинские организации, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь, для последующего направления средств этим организациям в виде целевых субсидий;
Министерству здравоохранения Российской Федерации для последующего представления бюджетам субъектам Российской Федерации в виде субсидий на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи.
Законопроектом предусматривается сохранение порядка финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе посредством предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, который в соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утверждается Правительством Российской Федерации.
Предлагаемое решение позволит установить на 2015 год единый источник финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, начиная с 2015 года обеспечить к 2017 году увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи в 1,5 раза в рамках запланированного бюджета с учетом равной доступности высокотехнологичной медицинской помощи для населения, проживающего в различных субъектах Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внесение изменений в статью 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статью 36 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в целях исполнения пункта 2 поручения Президента Российской Федерации от 4 марта 2014 г. N Пр-410, предусматривающего заключение соглашений между Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых необходимо определить целевые показатели объемов медицинской помощи, оказываемой в рамках реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, обусловив их соответствующими объемами субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и частью 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" территориальная программа обязательного медицинского страхования является составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и утверждение территориальной программы обязательного медицинского страхования органом государственной власти субъекта Российской Федерации раздельно от территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи законодательством Российской Федерации не установлено.
Методикой распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462, предусмотрено определение размера субвенции для субъекта Российской Федерации исходя из численности застрахованного по обязательному медицинскому страхованию населения субъекта Российской Федерации, подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования, установленного в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на соответствующий год, и коэффициента дифференциации, учитывающего региональные особенности субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 36 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации установлена структура территориальных программ обязательного медицинского страхования, включающая в том числе нормативы финансового обеспечения территориальных программ обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо (далее - подушевой норматив), рассчитанные исходя из нормативов объемов предоставления медицинской помощи и нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи. Таким образом, целевые показатели объемов медицинской помощи, оказываемой по территориальной программе обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, обусловлены соответствующими объемами субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и устанавливаются Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, а размер субвенций, в том числе на финансовое обеспечение указанных целевых объемов медицинской помощи, устанавливается федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период.
Исходя из того, что организация оказания медицинской помощи населению субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, в целях обеспечения сбалансированности объемов медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в целом, требуется определить целевые показатели объемов медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе в рамках реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования.
В связи с изложенным законопроектом предлагается заключение соглашений между Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Разработка предложений по заключению указанных соглашений предусматривается также Комплексом мер, направленных на дальнейшее развитие системы обязательного медицинского страхования (пункт 4), утвержденным Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец от 29 июля 2014 г. N 4918п-П12.
Реализация заключаемых соглашений не предусматривает изменение объема субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, или ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Предметом соглашения будет являться достижение установленных целевых показателей объемов медицинской помощи, оказываемой в рамках реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, обусловленных соответствующими объемами субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитанными в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и об обязательном медицинском страховании.
Законопроектом предусматривается установление Правительством Российской Федерации порядка заключения указанных соглашений, который будет содержать основные условия соглашений, порядок их заключения, также целевые показатели реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальных программ обязательного медицинского страхования. Конкретные значения целевых показателей, характеризующие реализацию территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, будут устанавливаться в указанных соглашениях, заключаемых по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Законопроектом в целях реализации части 6 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" определяются подходы к формированию на 2015 год объема страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения для включения в бюджеты Республики Крым и города федерального значения Севастополя и размера субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направляемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при осуществлении переданных субъектам Российской Федерации полномочий в сфере обязательного медицинского страхования (далее - субвенции), для включения в бюджет Федерального фонда.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" годовой объем бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом субъекта Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения, не может быть меньше произведения численности неработающих застрахованных лиц на 1 апреля года, предшествующего очередному, в субъекте Российской Федерации и тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, установленного федеральным законом.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов, определяется исходя из численности застрахованных лиц, норматива финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования и других показателей, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования". При этом согласно указанному постановлению Правительства Российской Федерации численность застрахованных по обязательному медицинскому страхованию берется на 1 апреля года, в котором рассчитывается субвенция на очередной финансовый год.
Исходной базой для получения данных о численности застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц является единый регистр застрахованных лиц, региональный сегмент которого ведут территориальные фонды обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
При отсутствии в настоящее время в Республике Крым и г. Севастополе системы обязательного медицинского страхования и, соответственно, персонифицированного учета застрахованных по обязательному медицинскому страхованию граждан сформировать в полном объеме региональный сегмент застрахованных лиц в 2014 году не представляется возможным, в связи с чем предлагается на 2015 год при расчете страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и субвенции использовать для определения численности застрахованных лиц данные органов статистики Республики Крым и г. Севастополя о численности постоянного населения, в том числе занятого населения, по состоянию на 1 апреля 2014 г.
С учетом этого законопроект дополняет статью 51 частью 7.1, предусматривающей установление на 2015 год особого порядка расчета размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения для Республики Крым и города Севастополя (исходя из численности неработающего населения на 1 апреля 2014 г. в соответствующем субъекте Российской Федерации) и частью 8.1, предусматривающей расчет субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования Республики Крым и г. Севастополя исходя из данных о численности постоянного населения соответствующего субъекта Российской Федерации на 1 апреля 2014 г. и коэффициента дифференциации в размере, равном 1,0.
При этом численность неработающего населения в указанных субъектах Российской Федерации на 1 апреля 2014 г. предлагается определять как разницу между численностью постоянного населения и численностью занятого населения на аналогичную дату в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с методикой распределения субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462, коэффициент дифференциации учитывает районный коэффициент к заработной плате (далее - районный коэффициент) и средневзвешенную процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за работу в местностях с особыми климатическими условиями, которые установлены для территории соответствующего субъекта Российской Федерации законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Союза ССР, уровень среднемесячной заработной платы в субъекте Российской Федерации, а также расчетный уровень индекса бюджетных расходов в субъекте Российской Федерации.
Коэффициент дифференциации является повышающим для субъекта Российской Федерации в следующих случаях:
в субъекте Российской Федерации установлен районный коэффициент к заработной плате, либо уровень заработной платы в субъекте Российской Федерации превышает среднее значение по Российской Федерации;
в субъекте Российской Федерации, в которых расчетный уровень индекса бюджетных расходов составляет более 1,0 (субъекты Российской Федерации с низкой плотностью населения и низкой транспортной доступностью населенных пунктов).
Таким образом, при расчете субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования для Республики Крым и г. Севастополя предлагается использовать коэффициент дифференциации в размере, равном 1,0.
Также законопроектом предлагается дополнить приложение к Федеральному закону "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения", включив в его новые субъекты Российской Федерации - Республику Крым и г. Севастополь со значением коэффициента дифференциации в размере, равном 0,3333.
Примечанием к приложению к Федеральному закону "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" установлено, что коэффициент дифференциации рассчитывается как отношение суммы средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за работу в местностях с особыми климатическими условиями и максимального значения суммы средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за работу в местностях с особыми климатическими условиями, равного 3.
В 2014 году в соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, осуществляется финансовое обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи) и расходов, включаемых в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в соответствии с частью 7 статьи 35 указанного Федерального закона с 2013 года. В связи с этим предлагается внести изменение в часть 10 статьи 51, установив, что начиная с 2015 года общий размер бюджетных ассигнований на обязательное медицинское страхование неработающего населения и на предоставление межбюджетных трансфертов бюджету территориального фонда должен быть не менее размера, установленного в предшествующем году. Указанные расходы будут осуществляться в пределах бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и не потребуют дополнительных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Во исполнение перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева по итогам встречи с депутатами сельских поселений от 10 мая 2014 г. N ДМ-П11-3351 законопроектом предлагается на 2015 год продлить осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 45 лет, прибывшим или переехавшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок. Финансовое обеспечение указанных выплат будет осуществляться в равных долях за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В целях приведения положений Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в соответствие с проектами федеральных законов "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" статья 51 дополняется частью 22, предусматривающей передачу в 2015 и 2016 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования федеральному бюджету дотации на сбалансированность.
Законопроектом во исполнение подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N Пр-1558 по итогам совещания по вопросу определения основных подходов к формированию бюджетной и налоговой политики на 2015 - 2017 годы 23 июня 2014 г. предусматривается установление тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 5,1% сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон) для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий финансовый год предельную величину базы для начисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.
Согласно части 5 указанной статьи установленная частью 4 предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом. Размер указанной предельной величины базы для начисления страховых взносов определяется и устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2013 г. N 1101 предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г. установлена в сумме 624 тыс. рублей.
С учетом указанных норм Федерального закона уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в действующих условиях осуществляется по ставке 5,1% с сумм выплат в пользу физических лиц, не превышающих предельную величину облагаемой базы.
Законопроект предусматривает внесение изменений в части 4 и 5 статьи 8 Федерального закона, устанавливающих предельную величину базы для начисления страховых взносов только в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также новую редакцию части 1 статьи 58.2 Федерального закона.
С учетом вносимых в Федеральный закон изменений с 2015 года уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования плательщиками, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5, будет производиться по тарифу 5,1%, а плательщиками, применяющими пониженные тарифы страховых взносов, в соответствии с тарифами, установленными статьями 58 и 58.1 Федерального закона, со всех без ограничения сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица за соответствующий финансовый год, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 9 Федерального закона.
Внесение предлагаемых законопроектом изменений позволит привлечь в систему обязательного медицинского страхования дополнительные ресурсы, которые помогут обеспечить реализацию комплекса поставленных задач перед бюджетом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, прежде всего связанных с новым механизмом финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи и повышением заработной платы медицинских работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", а также обеспечить сбалансированность федерального бюджета и исключить возможные риски дефицита бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Снятие ограничения с предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование обеспечит дополнительные доходы системы обязательного медицинского страхования в 2015 году в размере 181,4 млрд. рублей, в 2016 году - 194,8 млрд. рублей, в 2017 году - 212,3 млрд. рублей.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи будет осуществляться в пределах ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Федеральному Собранию Правительству Российской Федерации совместно с высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечить в течение трех лет увеличение объемов высокотехнологичной медицинской помощи не менее чем в 1,5 раза по сравнению с 2013 годом.
В 2013 году высокотехнологичная медицинская помощь за счет средств соответствующих бюджетов (федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) была оказана 505 тыс. человек.
В 2014 году высокотехнологичную медицинскую помощь планируется оказать 552,5 тыс. человек, в том числе за счет средств федерального бюджета (включая межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования) и бюджетов субъектов Российской Федерации - 417,8 тыс. человек, из них в федеральных учреждениях - 264,9 тыс. человек.
В 2015 году высокотехнологичную медицинскую помощь планируется оказать 649,9 тыс. человек, в том числе за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджетов субъектов Российской Федерации 487,4 тыс. человек, из них в федеральных медицинских учреждениях - 322,0 тыс. человек.
В целях достижения индикативного показателя - увеличения к 2017 году объемов высокотехнологичной медицинской помощи в 1,5 раза к уровню 2013 года с учетом сложившейся структуры высокотехнологичной медицинской помощи запланирован рост ее объемов: в 2016 и 2017 годах высокотехнологичную медицинскую помощь планируется оказать 757,5 тыс. человек (ежегодно).
Таблица 1
Плановое количество больных в 2014 - 2015 годах с учетом источников финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи
Плановое количество больных, тыс. человек |
2014 год |
2015 год |
За счет средств бюджета ФОМС в федеральных медицинских организациях |
264,9 |
322,0 |
За счет средств бюджета ФОМС и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в медицинских организациях субъектов Российской Федерации |
152,9 |
165,4 |
Итого за счет средств бюджета ФОМС и средств бюджетов субъектов Российской Федерации |
417,8 |
487,4 |
В рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования |
134,7 |
162,5 |
Всего |
552,5 |
649,9 |
С 2015 года финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных медицинских организациях за счет бюджетных ассигнований Федерального фонда обязательного медицинского страхования будет осуществляться по полному тарифу - с включением в структуру норматива финансовых затрат на оказание данного вида медицинской помощи всех статей расходов, связанных с ее оказанием. Расчетная средняя стоимость лечения одного больного составит 239,5 тыс. рублей.
Таблица 2
Средняя стоимость лечения одного больного в 2014 - 2017 годах за счет бюджетных ассигнований Федерального фонда обязательного медицинского страхования с учетом индекса-дефлятора
Показатель |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Индекс-дефлятор |
|
104,0 |
104,0 |
Средняя стоимость лечения одного больного, тыс. руб. |
239,5 |
249,1 |
259,1 |
Исходя из запланированного количества больных, нуждающихся в высокотехнологичной медицинской помощи, с учетом обеспечения роста объемов данного вида медицинской помощи к 2017 году в 1,5 раза от уровня 2013 года и расчетной средней стоимости лечения одного больного необходимый объем бюджетных ассигнований для финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи составит:
1) для медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и включенных в перечень, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти: в 2015 году - 77,1 млрд. руб., в 2016 году - 93,5 млрд. руб., в 2017 году - 97,3 млрд. рублей.
2) для государственных учреждений субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования: в 2015 году - 5,0 млрд. руб., в 2016 году - 6,0 млрд. руб., в 2017 году - 6,2 млрд. рублей.
Необходимый объем ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусматривается проектом федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
В соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования Республики Крым и г. Севастополя предоставляются из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.
По предварительной оценке, в 2015 году размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения для Республики Крым и г. Севастополя, рассчитанных исходя из численности незанятого населения и тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, установленного Федеральным законом "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" в размере 18 864,6 рублей, с учетом коэффициента дифференциации для Республики Крым и г. Севастополя в размере 0,3333, составит 7,0 млрд. рублей и 1,3 млрд. рублей соответственно.
Уплата указанных страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах Республики Крым и г. Севастополя на 2015 год.
Размер субвенций для Республики Крым и города Севастополя на 2015 год рассчитывается в соответствии с порядком распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462, исходя из численности постоянного населения на 1 января 2014 г., коэффициента дифференциации в размере, равном 1,0, и норматива финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в размере 8 481,5 рублей.
По предварительной оценке, размер субвенций из бюджета Федерального фонда в 2015 году для Республики Крым составит 16,6 млрд. рублей, для г. Севастополя - 3,3 млрд. рублей.
Источником финансового обеспечения субвенций из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования Республики Крым и г. Севастополя будут являться страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего и неработающего населения, в том числе поступающие из Республики Крым и г. Севастополя.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" субвенции из бюджета Федерального фонда будут предоставляться при условии соответствия объема бюджетных ассигнований на обязательное медицинское страхование неработающего населения, утвержденного законом о бюджете субъекта Российской Федерации, размеру страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассчитанному в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона, и при условии перечисления в бюджет Федерального фонда ежемесячно одной двенадцатой годового объема бюджетных ассигнований на обязательное медицинское страхование неработающего населения, утвержденного законом о бюджете субъекта Российской Федерации, в срок не позднее 20-го числа каждого месяца.
В 2014 году размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения составляет 478,3 млрд. руб., межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, - 134,5 млрд. рублей.
В 2015 году размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассчитанный в соответствии со статьей 23 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", составит 617,3 млрд. рублей. При этом прирост указанных страховых взносов по сравнению с 2014 годом (без учета Республики Крым и г. Севастополя) составит 130,7 млрд. рублей.
Вместе с тем в отдельных субъектах Российской Федерации размер межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - межбюджетные трансферты), в 2014 году превышает прирост страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и в общей сумме по Российской Федерации составляет 62,3 млрд. рублей.
Таким образом, внесение изменения в часть 10 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" позволит сохранить в 2015 году межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, по предварительной оценке, в размере 62,3 млрд. рублей.
Расходы по предоставлению указанных межбюджетные трансфертов будут осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации, и не потребуют дополнительных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году будет осуществляться на паритетных началах за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджетов субъектов Российской Федерации. По предварительной оценке, численность медицинских работников с высшим профессиональным образованием, которые могут претендовать на получение единовременных компенсационных выплат в связи с переездом на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки в 2015 году, с учетом увеличения возрастного критерия до 45 лет составит 6,3 тыс. человек.
Для финансового обеспечения осуществления единовременных компенсационных выплат указанному количеству медицинских работников в 2015 году за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам территориальных фондов из бюджета Федерального фонда, потребуется предусмотреть 3,2 млрд. рублей.
Установление законопроектом тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 5,1% сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов позволит с 2015 года минимизировать риск возможного дефицита бюджета Федерального фонда и будет способствовать получению дополнительных ресурсов в системе обязательного медицинского страхования.
Дополнительные доходы системы обязательного медицинского страхования с принятием законопроекта оцениваются в 2015 году в размере 181,4 млрд. рублей, в 2016 году - 194,8 млрд. рублей, в 2017 году - 212,3 млрд. рублей.
На компенсацию выпадающих доходов бюджета Федерального фонда в связи с уплатой отдельными категориями плательщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации страховых взносов по пониженным тарифам бюджету Федерального фонда потребуются дополнительные межбюджетные трансферты из федерального бюджета на 2015 год в объеме 2,1 млрд. рублей, на 2016 год - 2,2 млрд. рублей, на 2017 год - 2,4 млрд. рублей.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятие следующих нормативных правовых актов:
Наименования проектов нормативных правовых актов |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Цель, предмет и содержание правового регулирования |
Исполнитель и соисполнители по разработке проектов |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка финансового обеспечения, в том числе посредством предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете федеральным органам исполнительной власти" |
Статья 1 законопроекта |
2 месяца со дня вступления Федерального закона в силу |
Утверждение порядка финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи |
Минздрав России Минфин России Минюст России ФОМС |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" |
Статья 1 законопроекта |
2 месяца со дня вступления Федерального закона в силу |
Определение уполномоченного федерального органа исполнительной власти |
Минздрав России |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка заключения соглашений Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и органов государственной власти субъектов Российской Федерации о реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальных программ обязательного медицинского страхования" |
Статья 1 законопроекта |
2 месяца со дня вступления Федерального закона в силу |
Определение порядка, условий заключения соглашений |
Минздрав России Минфин России Минюст России ФОМС |
Приказ Минздрава России "Об утверждении формы соглашения Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и органа государственной власти субъекта Российской Федерации о реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования" |
Статья 1 законопроекта |
2 месяца со дня вступления Федерального закона в силу |
Утверждение формы соглашения |
Минздрав России Минюст России ФОМС |
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении перечня медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь" |
Статья 1 законопроекта |
2 месяца со дня вступления Федерального закона в силу |
Утверждение перечня федеральных государственных учреждений |
Минздрав России |
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении плановых объемов высокотехнологичной медицинской помощи в разрезе главных распорядителей бюджетных средств" |
Статья 1 законопроекта |
2 месяца со дня вступления Федерального закона в силу |
Утверждение плановых объемов высокотехнологичной медицинской помощи |
Минздрав России |
Приказы федеральных органов исполнительной власти "Об утверждении плановых объемов высокотехнологичной медицинской помощи подведомственным медицинским организациям" |
Статья 1 законопроекта |
2 месяца со дня вступления Федерального закона в силу |
Утверждение плановых объемов высокотехнологичной медицинской помощи |
Федеральные органы исполнительной власти |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.