Досье на проект федерального закона
В 2009 году Правительство Российской Федерации утвердило "Концепцию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года". На первом этапе реализации концепции (2010 - 2012 годы) предусматривалось снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 15 процентов. На втором этапе (2013 - 2020 годы) - снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 55 процентов, а также создание условий для дальнейшего постоянного снижения потребления алкогольной продукции. По итогам 2009 года население Российской Федерации выпило 129,6 млн дал абсолютного алкоголя (данные Росстата). В 2013 - 129,1 млн дал абсолютного алкоголя. То-есть, изменение составило менее 0,4 процента. Можно сказать, что первый этап оказался провален.
Доля пива к итогу в абсолютном алкоголе в 2009 году по данным Росстата составляла 30,7 процентов. В 2013 году доля пива и пивных напитков - уже 39 процентов к итогу в абсолютном алкоголе. В 2014 - более 44 процентов. Вместо выработки способов достижения к 2020 году поставленной цели, открыто заявляется прямо противоположный подход в угоду транс-национальным пивным корпорациям, контролирующим более 80 процентов российского пивного рынка. Благодаря вальяжности, с которой представители транс-национальных пивных корпораций "ногой открывают двери" в кабинеты государственных чиновников, пиво, реализуемое в объемах, в пять раз превышающих объемы вместе взятых продаж всех других видов алкогольной продукции, находится в льготных условиях государственного регулирования. Ни производство, ни оборот пива не лицензируется. Производить пиво можно практически кому угодно, из чего угодно и продавать где угодно. Пивные напитки со вкусом джин-тоника или апельсина можно встретить повсеместно по крайне низкой цене, что делает их привлекательными для молодежи. При этом по данным Росалкогольрегулирования по меньшей мере 50 процентов таких напитков произведены и реализуются нелегально.
Мало того, уже всерьез обсуждается расширение возможности реализации алкогольной продукции за счет нестационарной торговли. Запрет на нестационарную торговлю пивом вступил в силу с 1 января 2013 года. Иные виды алкогольной продукции не реализуются в ларьках и киосках с 1998 года. Понятно, что вопрос этот волнует только пивоваров.
Инициативы, абсолютно противоположные целям снижения потребления алкоголя вступают в противоречие с "Концепцией государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года". Судя по всему, эта Концепция на пиво не распространяется.
Особенно поражает тот факт, что чиновники хорошо знают и о факте выделения ядовитого вещества дибутилфталата из полимерной потребительской тары (ПЭТ-тары) в алкогольную продукцию. Об этом свидетельствуют многочисленные лабораторные исследования. В России более 60% пива разливается в полимерную потребительскую (ПЭТ) тару.
В "Руководстве по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду Р 2.1.10.1920-04", утвержденном Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, указано, что дибутилфталат является веществом, поступление которого в организм человека приводит к системному поражению органов и тканей (смертности) и гормональным нарушениям. Дибутилфталат запрещен в любой концентрации для упаковки пищевой продукции согласно действующему техническому регламенту Таможенного союза. Кроме того, дибутилфталат негативно влияет на репродуктивную функцию. Не случайно освободившее от пива рекламное время на телеканалах заняли препараты для восстановления потенции.
Фактически, транс-национальные пивоваренные компании при полном попустительстве и прямом содействии некоторых государственных чиновников осуществляют травлю населения запрещенными ядовитыми веществами, имея возможность их бесконтрольно производить, повсеместно продавать и рекламировать по телевидению.
Данным законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Запрещается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 0,5 процентов объема готовой продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленной из полиэтилена, полистирола и иного полимерного материала) через 10 дней после официального опубликования закона. Через полгода после официального опубликования закона вводится обязательное лицензирование производства и оборота пива и пивных напитков.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребуется дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
В связи с принятием проекта федерального закона к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.