Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 558862-6 "О внесении изменений в статьи 11 и 17 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрен в части, относящейся к компетенции Комитета, проект федерального закона N 558862-6 "О внесении изменений в статьи 11 и 17 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как отмечается в пояснительной записке, в целях наиболее эффективного регулирования трудовых правоотношений работников, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, законопроектом предлагается дополнить перечень организаций, которые вправе устанавливать указанным работникам ненормированный рабочий день, дочерними организациями Оргкомитета "Россия-2018". Перечень дочерних организаций FIFA, контрагентов FIFA, конфедераций и национальных футбольных ассоциаций, дочерних организаций Оргкомитета "Россия-2018", для которых устанавливаются особенности труда работников, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий, определяется Правительством Российской Федерации. Также в отличие от действующей редакции статьи 11 Федерального закона N 108-ФЗ законопроектом предлагается исключить из сферы ее применения Российский футбольный союз.
Данные предложения заслуживают поддержки, так как нацелены на уточнение круга лиц, подпадающих под действие положений, устанавливающих особенности труда работников во время подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
Законопроектом предлагается уточнить, что требования статей 113, 152, 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации (запрещение работы в выходные и праздничные дни, оплата сверхурочной работы, оплата труда в выходные дни, нерабочие праздничные дни и ночное время) не применяются не в течение всего периода действия Федерального закона, а только в период проведения спортивного соревнования, а также в период, начинающийся за десять дней до начала мероприятия, проходящего за пределами периода проведения спортивного соревнования, и завершающийся по истечении десяти дней после окончания соответствующего мероприятия.
Необходимо отметить, что в пункте 12 статьи 2 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Федеральный закон N 108-ФЗ) под термином "мероприятия" понимаются мероприятия по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года - спортивные соревнования, а также деятельность, связанная с их подготовкой и проведением в Российской Федерации, организованная или одобренная FIFA, Российским футбольным союзом либо Оргкомитетом "Россия-2018".
В свою очередь рассматриваемый законопроект оперирует понятием "мероприятие, проходящее за пределами периода проведения спортивного соревнования", что вносит определенное терминологическое несоответствие и допускает множественность толкования этого понятия в правоприменительной практике.
Данное положение требует уточнения еще и по той причине, что в рассматриваемом законопроекте оно применяется при определении сроков временного исключения ряда категорий работников из сферы действия статей 113, 152, 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации, что может привести к снижению уровня защиты их трудовых прав и гарантий в сфере труда.
В соответствии с пунктом 26 статьи 2 Федерального закона N 108-ФЗ перечень мероприятий, утвержденный Правительством Российской Федерации, содержится в Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу и включает, в частности, такие мероприятия, как строительство и/или реконструкция стадионов, тренировочных площадок, гостиничных комплексов, объектов размещения болельщиков, аэродромных площадок и т.п.
Кроме того, пояснительная записка к законопроекту не содержит обоснований выбора длительности периода, начинающегося за десять дней до начала мероприятия, проходящего за пределами периода проведения спортивного соревнования, и завершающегося по истечении десяти дней после окончания соответствующего мероприятия. Данное положение требует дополнительного обоснования в связи с упомянутым выше характером мероприятий.
С учетом изложенных замечаний и предложений Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает принятие проекта федерального закона N 558862-6 "О внесении изменений в статьи 11 и 17 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.