Письмо Счетной палаты РФ от 30 декабря 2014 г. N 01-4313/05-02
Досье на проект федерального закона
Счетная палата Российской Федерации рассмотрела проект федерального закона N 652294-6 "О внесении изменений в статьи 1 и 20 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", направленный в соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол от 8 декабря 2014 г. N 209), и на основании статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" направляет заключение.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
Председатель |
Т.А. Голикова |
Заключение Счетной палаты РФ от 30 декабря 2014 г. N ЗСП-525/05-02
на проект федерального закона N 652294-6 "О внесении изменений в статьи 1 и 20 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях",
внесенный депутатом Государственной Думы М.В. Дегтяревым
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 652294-6 "О внесении изменений в статьи 1 и 20 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы от 8 декабря 2014 г. N 209.
Законопроектом, внесенным депутатом Государственной Думы М.В. Дегтяревым, предлагается ввести запрет на продажу "аффинированного золота в стандартном виде и золота в стандартных и мерных слитках" нерезидентам, а также запрет на вывоз названного золота с территории Российской Федерации.
В указанных целях статья 1 Федерального закона от 6 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее-Федеральный закон N 41-ФЗ) дополняется понятием "российское золото в стандартном виде - добытое на территории Российской Федерации аффинированное золото в стандартном виде и золото в стандартных и мерных слитках, изготовленное только или как минимум наполовину из добытого на территории Российской Федерации аффинированного золота".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "26 марта 1998 г."
Необходимо отметить, что Федеральным законом N 41-ФЗ и подзаконными нормативными правовыми актами, регулирующими операции с драгоценными металлами, критерии и способы установления территориальной принадлежности добытого золота не определены, так как аффинаж золота может осуществляться не только путем аффинажа добытого золота, но и путем переработки лома золота, происхождение которого определить затруднительно. При данных обстоятельствах введение указанного термина представляется нецелесообразным.
Законопроектом также предусматривается внесение в статью 20 Федерального закона N 41-ФЗ изменений, предусматривающих не только введение названного выше запрета, но и обязанность федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (Минфин России), приобретать в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации по рыночной цене аффинированное золото у субъектов добычи, не реализованное в течение года со дня аффинажа резидентам, а также у резидентов - российское золото в стандартном виде, не приобретенное резидентами в течение двух лет со дня приобретения указанными лицами права собственности на них.
Полагаем важным обратить внимание, что в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона N 41-ФЗ драгоценные металлы, приобретенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности юридических и физических лиц. Собственники драгоценных металлов осуществляют свое право собственности на драгоценные металлы в соответствии с указанным Федеральным законом и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом ограничения прав собственников драгоценных металлов распоряжаться аффинированным золотом, а именно ограничения возможности хранения и свободной реализации принадлежащих на праве собственности драгоценных металлов, противоречат статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации в части свободного владения, пользования и распоряжения юридическими и физическими лицами своим имуществом.
Согласно пояснительной записке предлагаемые законопроектом изменения позволят, с одной стороны, за счет средств федерального бюджета оказать государственную поддержку субъектам внутреннего рынка драгоценных металлов, а не иностранным золототорговцам, а с другой стороны - существенно увеличить золотые резервы России.
При этом согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его принятие потребует дополнительных расходов федерального бюджета на закупку золота в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней в размере 170 млрд. рублей, рассчитанных исходя из планируемой рыночной стоимости одного грамма золота в 2014 году 1 700 рублей.
Кроме того, в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не указаны существенные условия поставок аффинированного золота в Госфонд России, в том числе объем и расчеты стоимости аффинированного золота, планируемого к зачислению в Госфонд России, и технико-экономическое обоснование эффективности проведения операций по его закупке в Госфонд России.
Полагаем важным отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае, если принимается закон, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств. Однако законопроект не содержит названных норм.
Согласно пункту 8 Порядка определения цен на драгоценные металлы и изделия из них, закупаемые в Госфонд России и продаваемые из него, утвержденного приказом Минфина России от 29 октября 2002 г. N 106н, расчетные цены на аффинированные драгоценные металлы, поставляемые в Госфонд России, определяются исходя из цен Лондонского рынка драгоценных металлов на день, предшествующий дню установления расчетных цен, пересчитанных в рубли по курсу доллара США, установленному Банком России на день, предшествующий дню установления расчетных цен.
Средняя цена на золото за 2014 год составляет 1 273,67 доллара США за тройскую унцию, соответственно цена 1 грамма золота (1 тройская унция равна 31,10348 грамма) - 40,94 доллара США, или 2 374,52 рубля при курсе 58 рублей за 1 доллар США (при среднем курсе на декабрь 2014 года), что превышает указанную в финансово-экономическом обосновании стоимость 1 грамма золота - 1 700 рублей.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
В этой связи предусмотренное статьей 2 законопроекта вступление в силу законодательного акта с 1 января 2014 года противоречит бюджетному законодательству.
На основании изложенного законопроект Счетной палатой Российской Федерации не может быть поддержан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Счетной палаты РФ от 30 декабря 2014 г. N 01-4313/05-02 и Заключение Счетной палаты РФ от 30 декабря 2014 г. N ЗСП-525/05-02 на проект федерального закона N 652294-6 "О внесении изменений в статьи 1 и 20 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", внесенный депутатом Государственной Думы М.В. Дегтяревым
Текст письма официально опубликован не был