Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 819066-6 "О прекращении задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", внесенному членом Совета Федерации Е.В. Афанасьевой, депутатами Государственной Думы А.А. Ищенко, С.Г. Каргиновым, И.К. Сухаревым, А.Н. Диденко, А.Б. Курдюмовым, С.В. Марининым, И.Н. Абрамовым, А.С. Сикорским, С.В. Журавлевым, И.Ю. Дроздовым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 819066-6 "О прекращении задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", внесенный членом Совета Федерации Е.В. Афанасьевой, депутатами Государственной Думы А.А. Ищенко, С.Г. Каргиновым, И.К. Сухаревым, А.Н. Диденко, А.Б. Курдюмовым, С.В. Марининым, И.Н. Абрамовым, А.С. Сикорским, С.В. Журавлевым, И.Ю. Дроздовым.
Законопроект предусматривает списание обязательств субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам по состоянию на первое января 2015 года с заключением новых соглашений о предоставлении бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации в очередном финансовом году.
По мнению авторов законопроекта предлагаемая мера приведет к повышению кредитного рейтинга региона и позволит достичь снижения долговой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации и направления высвободившихся средств региональных бюджетов на выполнение социальных обязательств перед населением.
В рамках своей компетенции по данному законопроекту Комитет считает необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 2 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности, что отличает его от иных форм предоставления средств одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету (дотации, субсидии, субвенции).
Согласно положениям части 2 статьи 93.3 БК РФ цели предоставления бюджетных кредитов и размеры платы за пользование бюджетными кредитами для муниципальных образований устанавливаются законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации.
По данным Счетной Палаты Российской Федерации государственный долг субъектов Российской Федерации по состоянию на 01 января 2015 года составил 2 089,0 млрд. рублей, в том числе по бюджетным кредитам - 647,5 млрд. рублей, или 31% от общего объема долговых обязательств.
При этом, долг муниципальных образований составил 306,5 млрд. рублей.
Согласно нормам Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) на предоставление бюджетных кредитов предусмотрено 310 млрд. рублей (статья 11). Однако, из 310,0 млрд. рублей бюджетных кредитов бюджеты субъектов по состоянию на 01 июня 2015 года смогли взять только 105,0 млрд. рублей, что в значительной степени связано с условиями их предоставления, оптимизация которых в перспективе представляется действенным инструментом повышения эффективности социально-экономического развития страны в целом.
Вместе с тем, положения части 1 статьи 2 представленного законопроекта, определяющие порядок реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам по состоянию на первое января 2015 года, вступают в противоречие с частью 5 статьи 16 Федерального закона 384-ФЗ, закрепляющими право Правительства Российской Федерации провести в 2015 году реструктуризацию обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам в пределах остатков не погашенной на дату реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджетам субъектов Российской Федерации для определенных Федеральным законом N 384-ФЗ целей (строительства, реконструкции, капитального ремонта и т.д.) в установленном порядке.
В действующем законодательстве условия реструктуризации бюджетных кредитов учитываются при формировании и утверждении источников финансирования дефицита соответствующего бюджета. Кроме того, в соответствии со статьями 94-96 БК РФ в состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета включается, в том числе, разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации.
В частности, требования к размерам дефицита местных бюджетов, источников его финансирования, предельных объемов муниципальных заимствований, уровню и состоянию муниципального долга устанавливаются статьями 92.1, 96, 100, 106, 107, 111 БК РФ.
Размер дефицита и источники финансирования дефицита бюджета утверждаются соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, законами субъектов Российской Федерации - о бюджете субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований - о местном бюджете.
Установление условий реструктуризации (списания) обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам путем заключения соглашения между Правительством Российской Федерации либо уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации без принятия соответствующих норм в законе (решении) о бюджете приведет к несбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что, в свою очередь, может привести к возникновению рисков неисполнения расходных обязательств.
Списание обязательств субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам по состоянию на 1 января 2015 года с заключением новых соглашений о предоставлении бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации в очередном финансовом году приведёт к возникновению выпадающих доходов федерального бюджета, при этом источники компенсации выпадающих доходов федерального бюджета не определены.
Следует также отметить, что по причине недостаточной наполняемости бюджета в настоящее время, в том числе из - за высокой зависимости экономики и финансовой системы от конъюнктуры мировых цен на сырьевые ресурсы, возможности для списания и предоставления бюджетных кредитов по минимальной ставке могут изменяться по мере изменения запасов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния Российской Федерации, что также затрудняет утверждение инициируемых авторами норм.
Кроме того, в финансово - экономическом обосновании к законопроекту не содержится оценки влияния предполагаемой реструктуризации(списания) задолженности на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным в части вопросов своего ведения Комитет не поддерживает данный законопроект и предлагает Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.