Заключение Счетной палаты РФ от 30 октября 2015 г. N ЗСП-231/12-03
на проект федерального закона N 911758-6 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год"
(утв. Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 30 октября 2015 г. N 47К (1058)))
Досье на проект федерального закона
1. Общие положения
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации и Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857 (далее - Устав).
Пунктом 1 части 13 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации") установлено, что до дня вступления в силу федерального закона о государственных социальных фондах правовое положение Федерального фонда обязательного медицинского страхования определяется действующим Уставом.
Согласно Уставу Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования, является самостоятельным государственным некоммерческим финансово - кредитным учреждением, юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.
Полное официальное наименование Федерального фонда обязательного медицинского страхования - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, местонахождение: 101481, Москва, ГСП-4, ул. Новослободская, 37.
В соответствии с частью второй статьи 33 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и пунктом 17 Устава управление Фонда осуществляется коллегиальным органом - правлением и постоянно действующим исполнительным органом - председателем ФОМС. В соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и пунктом 19 Устава в состав правления ФОМС входят 11 человек.
Состав правления ФОМС утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2015 г. N 493-р. Согласно пункту 2 распоряжения, председателем правления ФОМС по должности является Министр здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцова, а председатель ФОМС входит в состав правления ФОМС по должности. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 15 августа 2012 г. N 1479-р председателем ФОМС является Н.Н. Стадченко.
2. Общая характеристика проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год"
2.1. Порядок и сроки формирования проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год"
Параметры бюджета ФОМС на 2016 год рассчитаны в соответствии с основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов (далее - Прогноз), представленного Минэкономразвития России 5 октября 2015 г., по базовому (консервативному) варианту.
Основные характеристики Прогноза, влияющие на показатели проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год" (далее - законопроект), приведены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели прогноза |
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2017 года, от 6 сентября 2014 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (вариант 1) |
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов от 5 октября 2015 г. (по базовому варианту) |
|||
2016 г. |
2017 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|
Индекс потребительских цен |
|
|
|
|
|
на конец года (% к дек. пред. года) |
104 - 105 (104,5) |
103,5 - 104,5 (104,0) |
106,4 |
106,0 |
105,1 |
в среднем за год (% к пред. году) |
104,4 |
104,3 |
107,4 |
105,8 |
105,5 |
ВВП, млрд. рублей |
83208 |
90063 |
78673 |
84910 |
91930 |
темп роста, % к пред. году |
102,3 |
103,0 |
0,7 |
1,9 |
2,4 |
индекс-дефлятор ВВП, % к пред. году |
104,9 |
105,1 |
106,3 |
105,9 |
105,8 |
Фонд заработной платы, млрд. рублей |
20420 |
22259 |
19903 |
21617 |
23424 |
Номинально начисл. среднемес з/п на одного работника, рублей |
37408 |
40805 |
36838 |
40092 |
43601 |
Численность населения |
146,5 |
146,6 |
146,9 |
147,3 |
147,5 |
Экономически активное население, млн. человек |
71,7 |
71,6 |
72,4 |
72,2 |
71,9 |
Занято в экономике, млн. человек |
67,4 |
67,3 |
68,2 |
68,1 |
67,8 |
Общая численность безработных (в среднем за период), млн. человек |
4,3 |
4,3 |
4,2 |
4,1 |
4,1 |
Производительность труда, % |
102,4 |
103,1 |
100,9 |
102,1 |
102,7 |
Доля фонда заработной платы в ВВП |
24,6 |
24,8 |
25,3 |
25,5 |
25,5 |
По сравнению с предшествующими вариантами прогноза в прогнозе Минэкономразвития России показатель "Фонд заработной платы" на 2016 год, влияющий на формирование бюджета ФОМС от 5 октября 2015 г. (базовый вариант), уменьшился. Так, согласно варианту Прогноза от 30 апреля 2015 г. прогнозный показатель Фонда заработной платы составил 20 129 млн. рублей, согласно варианту Прогноза от 24 августа 2015 г. - 20 152 млн. рублей (увеличился на 23 млн. рублей), по варианту Прогноза от 5 октября 2015 г. - 19 903 млн. рублей (уменьшился на 115 млн. рублей), что повлекло за собой уменьшение прогнозного объема доходов ФОМС.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 145 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) бюджет ФОМС на 2016 год был составлен в форме федерального закона и направлен Минздравом России в Правительство Российской Федерации (письмо от 15 октября 2015 г. N 11-8/10/1-4449).
В нарушение требований подпункта 2 пункта 18 и подпункта 7 пункта 21 Устава документы, подтверждающие рассмотрение Правлением Фонда законопроекта в редакции от 15 октября 2015 г., не представлены.
Основные параметры проекта бюджета ФОМС представлены в таблице 2.
Таблица 2
млн. рублей | |||
Наименование |
2015 год |
наполнение бюджета Фонда, на 1 октября 2015 г.,% |
2016 год |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
1 619 774,01 |
70,23 |
1 661 679,67 |
из них: |
|
|
|
трансферты из федерального бюджета |
23 860,0 |
75% |
25 441,0 |
ВСЕГО РАСХОДОВ |
1 668 267,52 |
70,24% |
1 688 462,21 |
из них: |
|
|
|
субвенция на выполнение территориальной программы ОМС |
1 429 165,93 |
74,92% |
1 458 573,49 |
дотация на сбалансированность, передаваемая федеральному бюджету из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в рамках иных мероприятий по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (Межбюджетные трансферты) |
116 377,5 |
0% |
91 203,32 |
оплата высокотехнологичной медицинской помощи |
82 100,0 |
100% |
96 729,3 |
средства, передаваемые бюджету ФСС РФ (родовой сертификат) |
19 030,0 |
63,64% |
18 754,01 |
финансовое и материально-техническое обеспечение Фонда |
667,83 |
45,0% |
719,3 |
Дефицит (-), профицит (+) |
-43 012,2 |
79,32%* |
-26 782,54 |
* Уменьшение прочих остатков денежных средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования
С учетом того, что законопроектом предусмотрено превышение расходов бюджета ФОМС над доходами в 2016 году в размере 26 782,53 млн. рублей, предложены источники внутреннего финансирования дефицита бюджета в виде переходящих остатков средств бюджета Фонда на 1 января 2016 г.
2.2. Структурные особенности и основные характеристики проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год"
В законопроекте отражены основные характеристики бюджета ФОМС, перечни главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета ФОМС, источники внутреннего финансирования дефицита бюджета ФОМС на 2016 год, распределение бюджетных ассигнований бюджета ФОМС по разделам, подразделам, целевым статьям расходов и видам расходов классификации расходов бюджетов, распределение субвенций из бюджета ФОМС, направляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в 2016 году.
Согласно части 1 статьи 1 "Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год" законопроекта предлагается утверждение следующих основных характеристик бюджета ФОМС на 2016 год:
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета ФОМС в сумме 1 661 679,7 млн. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 25 441, млн. рублей;
2) общий объем расходов бюджета ФОМС в сумме 1 688 462,2 млн. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые федеральному бюджету в сумме 187 932,6 млн. рублей, бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 18 754,01 млн. рублей;
3) объем дефицита бюджета ФОМС в сумме 26 782,54 млн. рублей.
Статьей 2 "Главные администраторы доходов бюджета Фонда и главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета Фонда" предлагается утверждение перечня главных администраторов доходов бюджета ФОМС согласно приложению 1 и перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета ФОМС согласно приложению 2 к законопроекту.
Статьей 3 "Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда" предлагается утверждение источников внутреннего финансирования дефицита бюджета ФОМС на 2016 год согласно приложению 3 к законопроекту.
Статьей 4 "Бюджетные ассигнования бюджета Фонда на 2016 год" предлагается утверждение распределения бюджетных ассигнований бюджета ФОМС по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджетов на 2016 год согласно приложению 4 к законопроекту.
В статье 5 "Межбюджетные трансферты из бюджета Фонда другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации" установлены порядок, условия и объемы предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета ФОМС, которые перечисляются в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации и в федеральный бюджет, а также дотации на сбалансированность, передаваемой федеральному бюджету из бюджета ФОМС.
Статья 6 "Особенности установления отдельных расходных обязательств Фонда в 2016 году" определяет направления использования средств нормированного страхового запаса ФОМС в 2016 году в соответствии с решениями ФОМС и порядок внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись, а также порядок исполнения других расходных обязательств ФОМС в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных приложением 4 к законопроекту.
Частью 1 статьи 7 "Особенности исполнения бюджета Фонда в 2016 году" установлен порядок использования остатков бюджета ФОМС по состоянию на 1 января 2016 г., образовавшихся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований в 2015 году, а именно: остатки средств по состоянию на 1 января 2016 г., образовавшиеся в бюджете ФОМС в результате неполного использования бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение программ и мероприятий по модернизации здравоохранения, направляются ФОМС в 2016 году на те же цели.
Частью 2 статьи 7 законопроекта установлено, что средства, перечисленные в бюджет ФОМС из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования за нарушение условий, установленных при предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета ФОМС, источником финансового обеспечения которых являлись межбюджетные трансферты из федерального бюджета, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Частью 3 статьи 7 законопроекта установлен коэффициент удорожания стоимости медицинских услуг для определения размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" (далее - Федеральный закон "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения") на 2016 год в размере, равном 1,0.
3. Анализ соответствия проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год" положениям послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (в части бюджетной политики), Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.
При разработке законопроекта были учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.
3.1. Анализ соответствия проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным нормативным правовым актам Российской Федерации
Согласно пункту 2 статьи 169 и статье 184 Бюджетного кодекса проект бюджета ФОМС на 2016 год составлен в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 1010 "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период".
Прогноз доходов бюджета ФОМС на 2016 год осуществлен с учетом перечня источников доходов, установленных подпунктом 3 пункта 1 статьи 146 Бюджетного кодекса. В то же время установлено, что расчет прогнозного уровня доходов от поступлений страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения произведен с нарушениями пункта 1 статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что подробно указано в разделе 4 настоящего заключения.
Согласно статье 147 Бюджетного кодекса расходы бюджета ФОМС на 2016 год соответствуют целям, установленным Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", и направлены на оплату расходов, связанных с обязательным медицинским страхованием.
Порядок распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета ФОМС бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 (далее - постановление Правительства N 462).
4. Доходы проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год"
В бюджет ФОМС подлежат зачислению доходы, установленные подпунктом 3 пункта 1 статьи 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В приложении 1 к законопроекту определены шесть главных администраторов доходов ФОМС:
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (код 151);
Федеральная антимонопольная служба (код 161);
Федеральная налоговая служба (код 182);
Пенсионный фонд Российской Федерации (код 392);
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (код 394);
территориальные фонды обязательного медицинского страхования (код 395).
Поступление недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в ФОМС, образовавшихся по состоянию на 1 января 2016 г., планируется на 2016 год ФОМС в сумме 2,4 млн. рублей.
Размер учтенных в бюджете ФОМС межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением отдельным категориям плательщиков льготного тарифа на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения на 2016 год установлен в сумме 25 441,0 млн. рублей.
Основная часть планируемых доходов - 98,5% в 2016 году будет обеспечена поступлениями страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего и неработающего населения.
Суммарно, прогнозная величина поступлений страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, запланированных ФОМС в законопроекте, составила 1 018 527,1 млн. рублей, в том числе:
поступление страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения по основной категории плательщиков год в сумме 998 827,2 млн. рублей;
поступление страховых взносов на обязательное медицинское страхование от плательщиков, применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах пониженные тарифы страховых взносов, ФОМС в сумме 6 080,0 млн. рублей;
прогнозные поступления страховых взносов от плательщиков, не производящих страховые выплаты, были рассчитаны ФОМС как произведение минимального размера оплаты труда (размер МРОТ, одобренный Правительством Российской Федерации составил 6 204 рублей), тарифа в размере 5,1%, численности плательщиков в размере 3 587 152 человек, увеличенного на 12 месяцев, и составили 13 619,0 млн. рублей.
Расчет прогнозной суммы поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения производился ФОМС на основании Алгоритма расчета поступления сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование в доходы бюджетов Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период, согласованного Пенсионным фондом Российской Федерации и ФОМС от 16 июня 2010 г. N АД-30-32/03 сог и N 2604/20-1/и.
При этом указанный Алгоритм расчета не учитывает изменения законодательства Российской Федерации, что делает невозможным его применение при расчете прогноза доходов ФОМС.
С 1 января 2015 года тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФОМС, составляет 5,1% с учетом всей базы для начисления страховых взносов. Однако в Алгоритме расчета указан порядок расчета страховых взносов в объеме выплат, не превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов.
Также ФОМС в рамках Алгоритма расчета использует коэффициент корректировки Фонда заработной платы, который рассчитан ФОМС исходя из соотношения показателя фонда заработной платы (далее - ФЗП) на 2014 год в размере 17 737 млрд. рублей и показателя базы для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2014 год, по данным формы отчетности Пенсионного фонда Российской Федерации РСВ-1, в сумме 18 330,4 млрд. рублей, и составил 1,033.
В результате, по оценке ФОМС, база для начисления страховых взносов на ОМС работающего населения на 2016 год, рассчитанная как произведение прогнозного ФЗП на 2016 год и коэффициента ФЗП, составила 20 559 779,0 млн. рублей.
При расчете ФОМС применялся коэффициент сбора 0,984, рекомендуемый Минфином России.
Таким образом, при расчете доходов от страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения вместо прогнозного уровня ФЗП, указанного в Прогнозе социально-экономического развития на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (19 903,0 млрд. рублей) ФОМС учитывается рассчитанный им прогнозный уровень базы для начисления страховых взносов, полученный на основании фактических данных за 2014 год, что не соответствует пункту 1 статьи 169 Бюджетного кодекса.
По мнению Счетной палаты, с учетом параметров прогноза социально-экономического развития на 2016 год, в качестве базы для начисления страховых взносов на работающее население на 2016 год необходимо учитывать только прогнозный размер ФЗП на 2016 год (далее - ФЗП 2016), который составляет 19 903 000,0 млн. рублей и коэффициент сбора 0,984, рекомендуемый Минфином России.
Без применения коэффициента корректировки ФЗП по результатам расчетов Счетной палаты Российской Федерации прогнозная величина поступлений страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения составит 985 573,5 млн. рублей, т.е. на 32 953,6 млн. рублей меньше прогнозного объема, определенного ФОМС.
Расчет прогнозного объема страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в соответствии с положениями Федерального закона "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" произведен ФОМС исходя из численности неработающего населения, определенного ФОМС на основании данных персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования на 1 апреля 2014 г. и тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в размере 18 864,6 рубля.
Расчет тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в субъекте Российской Федерации осуществлялся согласно части 1 статьи 2 Федерального закона "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" как произведение установленного тарифа и коэффициента дифференциации согласно приложению к указанному Федеральному закону.
В соответствии со статьями 33 и 43 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" единый регистр застрахованных лиц является исходной базой для получения данных о численности застрахованных лиц и содержит сведения об общей численности застрахованных граждан, в том числе работающих и неработающих.
В соответствии с частью 4 статьи 43 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" для целей персонифицированного учета ФОМС и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют информационное взаимодействие со страхователями для неработающих граждан, с Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами, медицинскими организациями, страховыми медицинскими организациями и иными организациями в соответствии с названным Федеральным законом.
Глава Республики Крым обратился на имя Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака (письмо от 7 августа 2015 г. N 1/01-42/3512) с просьбой в связи с продолжением в Крымском федеральном округе работы по формированию регионального сегмента застрахованных лиц осуществлять расчет страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения исходя из численности неработающего населения по данным органов статистики Республики Крым и города Севастополя, определенной как разница между постоянной численностью по состоянию на 1 января 2015 г. и численностью занятого населения на 1 апреля 2015 г.
ФОМС при составлении проекта бюджета ФОМС на 2016 год учитывались данные Федеральной службы государственной статистики о численности постоянного населения в Республике Крым и г. Севастополе по состоянию на 1 января 2015 г., в том числе: в Республике Крым - 1 895 915 человек, в городе федерального значения Севастополь - 398 973 человека, а также о численности занятых в экономике по Республике Крым и г. Севастополе в I квартале 2015 г. (по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, в среднем за квартал): в Республике Крым - 839 065 человек, в г. Севастополь - 170 175 человек.
В результате, по данным ФОМС, для формирования параметров бюджета ФОМС на 2016 год были использованы следующие данные о числе застрахованных лиц на 1 апреля 2015 года: общая численность застрахованных лиц - 146 548 831 человек, из них работающих - 61 485 311 человек (без Крымского федерального округа - 60 476 071 человек), неработающих - 85 063 520 человек (без Крымского федерального округа - 83 777 872 человек).
Счетной палатой Российской Федерации направлены запросы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральную налоговую службу.
Полученная информация и ее сравнение с данными Фонда приведены в таблице 3.
Таблица 3
Все население по данным Росстата на 1 января 2015 года |
146 267 288 |
Все застрахованные лица по данным Фонда на 1 апреля 2015 года |
146 548 831 |
из них иностранные граждане |
731 964 |
работающие застрахованные лица по данным Фонда на 1 апреля 2015 года |
61 485 311 |
неработающие застрахованные лица по данным Фонда на 1 апреля 2015 года |
85 063 520 |
из них иностранные граждане |
518 900 |
Прогнозный объем страховых взносов на ОМС неработающего населения по данным Фонда (рубли) |
617 708 137 688,5 |
Работающие на 1 апреля 2015 года по данным Пенсионного фонда (без КФО) |
60 844 591 |
Разница данных ПФ РФ и ФОМС (без учета КФО) |
368 520 |
Расчетный объем страховых взносов на ОМС неработающих по данным Пенсионного фонда (рубли) |
611 815 491 370,9 |
Разница в объеме страховых взносов на ОМС неработающего населения между ПФ РФ и ФОМС (рубли) |
-5 892 646 317,6 |
Данные ФНС России по числу работающих на 1 января 2015 года |
65 611 893 |
из них иностранные граждане (по данным Фонда - 213 064) |
1 046 569 |
Численность неработающих граждан на основании данных ФНС (расчетно) |
81 445 000 |
Расчетный объем страховых взносов на ОМС неработающих (рубли) |
582 251 004 023,3 |
Разница в объеме страховых взносов на ОМС неработающего населения между данными ФНС и ФОМС (рубли) без учета КФО и г. Байконур |
-35 457 133 665,2 |
Пенсионным фондом Российской Федерации представлены данные о численности застрахованных работающих лиц на 1 апреля 2015 г. без учета Крымского федерального округа (письмо от 19 октября 2015 г. N НП-30-17/14798) в количестве 60 844 591 человек, что на 368 520 человек больше, чем данные ФОМС, используемые при расчете параметров бюджета на 2016 год.
В соответствии с данными Пенсионного фонда Российской Федерации численность неработающих застрахованных лиц (с учетом общей численности застрахованных 146 548,8 тыс. человек) должна составлять 84 695,0 тыс. человек, а объем взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения - 611 815,5 млн. рублей, что на 5 892,65 млн. рублей ниже прогнозного объема, рассчитанного ФОМС.
Кроме того, Счетной палатой по запросу получены данные Федеральной налоговой службы (письмо от 15 октября 2015 г. N БС-18-11/1287а), в соответствии с которыми общая численность работающих граждан на 1 января 2015 года составляла 65 611 893 человек (с учетом военнослужащих и лиц, приравненных к ним, не подлежащих обязательному медицинскому страхованию), без учета Крымского федерального округа - 65 376 576 человек.
Исходя из данных Федеральной налоговой службы, общей численности населения Российской Федерации на 1 января 2015 года в размере 146 267,3 тыс. человек и численности застрахованных иностранных неработающих лиц в числе 518,9 тыс. человек общая численность неработающих граждан по итогам 2014 года составляет около 81 445,0 тыс. человек, что на 3 618,5 тыс. человек меньше данных ФОМС.
В этом случае объем страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должен составлять около 582 251,0 млн. рублей, что на 35 457,1 млн. рублей меньше прогнозного объема, определенного ФОМС.
В соответствии с письмом Пенсионного фонда Российской Федерации (от 27 октября 2015 г. N КА-17-08/15265) в настоящее время указанным фондом и Федеральной налоговой службой осуществляется сверка данных о работающих гражданах, которая на момент окончания контрольного мероприятия не завершена
Кроме того, необходимо отметить, что данные Федеральной налоговой службы при их сравнении с данными Пенсионного фонда и ФОМС с высокой степенью вероятности свидетельствуют о завышении ФОМС общей численности застрахованных лиц за счет включения в численность застрахованных военнослужащих и лиц, приравненных к ним, не подлежащих обязательному медицинскому страхованию.
Таким образом, по результатам проверки Счетной палаты можно сделать вывод о несоответствии данных ФОМС о численности работающих и неработающих граждан, а, следовательно, существуют риски завышения прогнозного объема доходов ФОМС от страховых взносов на обязательное медицинское страхование на 2016 год.
В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 8 октября 2015 г. по вопросу проведения сверки численности работающих застрахованных лиц ФОМС была представлена информация о проведении сверки с данными Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации. При этом данные об общей численности застрахованных лиц, численности работающих и неработающих застрахованных лиц, которые использованы ФОМС при формировании проекта бюджета на 2016 год, не изменились.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 8 октября 2015 г. по сверке численности работающих застрахованных лиц ФОМС не выполнено.
Минздраву России, Минфину России, Минэкономразвития России было дано поручение Правительства Российской Федерации* со сроком исполнения до 15 мая 2015 г. представить в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию учета численности неработающих граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию.
Минздравом России 4 августа 2015 г. (с нарушением сроков, установленных указанным поручением Правительства Российской Федерации) был внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования".
Однако до настоящего времени указанный законопроект не принят. Его внесение в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации планируется Правительством Российской Федерации только в декабре 2015 года.
5. Расходы проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год"
Расходы бюджета ФОМС на 2016 год установлены в сумме 1 688 462,2 млн. рублей.
5.1. В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации, в бюджете ФОМС на 2016 год предусмотрены субвенции в сумме 1 458 573,49 млн. рублей. Распределение субвенций в разрезе субъектов Российской Федерации указано в приложении N 5 к законопроекту.
Общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, определен на основе численности застрахованных лиц, норматива финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования и других показателей, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462.
Расчет субвенций произведен ФОМС исходя из численности застрахованных лиц по данным регистра застрахованных лиц на 1 апреля 2015 г. и численности населения в Крымском федеральном округе на 1 января 2015 г. в общем количестве 146,5 млн. человек, подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования на 2016 год в сумме 8 438,9 рублей, и коэффициента дифференциации для каждого субъекта Российской Федерации, рассчитанного в соответствии с единой методикой распределения субвенций из бюджета ФОМС бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462.
Однако, учитывая несоответствие в численности застрахованных лиц, существуют риски некорректного определения ФОМС размера субвенций.
Кроме того, вызывают сомнение расчеты подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования на 2016 год.
Первоначальные материалы по размеру указанного подушевого норматива финансирования были представлены ФОМС на сумму 8 743,3 рублей. Уточненные расчеты в ходе контрольного мероприятия не представлялись.
Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годы, прогнозный показатель индекса потребительских цен на конец 2016 года в процентах к декабрю 2015 года, предусмотренный базовым вариантом прогноза, составляет 106,4%.
В связи с отсутствием в представленных ФОМС материалах расчетов средних нормативов финансовых затрат с распределением их по статьям затрат и указанием коэффициентов индексации по каждой статьей затрат подтвердить корректность формирования средних нормативов финансовых затрат, которые были применены для расчета подушевого норматива финансирования, не представляется возможным.
Таким образом, невозможно проанализировать примененные методики расчета норматива объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, включая подушевой норматив финансирования, а также подтвердить его достоверность.
За счет субвенций обеспечивается покрытие расходов базовой программы обязательного медицинского страхования по тарифу на оплату медицинской помощи, структура которого установлена частью 7 статьи 35 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в том числе оплата видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 33 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и в соответствии с подпунктом 1 пункта 8 Устава ФОМС участвует в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Вместе с тем порядок разработки программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и участия в разработке ФОМС, а также методика расчета показателей программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Правительством Российской Федерации не установлены.
При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации** формирование финансового обеспечения программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи осуществляется на основе стандартов медицинской помощи. Однако охват заболеваний и патологических состояний стандартами медицинской помощи остается низким.
За период с 1 июля 2014 г. по 1 октября 2015 г. Минздравом России было дополнительно принято к имеющимся*** только 23 приказа, утверждающих стандарты медицинской помощи. Так, отсутствуют стандарты медицинской помощи по таким распространённым заболеваниям как астма, аппендицит, кишечная непроходимость и ряду других.
Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец Министерству здравоохранения Российской Федерации поручено в срок до 15 ноября 2015 г. сформировать систему использования клинических рекомендаций (протоколов лечения) для стоимостной оценки оказываемой медицинской помощи и определить порядок использования клинических рекомендаций (протоколов лечения) при формировании территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (пункт 1 Протокола совещания от 8 октября 2015 г. N ОГ-П12-268пр).
Однако уточненные расчеты финансового обеспечения программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в адрес Счетной палаты не представлены.
Таким образом, формирование финансового обеспечения программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и среднего подушевого норматива финансирования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования произведено с нарушением действующего законодательства.
5.2. В целях реализации Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в проекте бюджета ФОМС на 2016 год учтены бюджетные ассигнования в размере 2 500,0 млн. рублей на изготовление и доставку полисов обязательного медицинского страхования единого образца.
5.3. Законопроектом нормированный страховой запас определен в размере 1 782,75 млн. рублей и предлагается использовать его на увеличение субвенций в целях учета изменения численности застрахованных граждан по состоянию на 1 января текущего финансового года и на исполнение расходных обязательств Фонда в случае недостаточности доходов бюджета Фонда для финансового обеспечения расходных обязательств.
При этом указанный размер нормированного страхового запаса не превышает 0,1% от размера субвенций, что ставит под сомнение достаточность его объема для осуществления субвенций, определенных законопроектом.
5.4. На обеспечение целевых мероприятий ФОМС, включая его содержание, на 2016 год законопроектом предусматриваются бюджетные ассигнования в сумме 652,74 млн. рублей, что меньше размера средств, утвержденного на указанные цели Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 387-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
5.5. Законопроектом предусмотрены расходы в размере 54,0 млн. рублей на единовременные социальные выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в рамках подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Вместе с тем ФОМС не является участником указанной государственной программы Российской Федерации. Таким образом, правовые основания для планирования и осуществления расходов на единовременные социальные выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отсутствуют.
6. Межбюджетные отношения
6.1. В статье 1 законопроекта в составе прогнозируемого общего объема доходов бюджета ФОМС установлены размеры межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, в сумме 25 441,0 млн. рублей.
6.2. В статье 5 "Межбюджетные трансферты из бюджета Фонда другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации" законопроекта установлены порядок, условия и объемы предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета ФОМС, которые перечисляются в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации и в федеральный бюджет, а также дотации на сбалансированность, предоставляемой федеральному бюджету из бюджета ФОМС.
Частью 2 указанной статьи определены условие и порядок предоставления субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования - ежемесячно после перечисления в установленном порядке в бюджет ФОМС из бюджета субъекта Российской Федерации суммы ежемесячного страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
6.3. Частью 3 статьи 5 законопроекта установлено, что ФОМС в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, направляет в 2016 году в объеме, установленном приложением 4 к законопроекту, в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования иные межбюджетные трансферты на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, федеральными государственными учреждениями, подведомственными Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству и Федеральному агентству научных организаций в размере 15 000 млн. рублей.
При этом предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, противоречит части 2 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в соответствии с которой реализация базовой программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется только за счет субвенций, предоставленных из бюджета ФОМС бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Таким образом, использование данных средств территориальными фондами обязательного медицинского страхования будет невозможным, что создаст ограничения участия федеральных медицинских организаций в территориальных программах обязательного медицинского страхования.
Кроме того, не установлены критерии определения перечня федеральных органов исполнительной власти, медицинским организациям которых планируется довести указанные средства.
Так, например, в соответствии с пунктом 4 Положения об особенностях организации оказания медицинской помощи лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, отдельные должности федеральной государственной гражданской службы, и иным лицам, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 марта 2015 г. N 136 "О некоторых вопросах Управления делами Президента Российской Федерации", лицам, замещающим отдельные должности федеральной государственной гражданской службы, и иным лицам, указанным в абзаце шестом подпункта 16 пункта 5 Положения об Управлении делами Президента Российской Федерации, прикрепленным в установленном порядке к медицинским организациям, подведомственным Управлению делами Президента Российской Федерации, медицинская помощь, предусмотренная территориальными программами обязательного медицинского страхования (за исключением проведения диспансеризации федеральных государственных гражданских служащих), оказывается только за счет средств обязательного медицинского страхования.
В этой связи медицинские организации, подведомственные Управлению делами Президента Российской Федерации, также имеют право на получение дополнительного финансового обеспечения на оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.
Таким образом, реализация предлагаемой законопроектом нормы может повлечь ограничение участия федеральных медицинских организаций в территориальных программах обязательного медицинского страхования и создает неравные конкурентные условия, что противоречит нормам Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
6.4. Частью 4 статьи 5 законопроекта установлено, что ФОМС в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет в 2016 году предоставление федеральному бюджету иных межбюджетных трансфертов в объеме, установленном приложением 4 к законопроекту, в размере 96 730 млн. рублей, что выше объемов 2015 года на 14 600 млн. рублей, на:
финансовое обеспечение оказания гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, федеральными государственными учреждениями, включенными в перечень, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, медицинскими организациями, включенными в перечень, утверждаемый уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Предлагаемое законопроектом увеличение средств, направляемых на оплату высокотехнологичной медицинской помощи, несмотря на передачу в систему обязательного медицинского страхования 54 высокотехнологичных методов лечения, связано с планируемым увеличением числа больных, которым будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь, не входящая в базовую программу обязательного медицинского страхования, и увеличением средних нормативов финансовых затрат на оплату данного вида медицинской помощи.
При этом расчеты, обосновывающие по профилям медицинской помощи средние нормативы финансовых затрат, не представлены. В этой связи подтвердить предлагаемые законопроектом о бюджете ФОМС на 2016 год объемы иных межбюджетных трансфертов не представляется возможным.
6.5. Частью 5 статьи 5 законопроекта установлен объем межбюджетного трансферта, передаваемого в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации в объемах, установленных приложениями 4 и 5, в размере 18 754,0 млн. рублей (что на 276,0 млн. рублей меньше, чем в 2015 году) на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в сумме 3,0 тыс. рублей, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, в сумме 6,0 тыс. рублей соответственно за каждую женщину, по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в указанной организации, в сумме 1,0 тыс. рублей за первые шесть месяцев, в течение которых проводились медицинские осмотры за каждого ребенка с момента постановки его на учет, а также на оплату услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования бланков родовых сертификатов.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на низкий уровень исполнения указанных расходов на 1 октября 2015 года - 12 110,3 млн. рублей или 63,6% объема сводной бюджетной росписи, что создает условия неполного освоения средств по итогам 2015 года и в 2016 году. При этом вопросы уменьшения указанных расчетов в связи с их ежегодным неисполнением и снижением числа родов в 2015 году ФОМС не поднимались.
6.6. Частью 6 статьи 5 законопроекта установлено, что в целях осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2016 году из бюджета ФОМС бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования предоставляются иные межбюджетные трансферты в порядке и на условиях, установленных частями 12.1 - 12.5 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Законопроектом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предлагается на 2016 год продлить осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 50 лет, прибывшим или переехавшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок. Финансовое обеспечение указанных выплат будет осуществляться в равных долях за счет средств бюджета ФОМС и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законопроектом предлагается продлить на 2016 год осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам с увеличением возраста до 50 лет, прибывшим или переехавшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок либо поселок городского типа, предусмотрев при этом увеличение доли софинансирования указанных выплат из бюджета ФОМС до 60 процентов.
Для создания правового основания продления на 2016 год единовременных компенсационных выплат подготовлены соответствующие изменения в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В этих целях в бюджете ФОМС предусматриваются бюджетные ассигнования на осуществление единовременных компенсационных выплат на 2016 год на уровне 2015 года в размере 3 200 млн. рублей. Вместе с тем необходимо обратить внимание на низкий уровень исполнения указанных расходов на 1 октября 2015 года - 437,1 млн. рублей или 13,7% объема сводной бюджетной росписи, что создает условия неполного освоения средств по итогам 2015 года и в 2016 году.
6.7. Частью 7 статьи 5 законопроекта установлено, что в 2016 году перечисление дотации на сбалансированность, предоставляемой федеральному бюджету из бюджета ФОМС в общем объеме 91 203,3 млн. рублей осуществляется ежемесячно в соответствии с кассовым планом исполнения бюджета ФОМС, после исполнения расходных обязательств ФОМС, установленных частями 1 - 6 статьи 5 и частью 1 статьи 6 законопроекта о бюджете ФОМС на 2016 год.
7. Источники финансирования на обеспечение сбалансированности бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Сбалансированность бюджета ФОМС в 2016 году планируется достичь за счет привлечения переходящих остатков средств бюджета ФОМС по состоянию на 1 января 2016 г. Согласно Справке об остатках средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1 октября 2015 г. остаток средств ФОМС на едином счете бюджета ФОМС в Федеральном казначействе составлял 73 276,14 млн. рублей.
По данным ФОМС, остатки средств на конец 2015 года составят 26 782,5 млн. рублей, что соответствует объему дефицита бюджета Фонда, предусмотренного законопроектом о бюджете ФОМС на 2016 год.
8. Выводы
1. Счетной палатой выявлены существенные риски, свидетельствующие о возможном некорректном формировании доходной и расходной частей бюджета ФОМС на 2016 год.
2. Проект бюджета ФОМС на 2016 год предполагает прогнозный общий объем доходов бюджета ФОМС в сумме 1 661 679,7 млн. рублей, который сформирован с нарушением законодательства Российской Федерации, в том числе пункта 1 статьи 169 Бюджетного кодекса.
При расчете доходов от страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения вместо прогнозного уровня фонда заработной платы ФОМС учитывается прогнозный уровень базы для начисления страховых взносов, полученный на основании фактических данных за 2014 год.
По мнению Счетной палаты, с учетом параметров прогноза социально-экономического развития на 2016 год, в качестве базы для начисления страховых взносов на работающее население на 2016 год необходимо устанавливать прогнозный размер фонда заработной платы на 2016 год, который составляет 19 903 000,0 млн. рублей. В этом случае прогнозная величина поступлений страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения составит, по оценке Счетной палаты, 985 573,5 млн. рублей, т.е. на 32 953,6 млн. рублей меньше прогнозного объема, определенного ФОМС.
Также существуют риски некорректного расчета прогнозных объемов страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, так как в ходе контрольного мероприятия выявлены расхождения по численности застрахованных неработающих лиц с данными Пенсионного фонда Российской Федерации на 368,5 тыс. человек и Федеральной налоговой службы на 2 843,4 тыс. человек.
3. По оценке Счетной палаты, данные регистра застрахованных лиц на 1 апреля 2015 г. в размере 146,5 млн. человек с высокой степенью вероятности включают военнослужащих и лиц, приравненных к ним, не являющихся в соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" застрахованными гражданами, что связано с отсутствием со стороны ФОМС контроля за формированием и достоверностью данных регистра застрахованных лиц.
В этой связи существует риск некорректного расчета размера субвенций, предоставляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и города Байконура, возникающих при осуществлении переданных в сфере обязательного медицинского страхования полномочий.
4. ФОМС не представлены расчеты размера среднего подушевого норматива финансирования базовой программы обязательного медицинского страхования, что делает невозможным его проверку на достоверность.
5. В соответствии с частью 4 статьи 5 законопроекта в 2016 году планируется предоставить федеральному бюджету иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, федеральными государственными учреждениями, а также на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходов, возникающих при оказании гражданам высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, в размере 96 729,3 млн. рублей, что выше объемов 2015 года на 14 600 млн. рублей.
При этом расчеты, обосновывающие по профилям медицинской помощи средние нормативы финансовых затрат на оплату высокотехнологичной медицинской помощи, не представлены. В этой связи оценить полноту и достаточность указанного объема иных межбюджетных трансфертов не представляется возможным.
6. В соответствии с частью 3 статьи 5 законопроекта ФОМС планируется направить в 2016 году в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования иные межбюджетные трансферты на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, федеральными государственными учреждениями, подведомственными Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству и Федеральному агентству научных организаций в размере 15 000 млн. рублей.
Предоставление иных межбюджетных трансфертов на дополнительное финансовое обеспечение медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, противоречит части 2 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в соответствии с которой реализация базовой программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется только за счет субвенций, предоставленных из бюджета ФОМС бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Не установлены критерии определения перечня федеральных органов исполнительной власти, медицинским организациям которых планируется довести указанные средства. В этой связи для федеральных медицинских организаций, подведомственных иным федеральным органам исполнительной власти, не указанным в проекте бюджета ФОМС, созданы условия ограничения их участия в территориальных программах обязательного медицинского страхования.
7. В целях осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2016 году из бюджета ФОМС бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования предлагается предоставить иные межбюджетные трансферты в размере 3 200 млн. рублей, что соответствует уровню 2015 года. Вместе с тем необходимо обратить внимание на низкий уровень исполнения указанных расходов на 1 октября 2015 года - 437,1 млн. рублей или 13,7% объема сводной бюджетной росписи, что создает условия неполного освоения указанных средств как по итогам 2015 года, так и в 2016 году.
8. Законопроектом нормированный страховой запас определен в размере 1 782,75 млн. рублей и предлагается использовать его на увеличение субвенций в целях учета изменения численности застрахованных граждан по состоянию на 1 января текущего финансового года и на исполнение расходных обязательств ФОМС в случае недостаточности доходов бюджета ФОМС для финансового обеспечения расходных обязательств. При этом указанный размер нормированного страхового запаса не превышает 0,1% от размера субвенций, что ставит под сомнение достаточность его объема для осуществления субвенций, определенных законопроектом.
9. Законопроектом предусмотрены расходы в размере 54,0 млн. рублей на единовременные социальные выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в рамках подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Вместе с тем ФОМС не является участником указанной государственной программы Российской Федерации, таким образом, законодательные основания для вышеназванных расходов на единовременные социальные выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отсутствуют.
10. По данным ФОМС, остатки средств на конец 2015 года составят 26 782,5 млн. рублей, что соответствует объему дефицита бюджета Фонда, предусмотренного законопроектом о бюджете ФОМС на 2016 год.
Предложения
1. Счетная палата Российской Федерации полагает, что замечания, указанные в данном заключении, должны быть рассмотрены в ходе работы над проектом федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год" в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Рекомендовать Пенсионному фонду Российской Федерации совместно с Федеральной налоговой службой до 5 ноября 2015 года завершить поименную сверку по каждому субъекту Российской Федерации численности застрахованных в системе обязательного медицинского страхования граждан в целях установления статуса работающего застрахованного лица и о результатах проинформировать Счетную палату Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Рекомендовать Федеральному фонду обязательного медицинского страхования после получения данных от Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы в течение трех дней осуществить сверку численности застрахованных лиц с территориальными фондами обязательного медицинского страхования.
4. Рекомендовать Минздраву России и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты в части установления обязательности предъявления лицом, обратившимся в страховую медицинскую организацию за получением (заменой) полиса обязательного медицинского страхования, страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
5. Направить заключение на проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год" в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Приложения:
1. "Анализ соответствия проекта федерального закона о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год и положениям ежегодного и бюджетного посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации", на 1 л. в 1 экз.
2. "Анализ соответствия проекта федерального закона о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год статьям Бюджетного кодекса Российской Федерации", на 1 л. в 1 экз.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
------------------------------
* Поручение Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 5 марта 2015 г. N 8.
** Часть 7 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и часть 4 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
*** На 1 июля 2014 года было принято 794 приказов Минздрава России, утверждающих стандарты медицинской помощи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.