Досье на проект федерального закона
По данным Всемирной организации здравоохранения Россия занимает 4 место в мире по употреблению алкоголя на душу населения, включая детей и стариков (15 литров спирта в год). По официальным данным алкогольной зависимостью в нашей стране страдает более 2 млн. человек, по неофициальным - эта цифра приближается к 10 млн. Возраст приобщения к алкоголю за последние годы снизился до 15 лет. Суммарно в России ежегодно от причин, связанных с алкоголем, умирает до полумиллиона человек (1/5 всех смертей от алкоголя в мире, согласно данным ВОЗ).
Мировая практика показала, что нормальное развитие "северной" страны невозможно без ограничительной алкогольной политики государства.
Сегодня российское законодательство связывает возможность самостоятельно приобретать алкогольные напитки с совершеннолетием, т.е. с достижением 18-летнего возраста. Однако, как показывают социологические и психологические исследования, 18-летний подросток не в состоянии принять осознанное решение в вопросе употребления алкоголя. Согласно данным ученых, мозг человека развивается и формируется до 19-20 лет, в период 18-20 лет завершается полное становление личности, в частности морально-этическое. Особенно это касается понятия "сознательности", в том числе понимания своего места в социуме, на уровне бытовых м этических норм. "Свобода выбора" в 13-17 лет, как правило, часто ассоциируется со вседозволенностью, отсутствием границ, и "запретный плод" в виде алкоголя дает мощный негативный импульс в дальнейшем формировании человека. Обычно молодые люди в возрасте 18-20 лет употребляют спиртные напитки под влиянием своих сверстников, "за компанию", не думая о негативных последствиях для своего здоровья.
Эта проблема в нынешний сложный экономический период становится особенно актуальной в связи с заметным ухудшением качества алкогольной продукции и неспособностью 18-летних подростков приобретать дорогой и качественных алкоголь. Это увеличивает вероятность приобретения ими дешевых суррогатов, что ставит под угрозу их жизни и здоровье.
В связи с этим, законопроектом предлагается увеличить возраст, с которого допускается продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции, с 18 до 21 года.
Такой возрастной ценз установлен в США. В Норвегии крепкие алкогольные напитки продаются лицам, достигшим 20-летнего возраста.
В 21 год молодой человек, оканчивающий высшее учебное заведение или уже работающий, сможет самостоятельно оценить для себя необходимость употребления алкоголя.
Предложение повысить минимальный возраст для продажи алкоголя в России поддерживают 77% россиян (данные ВЦИОМ).
Одновременно законопроектом предлагается внести корреспондирующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, дополнить статью 14.16 Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции новым составом - розничная продажа лицу, не достигшему возраста 21 года, алкогольной продукции. И установить за это правонарушение административное наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Кроме того, с целью ужесточения требований к учредителям и руководителям юридических лиц, обращающихся за получением лицензии, законопроектом предлагается дополнить перечень оснований для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции следующими основаниями:
- наличие у учредителя (участника) или руководителя постоянно действующего исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - заявителя непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений.
- привлечение юридического лица - заявителя и (или) учредителя (участника) и (или) руководителя постоянно действующего исполнительного органа и (или) главного бухгалтера юридического лица - заявителя к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.16 - 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (правонарушения связанные с производством и оборотом или этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих в связи с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.