Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распитая) алкогольной продукции" было установлено, что требование по обязательной установке автоматических средств измерения и учета объема готовой продукции - одного из элементов единой государственной автоматизированной информационной системы (далее - ЕГАИС) не распространяется на основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год.
Соответственно такое технологическое оборудование не должно было оснащаться техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.
В пояснительной записке к проекту указанного закона были приведены технологические, финансово-экономические, административные факторы, обосновывающие, что установка автоматических средств измерения и учета объема готовой продукции (далее - АСИиУ) для предприятий малой мощности весьма затруднительна.
В результате, учитывая значимую роль малых предприятий в решении экономических, социальных проблем, повышения уровня занятости населения регионов, законодатель счел необходимым исключить указанные требования по отношению к производителям пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, имеющим основное технологическое оборудование производственной мощностью до 300 тысяч декалитров в год, а упомянутые лица получили право не подключаться к ЕГАИС.
Кроме того, требование установки технических средств фиксации и передачи информации (далее - ТСФиПИ) не распространялось на учет объема производства, закупки, хранения и поставок пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.
Предприятия розничной торговли и общественного питания также были освобождены от установки элементов ЕГАИС.
Одновременно учет и декларирование объема производства и оборота пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи сохранялось в полном объеме.
Однако, после принятия Федерального закона от 29 июня 2015 года N 182-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" ситуация изменилась. Данным Федеральным законом было введено требование установки ЕГАИС в организациях, осуществляющих оборот не только крепкого алкоголя, но и пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
Если до принятия указанного Федерального закона требование о передаче сведений в ЕГАИС не распространялось на весь цикл: производство, закупка, хранение, поставка, розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, то после его вступления в силу указанное освобождение стало распространяться только на производство (не более 300 тысяч дал в год) и розничную продажу данной продукции, поскольку из пункта 2.1 статьи 8 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) были исключены слова "закупки, хранения и поставок".
При этом согласно разъяснениям Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка установка ЕГАИС все же необходима:
- для производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год для передачи сведений в ЕГАИС при поставке произведенной продукции;
- для организаций розничной торговли и предприятий общественного питания - при закупке указанной продукции для ее розничной продажи.
Таким образом, введение ЕГАИС в оптовом звене привело к тому, что производители пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи до 300 тыс. дал, а также организации, осуществляющие розничную торговлю, и предприятия общественного питания лишились предусмотренных Федеральным законом N 171-ФЗ льгот, освобождающих их от установки ЕГАИС.
С даты принятия в 2013 году нормы, освобождающей производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в объемах до 300 тысяч дал от установки ЕГАИС, ситуация в слабоалкогольном сегменте не ухудшилась: фактов появления контрафактного пива или сидра, а также фактов массового уклонения от уплаты акцизов в этом сегменте не выявлено, Следовательно, можно сделать вывод, что не появилось никаких предпосылок, которые бы указывали на необходимость срочного введения ЕГАИС при розничной и оптовой реализации пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в объемах до 300 тыс. дал и отмены поддержки малых предприятий, производящих указанную продукцию в объемах, предусмотренных в Федеральном законе N 171-ФЗ.
По оценкам экспертов, совокупные единовременные затраты предпринимателей, занятых в сфере производства, оптовой и розничной реализации пива, сидра и медовухи в объеме до 300 тыс. дал, на подключение к ЕГАИС уже составили или составят около 6 млрд. руб., кроме того, указанным лицам необходимо будет совокупно ежемесячно затрачивать около 3,5 млрд. руб. на обслуживание системы. Если же учесть, что совокупный объем производства пива, сидра и медовухи на предприятиях мощностью до 300 тыс. декалитров составляет ISO млн. литров в год, то при ставке акциза 20 руб. за литр для пива и 9 руб. за литр для сидра и медовухи общая сумма акциза, подлежащего уплате в бюджет этими предприятиями, не будет превышать 3 млрд. рублей в год.
Что касается затрат каждого юридического лица или индивидуального предпринимателя, то по данным разных источников единовременные финансовые издержки для внедрения системы ЕГАИС могут составить от 40 000 до 200 000 рублей.
Следует учитывать, что большинство производителей, оптовых и розничных продавцов пива, сидра, медовухи являются субъектами малого предпринимательства. Многие из них используют упрощенную систему налогообложения. Для них введение ЕГАИС обременительно не только в финансовом отношении (покупка дорогостоящего оборудования, увеличение штата сотрудников и фонда заработной платы), но и с точки зрения трудозатрат на ведение, по сути, еще одного вида учета.
Предприниматели либо их сотрудники вынуждены заниматься ежедневной деятельностью по обработке значительного числа товарно-транспортных накладных и введением информации о поставках или о подтверждении закупок в ЕГАИС, что отнимает большое количество времени. На практике это влечет либо затраты на обучение имеющихся сотрудников либо расширение штата. Однако, быстро найти специалиста, который может работать с ЕГАИС, не всегда возможно, поэтому предприниматель или юридическое лицо вынуждены заключать договор с организацией, которая будет заниматься внесением данных в ЕГАИС. Любой из перечисленных вариантов требует значительных затрат от субъекта предпринимательской деятельности.
В результате малый бизнес лишается предоставленных государством преференций, связанных с применением упрощенной системы налогообложения, что противоречит такому приоритетному направлению деятельности государства как создание благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, введение ЕГАИС в данном секторе противоречит Поручению Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса, состоявшегося 7 апреля 2015 года (Пр-815ГС от 28 апреля 2015 года), о снижении нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства по неналоговым платежам.
По результатам опроса участников рынка алкогольной продукции за первый месяц применения ЕГАИС в указанной сфере выявлены следующие тенденции: оборот в данном сегменте рынка (пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) упал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 40-60% (в некоторых случаях лица, осуществляющие оптовую торговлю, вынуждены были прекратить свою деятельность, что влечет значительные негативные последствия для дальнейшего осуществления ими своей предпринимательской деятельности в данной сфере в связи с особенностями реализации слабоалкогольных напитков по сравнению с крепким алкоголем).
До 50% сократилось количество компаний занимающихся оптовой реализацией пива сидра, и медовухи, поскольку последние предпочли уменьшить ассортимент реализуемых товаров в связи с нежеланием или невозможностью использования ЕГАИС. В основном к ним относятся региональные компании, которые наряду с соками, квасом и газировкой занимались продажей еще и пива, сидра и медовухи от местных производителей.
Таким образом, из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Производители пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи до 300 тыс. дал лишились льгот, ранее предусмотренных Федеральным законом N 171-ФЗ.
2. Внесение в ЕГАИС сведений об объеме поставок производителем пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью не более 300 тысяч дал в год, а также об объеме закупки такой продукции для розничной продажи или общественного питания по сути представляет собой дублирование декларирования или учета.
3. Общий объем пива, сидра, медовухи, производимый предприятиями мощностью до 300 тыс. дал, составляет не более 2% объема всего производства данной продукции в России, поэтому потенциальный ущерб от возможной недоплаты акцизов некоторыми из этих предприятий несоизмерим с расходами государства на их администрирование, учитывая, что эти предприятия расположены на территории всей страны, а не сконцентрированы в каком-либо определенном регионе.
4. Организации, осуществляющие оборот, в том числе розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи не являются плательщиками акцизов, а производитель данной продукции в объеме до 300 тысяч дал в год (плательщик акциза) освобожден от установки АСИиУ и ТСФиПИ (ЕГАИС).
5. Особенность оборота, в том числе розничной продажи, пива, сидра, медовухи заключается в том, что она не маркируется акцизными марками, что технически не позволяет отследить каждую бутылку или кегу.
6. Контрафакт в указанной продукции практически отсутствует по причине экономической нецелесообразности. По оценкам Минпромторга России контрафакт в сфере алкогольной продукции связан с производством и оборотом крепкого алкоголя, а не пива, сидра и медовухи.
7. Финансовые возможности малого бизнеса, занятого в сфере производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, в том числе выручка от их реализации, несоизмеримо меньше, чем у предприятий, занятых производством и оборотом крепкого алкоголя, что ограничивает возможности использования ЕГАИС без ущерба для субъекта предпринимательской деятельности. Сложность обслуживания системы ЕГАИС влечет за собой необходимость увеличения штата сотрудников субъекта предпринимательской деятельности, а следовательно и дополнительные расходы.
8. Введение ЕГАИС нивелирует преимущества от применения упрощенной системы налогообложения оптовыми и розничными (включая общественное питание) продавцами указанной продукции.
С учетом изложенного, законопроектом предлагается освободить оборот (в том числе поставку производителями и закупку для розничной продажи) пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, произведенных на предприятиях с производственной мощностью технологического оборудования мощностью не более 300 тысяч декалитров в год от установки ЕГАИС.
Для реализации указанной нормы предлагается также обязать Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка размещать на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения о таких предприятиях и произведенной ими продукции.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распитая) алкогольной продукции" потребует внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в части отмены фиксации в ЕГАИС информации об объеме оборота пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, произведенных на предприятиях с производственной мощностью технологического оборудования мощностью не более 300 тысяч декалитров в год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.