Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 892702-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы Н.С. Валуевым, В.Ю. Максимовым, М.Е. Яшиным, С.А. Вострецовым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается включение в границы охотничьих угодий в том числе воздушного пространства, являющегося средой обитания охотничьих ресурсов (пункт 1 проекта), что, на наш взгляд, нуждается в дополнительном обсуждении с учетом понятия "охотничьи угодья" (пункт 15 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и положений Воздушного кодекса Российской Федерации об использовании воздушного пространства (статья 11).
Положения пункта 2 проекта о возможности "перехода" закрепленных охотничьих угодий в категорию общедоступных охотничьих угодий при прекращении у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей права пользования животным миром нуждаются в дополнительном обосновании и соотнесении с иными положениями Федерального закона, например, положениями о классификации охотничьих угодий, об охотхозяйственных соглашениях, о территориальном охотустройстве и внутрихозяйственном охотустройстве, о сохранении охотничьих ресурсов и среды их обитания, о праве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, заключить охотхозяйственное соглашение в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий (часть 2 статьи 7, статья 27, статья 39, глава 10, статья 71 Федерального закона), а также с положениями проекта о возможности пролонгации охотхозяйственных соглашений (пункт 9 проекта).
Проектируемые положения части 5 статьи 14 Федерального закона являются некорректными, поскольку в указанной норме речь идет об оказании услуг и осуществлении соответствующей деятельности в закрепленных охотничьих угодьях, которые не предоставлены лицам, указанным в части 1 статьи 71 Федерального закона.
Проектируемое в части 1 статьи 20 Федерального закона понятие "охотник" в сравнении с существующим понятием исключает важнейший признак охотника - наличие сведений о нем в государственном охотхозяйственном реестре, что, на наш взгляд, затруднит контроль за правомерностью осуществления охоты.
В связи с введением требования о сдаче экзамена на знание охотничьего минимума (пункт 5 проекта) следует учесть положения части 8 статьи 21 Федерального закона, содержащие основания для аннулирования охотничьего билета, поскольку в случае реализации проектируемой нормы охотничьи билеты после вступления в силу проектируемого закона должны быть аннулированы из-за несоответствия их владельцев новому требованию о сдаче экзамена на знание охотничьего минимума. Кроме того, полагаем необходимым уточнить порядок проведения указанного экзамена.
Положения пункта 7 проекта нуждаются в уточнении с учетом требования ясности и определенности правовой нормы (кого относить к местному населению, см. также Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"), а также иных требований Федерального закона, устанавливающих порядок осуществления охоты (статьи 8, 12 - 21 Федерального закона). Кроме того, следует учесть, что статья 27 Федерального закона посвящена охотхозяйственному соглашению, имеющему экономическую (предпринимательскую) природу.
В отношении положений проектируемой части 34 статьи 28 Федерального закона о возможности заключения охотхозяйственного соглашения на новый срок без проведения аукциона следует учесть положения части 3 статьи 27 Федерального закона, предусматривающей обязательное проведение аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения, а также несогласованность абзаца первого и второго проектируемой части. Кроме того, с учетом предусмотренных частью 1 статьи 27 Федерального закона сроков действия охотхозяйственных соглашений (от 20 до 49 лет) считаем проектируемую норму необоснованной (см. также статью 10 Федерального закона).
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.