Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1027679-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего исполнение государством требований имущественного и (или) неимущественного характера"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего исполнение государством требований имущественного и (или) неимущественного характера" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 33 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2014 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 2590-р.
Европейский Суд по правам человека (далее - Европейский Суд) в "пилотном" постановлении по жалобе 29920/05 "Герасимов и другие против Российской Федерации", а также в постановлениях по жалобам N 5734/08 "Плюшкин и другие против Российской федерации", N 16967/10 "Калинкин и другие против Российской Федерации" констатировал наличие системной проблемы чрезмерно длительного исполнения вынесенных в пользу заявителей решений национальных судов, предусматривающих исполнение государством так называемых обязательств в натуральной форме, а также отсутствие эффективных внутригосударственных средств правовой защиты от соответствующих нарушений.
Таким образом, отсутствие в законодательстве Российской Федерации внутригосударственных средств правовой защиты от нарушения права на исполнение в разумный срок судебных актов, предусматривающих исполнение обязательства в натуре, не только нарушает право на судебную защиту, но и может иметь неблагоприятные последствия для Российской Федерации.
В связи с этим законопроектом предлагается внести в часть 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон) изменения, устанавливающие право физического или юридического лица обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц этих органов и организаций обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.
Понятие "исполнение обязательств в натуре" в законопроекте заменено понятиями "требования имущественного характера" и "требования неимущественного характера", которые соответствуют положениям законодательства об исполнительном производстве.
Корреспондирующие изменения, определяющие сроки подачи заявления названной категории, представителей интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования при рассмотрении судом заявлений, а также порядок исполнения судебных актов по делам данной категории, законопроектом предлагается внести в статьи 3 и 5 Федерального закона.
Следует отметить, что установление законопроектом новой категории дел о компенсации за неисполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего исполнение требований имущественного и (или) неимущественного характера, не требует внесения изменений в установленный процессуальным законодательством Российской Федерации порядок рассмотрения данной категории дел в суде, а также порядок исполнения судебных актов о присуждении компенсации, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В связи с тем, что в настоящее время в Европейский Суд на рассмотрение поступило более 500 жалоб против Российской Федерации, связанных с неисполнением (длительным исполнением) вступивших в силу судебных актов, предусматривающих исполнение государством обязательств в натуре, в целях обеспечения прав заявителей законопроект предусматривает особый порядок вступления в силу будущего Федерального закона, предоставляя лицам, подавшим жалобы в Европейский Суд, в течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона право обратиться в порядке, установленном Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации, в суд, арбитражный суд.
Дата вступления в силу федерального закона определена с учетом требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Принятие федерального закона расширит внутригосударственные средства правовой защиты от нарушения права на исполнение в разумный срок судебных актов и повысит гарантии соблюдения конституционного права на судебную защиту.
Расширение перечня судебных актов, за нарушение исполнения которых в разумный срок устанавливается право на компенсацию, потребует дополнительных ассигнований из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего исполнение государством требований имущественного и (или) неимущественного характера"
Законопроектом предлагается внести в часть 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон) изменения, устанавливающие право физического или юридического лица обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц этих органов и организаций обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.
Таким образом, в соответствии с законопроектом расширяется перечень судебных актов, за неисполнение которых в разумный срок устанавливается право на компенсацию, что потребует дополнительных ассигнований из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
По данным Министерства финансов Российской Федерации, по состоянию на 21 сентября 2015 г. на исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности казенных учреждений в 2017 году предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 9 000 000 000 рублей.
По имеющимся данным, на рассмотрении Европейского Суда по правам человека (далее - Европейский Суд) находится более 500 жалоб против Российской Федерации, связанных с неисполнением (длительным исполнением) вступивших в силу судебных актов, предусматривающих исполнение государством обязательств в натуре.
Согласно постановлению Европейского Суда по делу N 5734/08 "Илюшкин и другие против Российской Федерации" в качестве компенсации морального вреда 29 заявителям была присуждена сумма в общем размере 199 100 евро, в среднем на одного заявителя средний размер компенсации морального вреда составил 6 865 евро.
По делу N 16967/10 "Калинкин и другие против Российской Федерации" Европейским Судом в качестве компенсации морального вреда 20 заявителям была присуждена сумма в общем размере 109 500 евро, в среднем на одного заявителя средний размер компенсации морального вреда составил 5 475 евро.
По делу N 29920/05 "Калинкин и другие против Российской Федерации" Европейским Судом в качестве компенсации морального вреда 11 заявителям была присуждена сумма в общем размере 59 325 евро, в среднем на одного заявителя средний размер компенсации морального вреда составил 5 393 евро.
Кроме того, Европейским Судом вынесен ряд решений, которыми приняты предложения российских властей, изложенные в односторонних декларациях, о выплате заявителям сумм компенсации в связи с длительным неисполнением обязательств "в натуральной форме", соответствующие жалобы исключены из списка подлежащих рассмотрению дел. В таких случаях подлежащая выплате заявителям сумма компенсации составила в среднем 3 000 евро.
Для определения количества возможных обращений с заявлениями о компенсации за нарушение исполнения в разумный срок судебных актов названной категории использованы следующие сведения.
Согласно сведениям, предоставленным ФССП России, о количестве заявлений об оспаривании бездействия должностных лиц ФССП России в суды Российской Федерации было подано:
1) в рамках исполнительных производств неимущественного характера:
Должник |
Количество поданных заявлений |
|||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
среднее значение |
|
Федеральный орган государственной власти или организация, наделенная отдельными государственными или иными публичными полномочиями Российской Федерации |
54 (2) |
58 (15) |
74 (27) |
62 (14) |
Орган государственной власти субъектов Российской Федерации или организация, наделенная отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации |
29 (3) |
46 (1) |
99 (9) |
58 (4) |
Орган местного самоуправления или организация, наделенная отдельными публичными полномочиями органов местного самоуправления |
685 (71) |
1340 (66) |
953 (74) |
992 (70) |
Итого: |
768 (76) |
1444 (82) |
1126 (110) |
1112 (89) |
2) в рамках исполнительных производств имущественного характера:
Должник |
Количество поданных заявлений |
|||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
среднее значение |
|
Федеральный орган государственной власти или организация, наделенная отдельными государственными или иными публичными полномочиями Российской Федерации |
79 (4) |
64 (12) |
96 (32) |
80 (16) |
Орган государственной власти субъектов Российской Федерации или организация, наделенная отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации |
19 (5) |
34 (1) |
39 (6) |
31 (4) |
Орган местного самоуправления или организация, наделенная отдельными публичными полномочиями органов местного самоуправления |
39 (9) |
30 (2) |
39 (1) |
36 (4) |
Итого: |
137 (18) |
128 (15) |
174 (39) |
147 (24) |
Таким образом, количество поданных (удовлетворенных) заявлений об оспаривании бездействия должностных лиц ФССП России в среднем составляет 1259 (113) заявлений в год.
Кроме того, согласно информации Минфина России за период с 2010 года по 2014 год исполнено 796 исполнительных листов о взыскании судебных расходов по делам о присуждении компенсаций за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок на сумму 2 736 870,03 рублей.
Среднее значение выплат по исполнительному листу о взыскании судебных расходов составит 3 438 рублей.
Учитывая приведенные данные, а также то, что жалобы по рассматриваемой категории, находящиеся на рассмотрении Европейского Суда, будут возвращены на внутригосударственный уровень, для реализации предложенных законопроектом изменений потребуется около 390 498 000 рублей ((500 + 1259) х 3 000 евро х 74 руб./евро = 390 498 000 рублей),
где:
500 - количество жалоб, находящихся на рассмотрении Европейского Суда;
1259 - количество возможных заявлений о присуждении компенсации за нарушение исполнения в разумный срок судебных актов;
3 000 евро - средний размер компенсаций в связи с длительным неисполнением обязательств "в натуральной форме", предложенных российскими властями в односторонних декларациях;
а также 6 047 442 рубля на исполнение исполнительных листов о взыскании судебных расходов ((500 + 1259) х 3 438 = 6 047 442 рубля).
При этом при расчете использовано количество поданных заявлений, а не только удовлетворенных, поскольку неисполнение судебного акта в разумный срок может быть вызвано не только бездействием должностных лиц ФССГТ России.
Также из приведенных ФССП России сведений следует, что 11,27% (44 690 671 рубль) заявлений приходится по исполнительным производствам, возбужденным в отношении федерального органа государственной власти или организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями Российской Федерации, 7% (27 758 181 рубль) - в отношении органа государственной власти субъекта Российской Федерации или организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, и 81,73% (324 096 590 рублей) - в отношении органа местного самоуправления или организации, наделенной отдельными публичными полномочиями органов местного самоуправления.
Однако представляется, что число заявлений о компенсации за нарушение исполнения судебных актов в разумный срок будет существенно ниже и, соответственно, будут ниже дополнительные расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые потребуются для реализации предложенных законопроектом изменений.
Кроме того, принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит перенести бремя защиты российских граждан по данным категориям дел на национальный уровень и тем самым сократить возможные расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего исполнение государством требований имущественного и (или) неимущественного характера"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего исполнение государством требований имущественного и (или) неимущественного характера" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего исполнение государством требований имущественного и (или) неимущественного характера"
В связи с проектом федерального Закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего исполнение государством требований имущественного и (или) неимущественного характера" не потребуется принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.