Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 978789-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов",
внесенному депутатами Государственной Думы В.В. Гутеневым, А.Е. Карповым, О.В. Тимофеевой, М.Е. Старшиновым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается дополнить ряд законодательных актов Российской Федерации понятием "лесопарковый зеленый пояс". В соответствии с законопроектом такой пояс должен создаваться на территориях, занятых лесами, водными объектами и иными природными объектами, выполняющими средообразующие природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. На территориях, находящихся в составе лесопарковых зеленых поясов, запрещается хозяйственная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного характера (пункт 3 статьи 1 проекта). Обращаем внимание на то, что законом "Об охране окружающей среды" (далее-Закон) уже предусмотрено в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности установление защитных и охранных зон. К таким зонам Закон относит зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования (см. например статьи 52 и 54 Закона). В связи с этим необходимость расширения указанного перечня, по нашему мнению, требует дополнительного обсуждения.
Проектом предлагается ввести административную ответственность за совершение противоправных действий в лесопарковом зеленом поясе (статья 5 проекта). При этом в статье 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) более высокие размеры штрафов вводятся за совершенные в лесопарковом зеленом поясе действия, предусмотренные частями 2 и 4 данной статьи, в связи с чем полагаем целесообразным рассмотреть вопрос об указании в проектируемой части 5 также части 1 данной статьи.
Учитывая, что по общему правилу, установленному примечанием к статье 2.4 Кодекса, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, а также то, что размеры штрафов в части 5 статьи 8.25 и части 2 статьи 8.27 Кодекса одинаковы для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, в перечисленных структурных единицах достаточно указать только должностных лиц.
При изложении диспозиции проектируемой части 2.1 статьи 8.32 Кодекса обращаем внимание на редакцию диспозиции части 3 этой же статьи. Кроме того, часть 3 предусматривает ответственность за противоправные действия, совершенные в защитных лесах и на особо защитных участках лесов. Учитывая, что проектируемые изменения в отношении лесопаркового зеленого пояса вносятся в главу 15 "Защитные леса и особо защитные участки лесов" Лесного кодекса Российской Федерации, полагаем обоснованным обсудить вопрос о введении за нарушения, указанные в действующей части 2 и проектируемой части 2.1 статьи 8.32 Кодекса, одинаковых наказаний.
Поскольку содержание новой статьи 8.45.1 Кодекса не находится в непосредственной связи со статьей, полагаем более правильным дополнить главу 8 Кодекса статьей с номером, последним по счету.
Содержание диспозиции новой статьи 8.45.1 Кодекса следует соотнести с проектируемыми изменениями в иные законодательные акты, не регламентирующими режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе.
В изменениях в Кодекс предусмотрен твердый размер административного штрафа, налагаемого на граждан, и минимальный и максимальный размер штрафа, налагаемого на иных субъектов административной ответственности. Полагаем, что данный подход, не позволяющий применить к гражданам правила, установленные статьями 4.1 - 4.3 Кодекса, нуждается в уточнении.
В части 2 статьи 23.1 Кодекса статью 8.45.1 следует указать после части 2 статьи 8.45.
Поскольку органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.45.1 Кодекса (см. изменения в статьи 23.24 и 23.24.1), в силу части 1 статьи 28.3 Кодекса нет необходимости оговаривать их право по составлению протоколов об указанных правонарушениях в пункте 32 части 2 статьи 28.3 Кодекса.
Следует также отметить, что согласно пункту 1 проектируемой статьи 61.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" лесопарковый зеленый пояс создается на территориях, занятых лесами, водными объектами и иными природными объектами. Однако изменения в Кодекс предусмотрены только в отношении правонарушений за нарушение лесного законодательства и, как следствие, полномочием по рассмотрению дел об административных правонарушениях наделяются только органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану). Как представляется, предлагаемый подход нуждается в уточнении.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.