Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 236214-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N Пр-3609, от 20 августа 2012 г. N Пр-2218, а также в соответствии с пунктом 3 и подпунктом "а" пункта 4 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец от 6 июня 2012 г. N ОГ-П12-4пр.
Право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию гарантировано Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 37).
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации свобода труда является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Этот принцип включает право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.
В целях реализации данного принципа Трудовой кодекс Российской Федерации запрещает дискриминацию в сфере труда.
Статья 64 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора. При этом не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Однако в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует норма, запрещающая дискриминацию в объявлениях работодателя о наличии вакансий. В то же время многие объявления о наличии вакансий содержат дискриминационные положения, то есть такие положения, которые ограничивают граждан в их трудовых правах и свободах путем установления для них различий, исключений, предпочтений или иных требований, не связанных с деловыми качествами работника.
Согласно исследованиям, проведенным Центром социально-трудовых прав в 2007 - 2008 годах, около 14% работников сталкиваются в процессе своей деятельности с дискриминационными практиками.
По данным аналитиков, 44% объявлений о вакансиях в России (около 60% в Москве) являются дискриминационными.
При этом в таких объявлениях неправомерные требования, касающиеся возраста работника, содержатся чаще (44%), чем требования в отношении пола (29%) или стажа работы претендента на занятие вакансии (19%).
Возрастная дискриминация является одним из проявлений предубеждений, связанных с распространением предполагаемых групповых особенностей, связанных с возрастом, на лиц, принадлежащих к соответствующей возрастной группе, вне зависимости от их личных особенностей. Вместе с тем возраст лица часто не является четким индикатором его способностей и компетентности, и использование возрастных различий обычно связано со стереотипами и презумпциями, игнорирующими человеческое разнообразие в рамках определенной возрастной группы.
В средствах массовой информации все чаще публикуются материалы о неравенстве в подходах к представителям различных возрастных групп при отборе кандидатов на работу.
Возрастная дискриминация встречается чаще всего в объявлениях работодателя о наличии вакансий, и потому данная ситуация нуждается в государственном регулировании, так как недопустимо, чтобы квалифицированные, опытные работники, достигшие определенного возраста, и молодые люди, не имеющие опыта работы, не могли найти работу и продолжить (начать) свою трудовую деятельность.
Как показывает практика Конституционного Суда Российской Федерации, конституционные жалобы граждан России на нарушение принципа равноправия чаще всего подаются в связи с дискриминацией представителей старших возрастных групп, однако сроки рассмотрения дел достаточно велики. В то же время борьба с дискриминацией требует оперативного восстановления прав лиц, пострадавших от нее, а также искоренения незаконной практики.
В России механизмы защиты и восстановления прав лиц, пострадавших от дискриминации, судами общей юрисдикции пока еще не стали достаточно эффективными. Кроме того, граждане в основном воспринимают проблемные ситуации, в которых они оказались, не в дискриминационном контексте и разрешают их, либо защищая нарушенное право, либо обеспечивая свои интересы неправовыми способами, либо уклоняясь от решения проблем. Как следствие, можно констатировать отсутствие антидискриминационной правоприменительной практики.
В целях регулирования отношений, предшествующих заключению (отказу в заключении) трудового договора, законопроектом предлагается внести изменения в статью 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) в части введения запрета на распространение работодателем (юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями) информации о вакантных рабочих местах (должностях), содержащей ограничения дискриминационного характера, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Введение запрета предусматривается на распространение данной информации работодателем в формах и пределах, установленных Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации", без каких-либо исключений.
Одновременно законопроектом предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 13.11.1, устанавливающей административную ответственность в виде административного штрафа за распространение работодателем информации о вакантных рабочих местах (должностях), содержащей ограничения дискриминационного характера.
Также законопроектом предусматривается наделить должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, правом составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном предлагаемой статьей 13.11.1.
Принятие указанных изменений и их реализация позволят оказать поддержку гражданам, находящимся в социально уязвимом положении и потому подверженным дискриминации.
Кроме того, законопроектом предлагается наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом организовывать профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации незанятых граждан, желающих возобновить трудовую деятельность, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости, а также устанавливать порядок и условия направления указанных граждан на профессиональное обучение.
Источником финансирования указанного полномочия могут быть средства бюджетов субъектов Российской Федерации, высвободившиеся в результате финансового обеспечения органов внутренних дел с 1 января 2012 г. за счет средств федерального бюджета, а также средства, превышающие потребность в финансировании мероприятий активной политики занятости населения, содержания органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения.
Указанный профицит бюджетов субъектов Российской Федерации образовался за счет снижения численности безработных граждан, оптимизации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и, как следствие, уменьшения расходов на мероприятия активной политики занятости населения при сохранении нормативов доступности государственных услуг в области содействия занятости населения.
Таким образом, решение о реализации данного полномочия может быть принято субъектом Российской Федерации исходя из наличия собственных бюджетных средств.
Данное изменение позволит незанятым гражданам, желающим возобновить трудовую деятельность, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости, повысить конкурентоспособность на рынке труда и будет способствовать их трудоустройству.
Во исполнение подпункта "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" законопроектом предусматривается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом разрабатывать и реализовывать мероприятия, направленные на создание условий для совмещения незанятыми многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью.
Решение о реализации указанных мероприятий может быть принято субъектами Российской Федерации исходя из наличия собственных бюджетных средств.
Во исполнение пункта 6 поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина от 20 августа 2012 г. N Пр-2218 законопроектом предлагается дополнить перечень категорий безработных граждан, наделенных правом в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, установленный пунктом 3 статьи 23 Закона о занятости населения, безработными гражданами, прошедшими военную службу по призыву.
Таким образом, принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и другие отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета, так как возникающие расходные обязательства субъектов Российской Федерации могут быть реализованы в пределах объемов средств бюджетов субъектов Российской Федерации на финансирование мероприятий активной политики занятости населения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета, так как возникающие расходные обязательства субъектов Российской Федерации могут быть реализованы в пределах объемов средств бюджетов субъектов Российской Федерации на финансирование мероприятий активной политики занятости населения.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации" не потребует отмены, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации" не потребует отмены, приостановления, изменения или принятия других нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.