Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 199590-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", внесенному депутатами Государственной Думы Е.Л. Николаевой, П.Р. Качкаевым, А.Г. Сидякиным, В.Е. Булавиновым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Правовое управление сообщает следующее.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается внести дополнение в часть 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которому "органы государственного жилищного надзора при осуществлении регионального, муниципального государственного жилищного надзора используют информацию, размещенную в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, в порядке, определенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации". Обращаем внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 20 ЖК РФ органы государственного жилищного надзора осуществляют только региональный государственный жилищный надзор. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (часть 2.1 статьи 20 ЖК РФ). Кроме того, указанное положение следует соотнести со статьей 3 базового проекта федерального закона N 199597-6 "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - проект федерального закона N 199597-6), не относящей нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации к числу нормативных правовых актов, составляющих правовую основу государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, и с частью 8 статьи 8 проекта федерального закона N 199597-6, согласно которой устанавливаются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Полномочие об установлении порядка использования информации, размещенной в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, органами государственного жилищного надзора в ней не определено.
Содержание пункта 1 (изменение в статью 20 ЖК РФ, согласно которому порядок использования информации определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации), и пункта 2 (дополнение части 5 статьи 165 ЖК РФ, предусматривающее, что порядок использования информации органом местного самоуправления, размещенной в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, устанавливается Правительством Российской Федерации) статьи 1 законопроекта нуждаются в дополнительном обсуждении и соотнесении.
В результате изменения в часть 3 статьи 165 ЖК РФ у органов местного самоуправления возникает обязанность предоставлять информацию о муниципальных программах в жилищной сфере и в сфере коммунальных услуг, о нормативных правовых актах органов местного самоуправления, регулирующих отношения в данных сферах, с использованием информации, размещенной в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. На наш взгляд, такая информация может предоставляться органами местного самоуправления гражданам также и без использования государственной информационной системы.
Предлагаемое статьей 2 законопроекта дополнение пункта 4 части 1 статьи 14 и пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" словами "в том числе с использованием информации, размещенной в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" не является предметом регулирования указанных пунктов, содержащих вопросы местного значения поселения и городского округа по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Нуждается в уточнении обоснованность указания в статье 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) статьи 13.19.1, поскольку информация предоставляется в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства, и предоставление данной информации гражданину и (или) организации будет опосредованным.
Поскольку новая статья 13.19.1 КоАП РФ (пункт 2 статьи 3 законопроекта) не состоит в непосредственной связи со статьей 13.19 КоАП РФ, присваивать предлагаемый номер новой статье, на наш взгляд, нет оснований. Так как информация предоставляется в федеральную государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства, оператором которой является, в первую очередь, федеральный орган исполнительной власти, логичнее было бы включить новую статью в главу 19 (см., например, статьи 19.7, 19.7.1-19.7.4 КоАП РФ). Также приемлемым было бы дополнение новой статьей главы 7 (например, после статьи 7.23.1). В случае принятия данного предложения соответствующие корректировки должны быть внесены в пункты 1, 3 и 4 статьи 3 законопроекта.
Субъектами административной ответственности в новой статье 13.19.1 КоАП РФ предусмотрены юридические лица и индивидуальные предприниматели. Иные поставщики информации (пункт 3 части 1 статьи 2 проекта федерального закона N 199597-6) к административной ответственности привлекаться не будут. Однако, учитывая ряд обстоятельств, например, то, что информация, размещенная в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, будет являться источником для органов местного самоуправления при предоставлении гражданам по их запросам информации (часть 3 статьи 165 ЖК РФ - пункт 2 статьи 1 законопроекта), а также то, что информация, размещенная в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, будет использоваться органами государственного жилищного надзора при осуществлении регионального государственного жилищного надзора, полагаем, что следует рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности и должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов.
Редакцию диспозиции части 1 новой статьи 13.19.1 КоАП РФ следует соотнести с редакцией пункта 3 части 1 статьи 2 проекта федерального закона N 199597-6.
В санкции части 1 новой статьи 13.19.1 КоАП РФ предусмотрен одинаковый размер штрафа, налагаемого на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в размере, превышающем максимальный размер штрафа, предусмотренный для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (см. часть 1 статьи 3.5 КоАП РФ). Если в статье предполагается, что данные лица будут нести административную ответственность как юридические лица, то статья 13.19.1 должна иметь соответствующее примечание (см., например, статьи 7.34, 16.1 КоАП РФ).
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Заместитель начальника управления |
Д.Д. Цабрия |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.