Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей от 11 апреля 2013 г. N 3.6-5/45
по проекту федерального закона N 236214-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации" (о дополнительных мерах по содействию занятости лиц, находящихся в социально уязвимом положении, и запрете на распространение дискриминационной информации о вакансиях) - внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 18.03.2013 г. (протокола N 84, п. 66) Комитет по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рассмотрел в пределах компетенции указанный проект федерального закона.
1. Законопроектом предусматривается внесение изменений, направленных на запрет распространения работодателями объявлений о вакансиях с дискриминационными ограничениями (по признакам возраста, пола, семейному положению и др.). Органам государственной власти предоставляется право разрабатывать и реализовывать мероприятия, направленные на создание условий для совмещения незанятыми многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.
2. Комитет по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает концепцию законопроекта, направленную на обеспечение гарантированного Конституцией Российской Федерации права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбору рода деятельности и профессии независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.
Актуальность предлагаемых изменений подтверждается фактами дискриминации по признакам пола, возраста, наличию детей, изложенными, в частности, в специальном докладе Уполномоченного по правам человека Свердловской области "О нарушениях конституционных прав граждан по признакам пола и возраста в сфере труда", докладе Уполномоченного по правам человека Калининградской области "О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2004 год".
В рамках специального социологического исследования "Мониторинг реализации права женщин на труд в Новгородской области", проведенного в 2007 году по инициативе и при поддержке Уполномоченного по правам человека Новгородской области Новгородским гендерным центром, осуществлен контент-анализ объявлений о предлагаемых вакансиях в новгородской прессе. Указанный анализ показал, что фактор возраста оказался самым дискриминационным на новгородском рынке труда. Тем не менее, фактор пола является ограничивающим фактором на многие должности с весьма достойной зарплатой. Вместе с тем Конвенция ООН от 18 декабря 1979 г. "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" (ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 19.12.1980 г.), устанавливает, что мужчины и женщины имеют право "на одинаковые возможности при найме на работу, в том числе применение одинаковых критериев отбора при найме".
Принятие законопроекта, предусматривающего введение административной ответственности (статья 2 законопроекта) за распространение работодателем информации о вакантных рабочих местах (должностях), содержащей ограничения дискриминационного характера применительно к семейному положению и возрасту, позволит создать условия для недопущения дискриминации в сфере труда и занятости в отношении лиц старшего возраста, а также кандидатов, имеющих малолетних детей.
3. Вместе с тем, в контексте антидискриминационной направленности предлагаемых законопроектом изменений, Комитет обращает внимание на наличие в Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" ряда норм, которые не в полной мере учитывают требования Конвенции МОТ от 23 июня 1981 года N 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями". Согласно указанной Конвенции одной из целей политики государства в сфере труда является создание условий, которые позволили бы лицам с семейными обязанностями, выполняющим или желающим выполнять оплачиваемую работу, осуществлять свое право на это, не подвергаясь дискриминации и, насколько возможно, гармонично сочетая профессиональные и семейные обязанности (пункт 1 статьи 3); для установления подлинного равенства обращения и возможностей для трудящихся мужчин и женщин должны приниматься все меры, соответствующие национальным условиям и возможностям, с тем, чтобы трудящиеся с семейными обязанностями могли осуществлять свое право на свободный выбор работы и принимались во внимание их потребности в области условий занятости (статья 4).
Как отмечается в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2011 года N 28-П, Конституция Российской Федерации, гарантируя мужчине и женщине равные права и свободы и равные возможности для их реализации (статья 19, часть 3), предопределяет необходимость коррекции на законодательном уровне условий осуществления ими прав в сфере труда и занятости, с тем чтобы устранить возможное неравенство работников, обусловливаемое наличием в семье малолетних детей, реально существующим распределением семейных обязанностей.
Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрена профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. При этом не принято во внимание, что согласно статье 256 Трудового кодекса Российской Федерации такой отпуск может быть предоставлен также отцу ребенка.
Полагаем, что указанные обстоятельства следует учесть в последующей работе по внесению изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Учитывая изложенное Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 236214-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации" (о дополнительных мерах по содействию занятости лиц, находящихся в социально уязвимом положении, и запрете на распространение дискриминационной информации о вакансиях), внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.