Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 236214-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации" - о дополнительных мерах по содействию занятости лиц, находящихся в социально уязвимом положении, и запрете на распространение дискриминационной информации о вакансиях (внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Основной целью законопроекта, как следует из пояснительной записки, является установление запрета на распространение работодателями (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями) информации о вакантных рабочих местах (должностях), содержащей ограничения дискриминационного характера, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
С этой целью предлагается дополнить соответствующим положением статью 25 "Содействие работодателей в обеспечении занятости населения" Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения), уточнить понятие "дискриминация", содержащееся в абзаце первом статьи 5.62 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ РФ), дополнить Главу 13 "Административные правонарушения в области связи и информации" КоАП РФ новой статьей 13.11.1 об административной ответственности за распространение информации о вакантных рабочих местах (должностях), содержащей ограничения дискриминационного характера.
В обоснование необходимости установления запрета на распространение информации о вакантных рабочих местах (должностях), содержащей ограничения дискриминационного характера, в пояснительной записке отмечается, что "введение запрета предусматривается на распространение данной информации работодателем в формах и пределах, установленных Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации", без каких-либо исключений".
Законопроектом предусматривается наделить должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, правом составлять протоколы, в частности, об административном правонарушении, предусмотренном предлагаемой статьей 13.11.1 КоАП РФ.
Кроме того, законопроектом N 236214-6 предлагается предоставить органам государственной власти субъектов Российской Федерации право организовывать профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации незанятых граждан, желающих возобновить трудовую деятельность, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости, устанавливать порядок и условия направления указанных граждан на профессиональное обучение. В пояснительной записке указаны возможные источники финансирования указанного полномочия.
Также законопроектом предлагается наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом разрабатывать и реализовывать мероприятия, направленные на создание условий для совмещения незанятыми многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью, а также дополнить перечень категорий безработных граждан, наделенных правом в приоритетном порядке проходить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, безработными гражданами, прошедшими военную службу по призыву.
Поддерживая социальную направленность рассматриваемого законопроекта, соглашаясь с приведенными в пояснительной записке аргументами о необходимости принятия дополнительных мер, предотвращающих дискриминацию (в том числе, по возрасту) в сфере трудовых отношений и нацеленных на восстановление прав пострадавших от дискриминации лиц, необходимо отметить следующее:
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одними из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ) в статье 2 признаются:
- свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
- запрещение дискриминации в сфере труда;
- равенство прав и возможностей работников;
- обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
В целях реализации указанных принципов ТК РФ прямо запрещает дискриминацию в сфере труда (ст. 3 ТК РФ), устанавливает запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64 ТК РФ).
Согласно положениям части 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. При этом под распространением информации понимаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (п. 9 ст. 2 Федерального закона N 149-ФЗ).
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на информацию, свободно распространяемую; информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается (ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 149-ФЗ). Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 149-ФЗ).
Таким образом, установление в законодательстве запрета на распространение информации о вакантных рабочих местах (должностях), содержащей ограничения дискриминационного характера, представляется возможным и правомерным, поскольку данный запрет будет способствовать реализации конституционного права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ).
В новом пункте 6 статьи 25 Закона о занятости населения запрет на распространение информации о вакантных рабочих местах (должностях), содержащей дискриминационные ограничения, предлагается ввести для работодателей - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями. В свою очередь, в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Работодателями - физическими лицами признаются работодатели - индивидуальные предприниматели и физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (работодатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями). В связи с возникающим терминологическим разночтением и в целях распространения действия предлагаемого законопроектом запрета на всех работодателей необходимо привести в соответствие формулировки законопроекта с терминологией, используемой в ТК РФ.
Следует поддержать предлагаемое законопроектом уточнение понятия "дискриминация" в абзаце первом статьи 5.62 КоАП РФ, которое практически совпадает с положениями части второй статьи 3 ТК РФ. Вместе с тем, полной унификации термина "дискриминация" в ТК РФ и КоАП РФ достичь не удастся, поскольку в ТК РФ говорится о таком основании дискриминации как "политические убеждения" (в КоАП РФ - "убеждения").
Нуждаются в согласовании наименование и содержание новой статьи 13.11.1 КоАП РФ, поскольку в ее наименовании говорится о распространении информации о вакантных рабочих местах (должностях), содержащей ограничения дискриминационного характера, без конкретизации круга лиц, а в тексте статьи - лишь об ответственности работодателей.
Кроме того, распространение информации о вакантных рабочих местах (должностях), содержащей ограничения дискриминационного характера, на практике нередко осуществляется не только и не столько работодателями, сколько частными агентствами занятости (кадровыми агентствами, рекрутинговыми компаниями и т.д.), на которые, очевидно, также должен распространяться соответствующий запрет. С учетом изложенного в новой статье 13.11.1 КоАП РФ необходимо уточнить круг субъектов административной ответственности.
На рассматриваемый законопроект получены отзывы от 18 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и от 22 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов РФ может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 8 субъектов РФ получен положительный отзыв, мнения органов государственной власти остальных субъектов РФ следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении по законопроекту сообщает, концептуальных замечаний по нему не имеется. Замечания юридико-технического характера могут быть учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей в своем заключении комитета-соисполнителя сообщает о поддержке концепции законопроекта N 236214-6 и высказывает ряд замечаний по его доработке при подготовке к рассмотрению во втором чтении.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта.
Проект федерального закона N 236214-6 согласован координаторами сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющих Правительство Российской Федерации, общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей.
Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 236214-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации" с учетом высказанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.