Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 296595-6 "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - проект федерального закона) разработан в соответствии с Концепцией формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2010 г. N 1760-р, а также Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2012 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 2425-р.
Проект федерального закона направлен на:
обеспечение эффективного использования механизма аккредитации как одной из форм государственного регулирования;
создание и эффективное функционирование национальной системы аккредитации Российской Федерации, установление единой политики, единых принципов и правил аккредитации на территории Российской Федерации;
обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных и достоверных результатов деятельности аккредитованных лиц;
повышение компетентности и эффективности деятельности аккредитованных лиц;
гармонизацию правил и процедур аккредитации с международными стандартами и рекомендациями, создание условий для признания внутри страны и за рубежом результатов аккредитации и результатов деятельности аккредитованных лиц;
устранение неоправданных препятствий для развития торговли и производства;
создание условий для добросовестной конкуренции и недопущения ее ограничения в области оценки соответствия, обеспечения единства измерений и других областях;
обеспечение открытости и доступности информации в области аккредитации для всех заинтересованных лиц;
создание института независимых экспертов по аккредитации и механизма досудебного обжалования решений в области аккредитации.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует определение аккредитации как формы государственного регулирования, что позволяет применять механизм аккредитации в различных сферах общественных отношений и в различных целях.
Анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность по аккредитации, а также практики их применения показал следующие недостатки действующей системы аккредитации:
неоднородность правовых норм, устанавливающих требования к порядку аккредитации и органам по оценке соответствия, что не дает возможности установления единого порядка аккредитации и проведения единой политики в данной области;
несоответствие организации системы аккредитации и правил по аккредитации международным документам, что создает барьеры выходу на внешние рынки российской продукции из-за отсутствия международного признания результатов оценки соответствия;
низкий уровень безопасности продукции из-за выдачи аккредитованными организациями документов, удостоверяющих соответствие заданным требованиям, без проведения необходимых исследований (испытаний), измерений, экспертиз, оценок и т.п.;
отсутствие института независимых экспертов по аккредитации.
Следствием сложившегося порядка аккредитации являются высокие издержки добросовестного бизнеса на оценку соответствия продукции и других объектов установленным требованиям.
Неоднородность норм, устанавливающих требования к органам по оценке соответствия и порядку их аккредитации, существующая в действующем законодательстве, не дает возможности полноценного формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации.
Разрозненность и недостаточность правовых основ организации и проведения аккредитации, отсутствие единых правил аккредитации, гармонизированных с международными документами, снижает значимость отечественной аккредитации и является препятствием для вступления России в международные организации по аккредитации и свободного продвижения российской продукции на международном рынке.
Предметом регулирования проекта федерального закона являются отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами при осуществлении аккредитации:
1) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия (за исключением работ по оценке соответствия, выполняемых органами государственной власти, органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия авиационной техники и объектов гражданской авиации; морских и речных гражданских судов);
2) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю;
3) экспертов и экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти при осуществлении отдельных полномочий, в частности:
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказания услуг в области обеспечения единства измерений;
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве", Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Положения проекта федерального закона также распространяются на случаи обращения с заявлением об аккредитации в национальной системе аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия и обеспечению единства измерений в отношении добровольных к исполнению требований, а также выполняющих исследования, испытания и измерения.
Проект федерального закона базируется на принципах и основных положениях международных норм и правил в области аккредитации.
Проектом федерального закона определены цели применения механизма аккредитации в национальной системе аккредитации как формы государственного регулирования и принципы аккредитации, гармонизированные с международными документами.
Так, основными целями аккредитации являются обеспечение доверия к деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими деятельности в сфере аккредитации, создание условий для признания результатов деятельности аккредитованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей внутри страны и за рубежом.
К основным принципам, в соответствии с которыми должна осуществляться аккредитация на территории Российской Федерации, относятся:
осуществление полномочий по аккредитации единым национальным органом по аккредитации;
компетентность и независимость национального органа по аккредитации;
объективность и беспристрастность;
добровольность;
открытость и доступность правил аккредитации;
недопустимость совмещения национальным органом по аккредитации полномочий по аккредитации и полномочий по оценке соответствия и обеспечению единства измерений;
единство правил аккредитации и обеспечение равных условий заявителям, претендующим на получение аккредитации;
обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в процессе осуществления деятельности по аккредитации, составляющих государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну, и использование таких сведений только в целях, для которых они предоставлены;
недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий для пользования услугами аккредитованных лиц;
создание условий для взаимного признания результатов оценки соответствия государствами - членами Евразийского экономического сообщества, а также иными иностранными государствами;
обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации, недопустимость установления пределов действия аттестатов об аккредитации на отдельных территориях Российской Федерации и для определенных субъектов хозяйственной деятельности.
Действие проекта федерального закона распространяется на следующих участников национальной системы аккредитации:
1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации;
2) национальный орган по аккредитации;
3) совет по аккредитации при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации (далее - совет по аккредитации);
4) экспертов по аккредитации и технических экспертов;
5) аккредитованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
6) комиссию по апелляциям при национальном органе по аккредитации.
Проектом федерального закона определены права и обязанности участников национальной системы аккредитации Российской Федерации.
В целях обеспечения независимости и объективности принимаемых решений в области аккредитации проектом федерального закона предусмотрено создание при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, Совета по аккредитации.
Проект федерального закона содержит правовые нормы, устанавливающие порядок организации и функционирования единой национальной системы аккредитации Российской Федерации, единые правила аккредитации, применяемые на территории Российской Федерации, в том числе:
требования к порядку представления заявителем заявления и документов, необходимых для аккредитации, и приема их национальным органом по аккредитации;
требования к порядку проверки соответствия заявителя установленным критериям аккредитации;
требования к порядку принятия решения о предоставлении аттестата аккредитации или об отказе в аккредитации;
требования к содержанию, сроку действия аттестата аккредитации;
требования к порядку аккредитации на новый срок;
требования к порядку предоставления национальным органом по аккредитации дубликата аттестата аккредитации и копии аттестата аккредитации;
требования к порядку переоформления аттестата аккредитации;
требования к порядку расширения области аккредитации;
требования к порядку прекращения действия аттестата аккредитации;
требования к порядку приостановления и возобновления действия аттестата аккредитации, аннулирования аттестата аккредитации, сокращения области аккредитации;
требования к порядку подтверждения компетентности аккредитованного лица;
особенности осуществления государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц;
ответственность участников аккредитации.
Проектом федерального закона устанавливаются также заключительные и переходные положения.
Результатом принятия проекта федерального закона должно стать создание и эффективное функционирование национальной системы аккредитации Российской Федерации, действующей в соответствии с установленными едиными принципами и правилами аккредитации, гармонизированными с международными требованиями.
Это позволит достичь следующего:
обеспечить открытость и прозрачность правил аккредитации;
повысить качество работ по оценке соответствия и защитить рынок от опасной продукции;
повысить доверие со стороны потребителей, органов исполнительной власти, изготовителей и продавцов к результатам деятельности аккредитованных лиц;
создать конкурентный рынок работ аккредитованных лиц;
сократить издержки бизнеса как при аккредитации, так и при выпуске продукции в обращение;
создать предпосылки для признания как результатов аккредитации, так и результатов деятельности аккредитованных лиц за рубежом, которые приведут к устранению неоправданных препятствий для развития торговли.
Все это будет способствовать повышению международного авторитета национальной системы аккредитации Российской Федерации, признанию отечественной аккредитации международными организациями, обеспечению безопасности и повышению конкурентоспособности российских товаров, соответствие которых подтверждено аккредитованными лицами в национальной системе аккредитации Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"
Принятие проекта федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"
Принятие проекта федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" потребует внесения изменений в следующие акты федерального законодательства Российской Федерации:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве".
3. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
6. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи".
7. Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
8. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки (со дня подписания федерального закона Президентом Российской Федерации) |
Исполнители |
1 |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка аккредитации организаций и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на выполнение поверки средств измерений военного и специального назначения, аттестации эталонов единиц величин и обязательной метрологической экспертизы вооружения, военной и специальной техники и технической документации на них" |
Часть 1 статьи 2 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минобороны России - отв. Минэкономразвития России Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
2 |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об особенностях аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну" |
Часть 4 статьи 2 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минобороны России - отв. Минэкономразвития России Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
3 |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка аттестации экспертов, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю" |
Часть 2 статьи 8 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
4 |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 845 "О Федеральной службе по аккредитации" |
Статья 8 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация |
5 |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о комиссии по апелляциям" |
Часть 2 статьи 10 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
6 |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении особенностей аккредитации иностранных лиц" |
Часть 2 статьи 14 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация |
7 |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении сроков предоставления национальным органом по аккредитации государственных услуг по аккредитации и подтверждению компетентности аккредитованного лица, проведения документарной и выездной проверки соответствия заявителя критериям аккредитации, проведения экспертизы представленных заявителем документов и сведений" |
Часть 13 статьи 15, |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация
|
8 |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении методики определения размеров платы за проведение экспертизы представленных заявителем (аккредитованным лицом) документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя (аккредитованного лица) установленным критериям аккредитации, а также предельных размеров платы за проведение экспертиз" |
Часть 15 статьи 16, |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация Минфин России ФАС России |
9 |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка формирования и ведения реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов" |
Часть 4 статьи 26 проекта федерального закона |
6 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация |
10 |
Постановление Правительства Российской Федерации "О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2005 г. N 165 "Об утверждении правил аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), проводящих сертификационные испытания средств связи" |
Статья 1 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России |
11 |
Постановление Правительства Российской Федерации "О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 689 "Об утверждении правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю" |
Статья 1 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России |
12 |
Постановление Правительства Российской Федерации "О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 602 "Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечении и отборе экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации" |
Статья 1 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России |
13 |
Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя критериям аккредитации" |
Статья 7 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
14 |
Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении формы аттестата аккредитации" |
Статья 7 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация |
15 |
Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении формы свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации" |
Статья 7 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация |
16 |
Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о переоформлении аттестата аккредитации, заявления о расширении (сокращении) области аккредитации, заявления о прекращении действия аттестата аккредитации, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о выдаче копии аттестата аккредитации, заявления о подтверждении компетентности аккредитованного лица" |
Статья 7 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация |
17 |
Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении требований к экспертам по аккредитации" |
Статья 7 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация |
18 |
Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении требований к техническим экспертам" |
Статья 7 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
19 |
Приказ Минэкономразвития России "Об установлении изображения знака национальной системы аккредитации и порядка его применения" |
Статья 7 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация |
20 |
Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении Положения о совете по аккредитации и состава совета по аккредитации" |
Статья 7 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация |
21 |
Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении порядка, сроков и форм предоставления аккредитованными лицами в национальный орган по аккредитации сведений о результатах своей деятельности, сведений об изменениях состава персонала и его компетентности, технической оснащенности, а также перечня таких сведений" |
Статья 7 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация |
22 |
Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении методики отбора экспертов по аккредитации для выполнения работ в области аккредитации" |
Статья 7 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация |
23 |
Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении Положения об аттестационной комиссии" |
Статья 7 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация |
24 |
Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении порядка аттестации экспертов по аккредитации, включая порядок и условия выдачи, переоформления, приостановления и прекращения действия свидетельств об аттестации эксперта по аккредитации" |
Статьи 7 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация |
25 |
Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении порядка включения физических лиц в реестр технических экспертов" |
Статья 7 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация |
26 |
Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении порядка проведения проверки экспертного заключения, акта выездной экспертизы и акта экспертизы на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации" |
Статья 7 проекта федерального закона, части 7 и 15 статьи 16, часть 15 статьи 24 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация |
27 |
Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении порядка раскрытия информации о размерах платы, установленных на основании методики определения размеров платы за проведение экспертизы представленных заявителем (аккредитованным лицом) документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя (аккредитованного лица) установленным критериям аккредитации" |
Статья 7 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация |
28 |
Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении перечня областей аттестации экспертов по аккредитации" |
Статья 7 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация |
29 |
Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении перечня областей специализации технических экспертов" |
Статья 7 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация |
30 |
Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении порядка установления факта несоответствия эксперта по аккредитации или технического эксперта установленным требованиям по результатам оценки представленных заявителем (аккредитованным лицом) документов" |
Статья 7 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация |
31 |
Приказ Росаккредитации "Об утверждении состава комиссии по апелляциям" |
Статья 8 проекта федерального закона |
5 мес. |
Росаккредитация |
32 |
Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении формы и перечня сведений, содержащихся в экспертном заключении, оформляемом по результатам экспертизы документов и сведений, представленных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, претендующим на аккредитацию либо на расширение области аккредитации" |
Часть 7 статьи 16 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация |
33 |
Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении формы и перечня сведений, содержащихся в акте выездной экспертизы соответствия заявителя критериям аккредитации" |
Часть 12 статьи 16 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация |
34 |
Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении формы и перечня сведений, содержащихся в акте экспертизы" |
Часть 10 статьи 24 проекта федерального закона |
5 мес. |
Минэкономразвития России - отв. Росаккредитация |
35 |
Приказ о признании утратившим силу приказа Минсельхоза России от 17 июля 2000 г. N 664 "Об утверждении Положения о порядке аккредитации физических и юридических лиц на право определения посевных качеств семян сельскохозяйственных растений" |
Статья 1 проекта федерального закона |
4 мес. |
Минсельхоз России |
36 |
Приказ о признании утратившим силу приказа Роспотребнадзора от 1 августа 2005 г. N 656 "Об организации работ по аккредитации организаций, осуществляющих санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок" |
Статья 1 проекта федерального закона |
4мес. |
Роспотребнадзор |
37 |
Приказ о признании утратившим силу приказа Россельхознадзора от 16 ноября 2005 г. N 281 "Об утверждении Порядка рассмотрения территориальными управлениями Россельхознадзора заявок на аккредитацию органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), осуществляющих работы в области подтверждения соответствия качества и безопасности зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна" |
Статья 1 проекта федерального закона |
4 мес. |
Россельхознадзор |
38 |
Приказ о признании утратившим силу приказа Роспотребнадзора от 9 ноября 2009 г. N 682 "Об организации работ по аккредитации граждан и организаций, привлекаемых Роспотребнадзором к проведению мероприятий по контролю" |
Статья 1 проекта федерального закона |
4 мес. |
Роспотребнадзор |
39 |
Приказ о признании утратившим силу приказа Росздравнадзора от 22 апреля 2010 г. N 3208-Пр/10 "Об организации работ по аккредитации граждан и организаций, привлекаемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития к проведению мероприятий по контролю в сфере здравоохранения и социального развития" |
Статья 1 проекта федерального закона |
4 мес. |
Росздравнадзор |
40 |
Приказ о признании утратившим силу приказа Росреестра от 8 сентября 2010 г. N П/494 "Об организации работ по аккредитации граждан и организаций, привлекаемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии к проведению мероприятий по государственному геодезическому, государственному метрологическому надзору, государственному земельному контролю, контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций" |
Статья 1 проекта федерального закона |
4 мес. |
Росреестр |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.