Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав в соответствии с Временным соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения (Москва, 15 января 1993 г.) иностранному гражданину было отказано в назначении полной и исчислении части трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого льготного (северного) стажа. При этом при исчислении пенсии в страховой и льготный стаж не были включены периоды работы с 01.01.2002 по 31.12.2011 в связи с тем, что до 01.01.2012 временно пребывающие иностранные граждане не подлежали обязательному пенсионному страхованию и периоды их работы на территории РФ с 01.01.2002 по 31.12.2011 не могут быть включены в страховой и льготный стаж.
Могут ли быть включены указанные периоды работы в страховой стаж, если иностранный гражданин был зарегистрирован в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования иностранных граждан, временно пребывающих и работающих на территории РФ, а кроме того, работодатель уплачивал за него страховые взносы в период с 01.01.2002 по 31.12.2011?
Пенсионное обеспечение граждан, имеющих трудовой стаж на территории Российской Федерации, регулируется Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ). Согласно его нормам право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (п. 1 ст. 7 Закона N 173-ФЗ); гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях), трудовая пенсия назначается досрочно при соблюдении условий, предусмотренных в пп. 6 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ. При этом в силу ст. 3 Закона N 173-ФЗ наравне с гражданами Российской Федерации право на трудовую пенсию имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Как следует из пп. 6 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ, для досрочного назначения трудовой пенсии по старости необходима выработка страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях (так называемого специального стажа), определенной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (п. 1 ст. 10 Закона N 173-ФЗ). Периоды, за которые страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не уплачивались, засчитываются в страховой стаж, если они прямо поименованы в ст. 11 Закона N 173-ФЗ. Однако спорные периоды в рассматриваемой ситуации не относятся к периодам, указанным в этой статье. В специальный трудовой стаж периоды работы включаются также при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516).
Российская Федерация и Украина состоят в ряде международных договоров, касающихся вопросов пенсионного обеспечения, в частности, в Соглашении о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Москва, 13 марта 1992 г.), Временном соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения (Москва, 15 января 1993 г.), Соглашении о порядке перевода и выплаты пенсий в соответствии с Временным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения от 15 января 1993 года (Киев, 30 июля 1996 г.). Однако данные международные договоры не регулируют вопросы исчисления страхового и специального стажа для назначения пенсии на территории Российской Федерации. Тем самым, в отношении граждан Украины, обращающихся за назначением пенсии по нормам российского законодательства, также действует правило о том, что в страховой и специальный стаж периоды работы засчитываются при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Как следует из вопроса, речь идет о включении в страховой и специальный стаж для назначения пенсии на территории Российской Федерации периодов работы до 1 января 2012 г. иностранного гражданина, временно пребывающего на территории Российской Федерации.
Отметим, что лишь начиная с 1 января 2012 г. Закон N 167-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ) отнес к застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации,*(1) заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев (ст. 7 Закона N 167-ФЗ). До 1 января 2012 г. застрахованными лицами согласно ст. 7 Закона N 167-ФЗ признавались граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства. Поэтому до 1 января 2012 г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, не вносились. Следовательно, законные основания для включения периодов работы до 1 января 2012 г. иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, в их страховой и специальный стаж для назначения пенсии на территории Российской Федерации отсутствуют. В этой связи смотрите, например, решение Богучарского районного суда Воронежской области от 25.08.2011 (http://www.gcourts.ru/case/2173327), решение Пушкинского городского суда Московской области от 24.04.2012 по делу N 2-1517/2012, кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 27.01.2011 по делу N 33-68/2011.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации периоды работы иностранного гражданина с 01.01.2002 по 31.12.2011 не могут быть зачтены в его страховой и специальный стаж для назначения пенсии на территории Российской Федерации. Тот факт, что работодатель производил на него отчисления страховых взносов, по нашему мнению, значения не имеет, поскольку в названные периоды иностранный гражданин не являлся лицом, застрахованным в соответствии с Законом N 167-ФЗ, вследствие чего уплата таких взносов была безосновательна.
В то же время отметим, что согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной, в том числе, в определении от 04.03.2004 N 146-О, факт постоянного проживания иностранного гражданина в Российской Федерации как основания назначения ему пенсии может быть установлен судом исходя из непрерывности, длительности его пребывания на территории Российской Федерации и других обстоятельств дела. На этом основании отдельные суды, при наличии необходимых доказательств, устанавливают факты постоянного проживания иностранного гражданина в Российской Федерации во время выполнения им работы в спорные периоды, вследствие чего включают такие периоды в страховой и специальный стаж для назначения пенсии на территории Российской Федерации, несмотря на отсутствие у лица вида на жительство или разрешения на временное проживание. В этой связи смотрите, к примеру, решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05.12.2011 по делу N 2-6642/2011 (http://www.gcourts.ru/case/3287022), решение Химкинского городского суда Московской области от 16.02.2011 по делу N 2-1130/2011, решение Усинского городского суда Республики Коми от 01.07.2011 по делу N 2-855/2011 (http://www.gcourts.ru/case/2093290), кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.04.2012 по делу N 33-1574/2012.
Однако нам такая позиция судов представляется спорной, поскольку в определении от 04.03.2004 N 146-О Конституционный Суд РФ ссылался на возможность установления в судебном порядке факта постоянного проживания иностранного гражданина в Российской Федерации в связи с тем, что такое постоянное проживание требуется для назначения и выплаты пенсии (ст. 3 Закона N 173-ФЗ). Иными словами, Конституционный Суд РФ указал на возможность установления в судебном порядке факта постоянного проживания иностранного гражданина в Российской Федерации на момент его обращения в Пенсионный фонд РФ с заявлением о назначении и выплате пенсии. В то же время решение вопросов исчисления страхового и специального стажа для назначения пенсии на территории Российской Федерации регулируется другими нормами (не нормами ст. 3 Закона N 173-ФЗ), требующими, чтобы в эти периоды лицо было застраховано в соответствии с Законом N 167-ФЗ и за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Однако до 1 января 2012 г. иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, не были застрахованы в соответствии с Законом N 167-ФЗ. Поэтому для включения в страховой и специальный стаж иностранных граждан периодов их работы до 1 января 2012 г. необходимо наличие у них в те периоды вида на жительство или разрешения на временное проживание (то есть наличие у них в спорные периоды статуса постоянно или временно проживающих в Российской Федерации иностранцев); решение суда об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации, на наш взгляд, правового значения для этих целей не имеет.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дроздова Анжелика
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
25 февраля 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) установлены следующие категории законно находящихся в РФ иностранных граждан в зависимости от их правового положения:
- постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане - лица, имеющие вид на жительство;
- временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане - лица, получившие разрешение на временное проживание;
- временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане - лица, прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.