Обмен электронными документами набирает обороты
Тема составления электронных документов и обмена ими между организациями не раз поднималась на страницах нашего журнала*(1). И это не случайно: электронный документооборот (ЭДО) становится все более востребованным среди российских хозяйствующих субъектов.
Сегодня речь пойдет о том, какие новые нормативные документы появились на данную тему. Кроме того, поговорим о расходах, которые несет организация, участвующая в системе ЭДО, и о том, можно ли учесть эти расходы для целей налогообложения.
Российское законодательство об электронных документах
Упоминание об электронных документах можно найти во многих нормативных актах, регулирующих различные сферы деятельности: это и составление первичных документов, и сдача отчетности через Интернет, и участие в электронных аукционах.
Электронный вид документа обязателен
В ряде случаев составление и подача документов в электронном виде обязательны. Например, согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронной форме.
Аналогичное требование установлено в отношении страховых взносов. Так, в п. 10 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ*(2) говорится о том, что организации (в том числе и вновь созданные), у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, представляют расчеты в форме электронных документов.
Обязательное составление документов в электронном виде предусмотрено и для участников электронных торгов (открытых аукционов в электронной форме). Например, из ст. 41.2 Закона о госзакупках*(3) следует, что документооборот при проведении электронных торгов осуществляется посредством электронных документов, заверенных электронной подписью лиц, имеющих право действовать от имени соответственно участника размещения заказа, заказчика и оператора электронной площадки.
Имеем право
В ряде случаев составление электронных документов является правом организации. Так, в ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ*(4) говорится, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в электронном виде с электронной подписью (п. 5). В случае если законодательством РФ или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в электронном виде (п. 6). Таким образом, Федеральный закон N 402-ФЗ по сути закрепил за электронными первичными документами "равные права" с бумажными первичными документами.
В электронной форме могут составляться счета-фактуры. Об этом говорится в п. 1 ст. 169 НК РФ, где также прописаны условия применения электронных счетов-фактур: взаимное согласие сторон сделки, наличие у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки счетов-фактур в соответствии с установленными форматами *(5) и порядком *(6).
Примечание. ФНС утвержден формат электронных документов для счетов-фактур, накладной (ф. ТОРГ-12) и акта приемки-сдачи работ.
Говоря о правах организаций относительно составления и использования электронных документов, нельзя обойти стороной порядок представления в налоговый орган документов в рамках проведения налоговой проверки. Напомним, что согласно п. 1 ст. 93 НК РФ налоговый орган, проводящий налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. При этом п. 2 данной статьи предусматривает: если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным ФНС форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС).
Здесь следует отметить, что, кроме формата счетов-фактур, ФНС разработала и утвердила формат накладной (ф. ТОРГ-12), акта приемки-сдачи работ (услуг)*(7). Данный формат имеет статус рекомендованного и разработан в целях реализации положений ст. 93 и 93.1 НК РФ.
Если необходимые налоговикам документы составлены в электронном виде не по установленным форматам, они представляются на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью *(8). Такие разъяснения, к примеру, были даны в Письме Минфина России от 11.01.2012 N 03-02-07/1-1. Из этого следует, что при запросе налоговиками иных первичных документов до утверждения их форматов в электронном виде организациям придется представлять данные документы в налоговую инспекцию в бумажном варианте.
Обращаем ваше внимание на важный момент. Пунктом 4 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ предусмотрено, что формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Таким образом, допускается, что организация может работать по "своим" утвержденным формам. Полагаем, что для электронных документов такая "свобода" отнюдь не во благо, ведь для обмена электронными документами через соответствующие программы (а не по электронной почте) необходимо, чтобы форматы "первички" у передающей и принимающей сторон были совместимы.
Электронная подпись
Понятие
Очевидно, что организация ЭДО невозможна без электронной подписи (ЭП). Разберемся, что это такое, как ее получить, какие виды электронной подписи имеются на сегодняшний день и подпись какого вида должна стоять под электронным документом в том или ином случае.
Для начала посмотрим, какими нормативными документами регламентируется порядок применения ЭП.
Первым законом, посвященным электронной подписи, был Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон об ЭЦП). В пункте 2 ст. 1 этого документа говорится, что его действие распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством РФ случаях.
С 8 апреля 2011 года действует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об ЭП). Этим документом (ч. 2 ст. 20) предусмотрено, что Закон об ЭЦП утратит силу 1 июля 2013 года. Таким образом, до этой даты действуют оба закона.
Отметим, что новый закон расширил сферу применения электронной подписи. Он регулирует отношения в области использования ЭП при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, совершении иных юридически значимых действий (ст. 1 Закона об ЭП).
Обратите внимание! Документы, которые в силу законодательства РФ должны иметь простую письменную форму, могут получить юридическую значимость и в электронной форме при условии их подписания ЭП, являющейся аналогом собственноручной подписи.
Итак, согласно ст. 2 Закона об ЭП под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) и используется для определения лица, подписывающего информацию.
Закон об ЭП предусматривает применение нескольких видов электронных подписей. Чтобы понять, в чем их различие, нужно прежде всего разобраться с терминами, которые используются в указанном законе.
Для создания ЭП используется уникальная последовательность символов - так называемый ключ ЭП. С ним связан ключ проверки ЭП, также представляющий собой уникальную последовательность символов.
Документом, подтверждающим принадлежность ключа проверки ЭП тому или иному лицу, является сертификат ключа проверки ЭП. Его выдает удостоверяющий центр в виде электронного документа или документа на бумажном носителе.
При этом под удостоверяющим центром понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки ЭП, а также иные функции, предусмотренные Законом об ЭП.
Существует еще квалифицированный сертификат ключа проверки ЭП, который выдается аккредитованным удостоверяющим центром (то есть признанным уполномоченным федеральным органом соответствия удостоверяющего центра требованиям Закона об ЭП).
Виды электронных подписей
Согласно ст. 5 Закона об ЭП электронная подпись бывает простой и усиленной. Последняя, в свою очередь, подразделяется на неквалифицированную и квалифицированную ЭП.
Простая ЭП - это подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом (п. 2 ст. 5 Закона об ЭП).
Электронный документ считается подписанным простой ЭП при выполнении в том числе одного из следующих условий (п. 1 ст. 9 Закона об ЭП):
1) простая ЭП содержится в самом электронном документе;
2) ключ простой ЭП применяется в соответствии с правилами, установленными оператором информационной системы, с использованием которой осуществляются создание и (или) отправка электронного документа. При этом в созданном и (или) отправленном электронном документе содержится информация, указывающая на лицо, от имени которого был создан и (или) отправлен электронный документ.
Неквалифицированная ЭП - это подпись, которая отвечает следующим признакам (п. 3 ст. 5 Закона об ЭП):
1) получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа ЭП;
2) позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
3) позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
4) создается с использованием средств электронной подписи*(9).
Отметим, что согласно п. 5 ст. 5 Закона об ЭП при использовании неквалифицированной ЭП сертификат ключа проверки ЭП может не создаваться, если соответствие электронной подписи вышеуказанным признакам может быть обеспечено без такого сертификата.
Квалифицированная электронная подпись - это электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной ЭП плюс следующим дополнительным признакам (п. 4 ст. 5 Закона об ЭП):
1) ключ проверки ЭП указан в квалифицированном сертификате;
2) для создания и проверки ЭП используются средства ЭП, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным Законом об ЭП.
Обратите внимание! Закон об ЭЦП утратит силу с 1 июля 2013 года. Согласно ст. 19 Закона об ЭП:
- сертификаты ключей подписей, выданные в соответствии с Законом об ЭЦП, признаются квалифицированными сертификатами на основании Закона об ЭП (п. 1);
- электронный документ, подписанный ЭЦП до этой даты, признается подписанным квалифицированной ЭП в соответствии с Законом об ЭП (п. 2).
Когда электронный документ равнозначен бумажному?
В каких же случаях согласно Закону об ЭП электронные документы, подписанные ЭП, признаются равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью?
Во-первых, во всех случаях, когда электронный документ подписан квалифицированной ЭП*(10). Это следует из п. 1 ст. 6 Закона об ЭП.
Во-вторых, при подписании электронного документа простой ЭП или неквалифицированной ЭП в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия*(11). Об этом говорится в п. 2 ст. 6 Закона об ЭП.
При этом нормативные правовые акты и соглашения должны предусматривать:
а) для документов, подписанных простой ЭП или неквалифицированной ЭП, - порядок проверки электронной подписи (п. 2 ст. 6);
б) для документов, подписанных простой ЭП:
- правила определения лица, подписывающего электронный документ, по его простой ЭП;
- обязанность лица, создающего и (или) использующего ключ простой ЭП, соблюдать его конфиденциальность (п. 2 ст. 9).
Если согласно федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними нормативным правовым актам или обычаю делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной ЭП и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью. Федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия могут быть предусмотрены дополнительные требования к электронному документу в целях признания его равнозначным документу на бумажном носителе, заверенному печатью (п. 3 ст. 6 Закона об ЭП).
Для признания расходов: ЭП - только квалифицированная?
От вида электронной подписи, которой подписан электронный документ, зависит, можно ли принять для целей исчисления налога на прибыль расходы, подтвержденные этой "первичкой".
Например, Минфин считает, что для целей налогового учета электронный документ, подписанный неквалифицированной ЭП, не может являться равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью (Письмо от 25.12.2012 N 03-03-06/2/139*(12)).
Свою позицию чиновники обосновывают тем, что, дескать, случаи, в которых информация в электронной форме, подписанная неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, Налоговым кодексом не определены.
Однако в данном письме Минфин, отвечая на вопрос, "забыл" еще одно условие, когда документ, подписанный неквалифицированной ЭП, признается равнозначным документу на бумажном носителе: если об этом существует договоренность между участниками электронного взаимодействия. Если названное условие выполняется, первичные документы, подписанные такой ЭП, могут быть признаны подтверждающими расходы для целей исчисления налога на прибыль (при условии выполнения остальных требований п. 1 ст. 252 НК РФ). Это следует из Письма ФНС России от 24.11.2011 N ЕД-4-3/19693@, которая к данному вопросу подошла не столь категорично.
Теперь - несколько слов о соглашении между участниками электронного взаимодействия. О том, как его оформить, сказано в Письме Минфина России от 01.08.2011 N 03-07-09/26. Правда, в этом письме речь идет об обмене электронными счетами-фактурами, однако полагаем, что рекомендациями, изложенными в нем, можно воспользоваться и в отношении иных документов.
Способ выражения взаимного согласия сторон сделки на составление документов в электронном виде Налоговый кодекс не регулирует. По мнению Минфина, такое согласие может быть оформлено с учетом применяемых в предпринимательской деятельности правил поведения (обычаев делового оборота), в том числе посредством обмена документами, без составления одного документа, подписанного сторонами, выполнения действий, свидетельствующих о согласии на составление счетов-фактур в электронном виде, и т.п.
Операторы ЭДО
Процесс отправки и получения электронных документов осуществляется через операторов ЭДО, которые гарантируют доставку пакета электронных документов от отправителя к получателю с подтверждением даты и времени отправки. Таким образом, этот процесс аналогичен процессу сдачи отчетности в электронном виде.
Какую роль играет оператор ЭДО при обмене электронными документами?
Начнем с обмена счетами-фактурами. Как следует из п. 1.3 Порядка*(13), выставление и получение счетов-фактур в электронном виде по ТКС должно осуществляться только через операторов ЭДО.
К сведению. Согласно п. 1.2 Временных положений*(14) оператор ЭДО - организация, обладающая достаточными технологическими, кадровыми и правовыми возможностями для обеспечения юридически значимого документооборота счетов-фактур в электронном виде с использованием электронной подписи.
В целях повышения доверия к деятельности операторов ЭДО при обмене электронными счетами-фактурами, обеспечения гарантий для налогоплательщиков, обеспечения выполнения установленных требований при выставлении и получении счетов-фактур организована сеть доверенных операторов ЭДО. Это следует из п. 1.4 Временных положений. А в пункте 1.5 документа определены основные задачи создания данной сети: обеспечение возможности круглосуточного и бесперебойного осуществления юридически значимого документооборота счетов-фактур в электронном виде по ТКС с использованием электронной подписи, а также защита от фальсификации электронных счетов-фактур.
На сайте ФНС размещен реестр операторов, которые обеспечивают ЭДО счетов-фактур между продавцом и покупателем (http://www.nalog.ru/otchet/el_vid/el_schet/reestr_edo). По состоянию на 23.12.2012 в нем насчитывался 31 оператор.
Что касается других документов, обязанность пользоваться при отправке электронных документов услугами только операторов ЭДО на законодательном уровне не закреплена. Однако вряд ли кто-то захочет самостоятельно заниматься организацией ЭДО, поскольку это дело хлопотное и дорогостоящее. Поэтому далее мы будем говорить о взаимоотношениях организации и оператора.
Расходы, связанные с организацией ЭДО
Расходы, связанные с организацией ЭДО и обменом электронными документами, организация может учесть для целей налогообложения, ведь они напрямую связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Какие же расходы будет нести при этом организация и на основании каких норм гл. 25 НК РФ они будут учтены при расчете налогооблагаемой базы?
Итак, организациям, которые решили стать участниками ЭДО, необходимо:
1) приобрести ЭП (если ее у организации еще не было);
2) заключить договор с оператором ЭДО;
3) заплатить за подключение к системе ЭДО;
4) внести абонентскую плату.
Приобретение сертификата ключа подписи
Если у организации уже имеется электронная подпись (например, была приобретена ранее для передачи отчетности по ТКС), новую покупать не нужно, а если нет - необходимо приобрести сертификат ключа подписи и токен (электронный ключ eToken - компактное устройство в виде USB-брелока, на котором хранится подпись).
Отметим, что для обеспечения защиты электронного документооборота недопустимо хранить ключ ЭП и сертификат ключа в памяти компьютера или на других неспециализированных носителях (флешках, компакт-дисках). Данные носители могут быть заражены вирусами, взломаны, украдены. Поэтому в качестве носителя ключевой информации рекомендуется использовать специализированное устройство - токен. Если для хранения сертификата ключа ЭП и закрытого ключа применяется это устройство, то необходимые данные записываются в его защищенной памяти, из которой их невозможно извлечь без знания PIN-кода. Преимущества электронного ключа eToken, как говорится, налицо: воспользоваться им может только его владелец, знающий PIN-код; один ключ eToken может хранить в защищенной памяти закрытые ключи нескольких ЭП, что позволяет подписывать электронные документы разными ЭП. Кроме того, эти устройства прочны, имеют компактные размеры и предназначены для частого использования. Сертификаты и закрытые ключи ЭП, хранящиеся на них, невозможно считать, повредить или стереть обычными средствами.
Полагаем, что расходы на токен можно учесть единовременно как прочие в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Что касается ежегодной платы за сертификат, ее безопаснее учитывать равномерно в течение года на основании п. 1 ст. 272 НК РФ.
Лицензия на использование программного обеспечения
Обмен электронными документами происходит через программу, которую предоставляет оператор ЭДО. Чтобы получить к ней доступ, надо подписать с оператором лицензионный договор. Вознаграждение оператору за подключение к программе можно учесть как расходы на покупку программ на основании пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ.
При этом хотелось бы обратить внимание на мнение Минфина, изложенное в Письме от 16.01.2012 N 03-03-06/1/15, по поводу равномерного признания расходов.
Организации, применяющие метод начисления, затраты на приобретение программы для ЭВМ учитывают в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в следующем порядке:
- если по условиям договора на приобретение неисключительных прав установлен срок использования программ для ЭВМ, то расходы, относящиеся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, учитываются при исчислении налоговой базы равномерно в течение этих периодов;
- если из условий договора на приобретение неисключительных прав нельзя определить срок использования программ для ЭВМ, то произведенные расходы распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. При этом налогоплательщик в налоговом учете вправе самостоятельно определить период, в течение которого указанные расходы подлежат учету для целей налогообложения прибыли.
Таким образом, считает Минфин, при наличии в договоре о приобретении неисключительной лицензии на использование программного обеспечения указания на срок, в течение которого могут быть использованы полученные по ней неисключительные права, налогоплательщик распределяет расходы, осуществленные по такому договору, в течение срока действия лицензии.
Абонентская плата
Порядок оплаты услуг по приему и передаче электронных документов зависит от тарифного плана, предлагаемого оператором ЭДО.
Варианты здесь могут быть самые разные. Например, абонентская плата взимается за год за определенное число документов (например, за 100 исходящих сообщений в год - 1900 руб., за 500 документов - 9000 руб., за 1000 документов - 15 000 руб. и т.д.). В этом случае (во избежание споров с налоговыми органами) годовую плату безопаснее списывать в расходах на связь равномерно исходя из положений пп. 25 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 272 НК РФ.
Еще вариант - оператор выставляет счета по итогам месяца из расчета цены за отправку одного сообщения (например, 20 руб. за каждое отправление), таким образом организация оплачивает отправленные электронные документы ежемесячно в зависимости от их количества. В этом случае списать плату можно единовременно после подписания с оператором акта сдачи-приемки услуг, к которому приложена детализация со списком всех отправленных электронных документов.
Операторы ЭДО могут предусмотреть бонусы. Например, в течение определенного периода организации предоставляется возможность отправить бесплатно некоторое количество документов. Полагаем, что в этом случае у нее возникает внереализационный доход в виде безвозмездной услуги (ст. 250 НК РФ), размер которого определяется исходя из той стоимости услуги, которую оператор установил для платной передачи электронного документа.
Сроки хранения электронных документов
В налоговом законодательстве предусмотрена обязанность налогоплательщиков в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). При этом срок хранения электронных документов в НК РФ отдельно не оговаривается. Полагаем, он будет таким же, как и для бумажных документов.
Что касается бухгалтерского законодательства, то согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона N 402-ФЗ первичные учетные документы подлежат хранению в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
К сведению. Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения утвержден Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558. Данный приказ в части, в которой на акционерные общества и другие коммерческие организации возлагается обязанность по хранению документов, упомянутых в перечне, с указанием сроков хранения признан соответствующим положениям Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (см. Решение ВАС РФ от 21.02.2012 N 14589/11).
В соответствии с п. 2 ст. 29 Федерального закона N 402-ФЗ документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
При этом п. 3 ст. 29 Федерального закона N 402-ФЗ предусмотрено: экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.
К.С. Стриж,
эксперт журнала
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 5, март 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "Good bye, унифицированные формы?!", N 3, 2013, "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...", N 12, 2012, "Свершилось! Электронный счет-фактура", N 13, 2011, "Новый Закон об электронной подписи", N 9, 2011, "Электронно-цифровая подпись - реальность, продиктованная временем", N 6, 2011.
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(3) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(4) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(5) Приказ ФНС России от 05.03.2012 N ММВ-7-6/138@ "Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронном виде".
*(6) Приказ Минфина России от 25.04.2011 N 50н "Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи".
*(7) Приказ ФНС России от 21.03.2012 N ММВ-7-6/172@ "Об утверждении форматов первичных учетных документов".
*(8) Например: "Документ подписан электронной подписью. Отпечаток N _". Этот номер, состоящий из нескольких цифр, указан в сертификате ЭП.
*(9) Такое понятие, как средства ЭП, разъясняется в п. 9 ст. 2 Закона об ЭП. Это шифровальные (криптографические) средства, используемые для реализации хотя бы одной из следующих функций: создание ЭП, проверка ЭП, проверка ключа ЭП и создание ключа проверки ЭП.
*(10) Кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
*(11) Участники электронного взаимодействия - осуществляющие обмен информацией в электронной форме государственные органы, органы местного самоуправления, организации, а также граждане (п. 11 ст. 2 Закона об ЭП).
*(12) Аналогичное мнение финансовое ведомство высказывало ранее в письмах от 31.07.2012 N 03-03-06/2/85, от 28.05.2012 N 03-03-06/2/67.
*(13) Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, утв. Приказом Минфина России от 25.04.2011 N 50н.
*(14) Временное положение о Сети доверенных операторов электронного документооборота и Временное положение о порядке присоединения к Сети доверенных операторов электронного документооборота, утв. Приказом ФНС России от 20.04.2012 N ММВ-7-6/253@.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"