Дифференциация правового регулирования труда работников аварийно-спасательных служб (на примере работников нефтегазовой отрасли)
В статье рассматриваются актуальные вопросы единства и дифференциации в правовом регулировании труда работников аварийно-спасательных служб. Анализируется законодательство, содержащее нормы-дополнения в отношении труда работников аварийно-спасательных служб.
Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Кроме того, зачастую аварийно-спасательные работы необходимо вести на территориях, размещенных в труднодоступных районах, в том числе в морских акваториях (проекты Приразломное, Сахалин - 1,2).
Специфика условий и характер труда при локализации и ликвидации аварий обусловливают дифференциацию в правовом регулировании труда работников аварийно-спасательных служб.
Дифференциация в правовом регулировании труда работников - одна из основ российского трудового законодательства. Несмотря на отсутствие единства и дифференциации в числе принципов, перечисленных в ст. 2 ТК РФ, на косвенное отражение данного явления в числе принципов указывает закрепление равенства прав и возможностей работников, запрет дискриминации в сфере труда, которые обеспечиваются единством и дифференциацией трудового права.
Однако единство принципов правового регулирования отнюдь не означает применения общих для всех трудовых отношений правовых норм. В юридической литературе неоднократно подчеркивалось, что единство трудового права не только не противоречит дифференциации правового регулирования, но, напротив, предполагает ее [1].
При этом следует согласиться с точкой зрения М.А. Денисовой относительно того, что единство и дифференциация в трудовом праве являются как принципом, так и чертой метода отрасли права. Причем принцип выражается, реализуется как черта метода [2]. Штивельберг Ф.Б. также отмечает, что дифференциация трудового права - устойчивый признак отрасли, сформировавшийся с появлением первых нормативных актов в сфере труда [3].
Именно дифференциация правового регулирования трудовых отношений выражает специфику правовой формы, связанную с постепенным преобразованием правовых норм как "равных масштабов" применительно к особенностям характера и содержания трудовых отношений различных субъектов [3, с. 139]. Дифференциация является необходимым дополнением к общим нормам, так как она учитывает объективные обстоятельства, требующие особого подхода к регулированию труда.
Собственно, под дифференциацией понимаются различия в содержании правового регулирования трудовых отношений по определенным устойчивым признакам, т.е. отличия по сравнению с общими нормами [4].
С 70-х гг. XX в. наметилась тенденция все основания, определяющие дифференциацию, подразделять на две группы: первая обусловлена объективными условиями труда, вторая - субъектно-физиологическими особенностями работника.
В частности, к основаниям дифференциации были отнесены условия труда в отраслевом разрезе [1, с. 73], а также различия в характере трудовых отношений рабочих и служащих (временный, сезонный работник) [5]. Указывалось также на возможность дифференциации правовых норм по территориальному (географическому) признаку [6].
Основанием дифференциации называлось также значение отрасли для страны [7]. Впоследствии эту проблему в своих трудах рассматривали Н.Г. Александров, Б.К. Бегичев, П.Д. Каминская, Ф.М. Левиант, Р.З. Лившиц, В.И. Никитинский, И.О. Снигирева и др. [4, 5, 8, 9, 10].
Нужно отметить, что анализ КЗоТ РФ позволял сформулировать вывод о ведущей роли условий труда в определении особенностей регулирования трудовых отношений работников отдельных отраслей народного хозяйства.
Подобный вид дифференциации был выделен С.Л. Рабинович-Захариным впервые в 1948 г. [11]. Подобные различия по отраслевому принципу как основанию дифференциации признаются рядом ученых самостоятельным видом дифференциации регулирования трудовых отношений [12]. Действительно, наличие отраслевой специфики труда очевидно, например, в металлургии и сезонных отраслях экономики.
Причины и сущность отраслевой дифференциации были обстоятельно исследованы в научных трудах И.О. Снигиревой [4], которая впервые указала на распространение специальных отраслевых норм только на работников профилирующих профессий, характерных именно для конкретной отрасли хозяйства. Сама по себе работа в определенной отрасли не может автоматически повлечь необходимость особой правовой регламентации.
Существование отраслевой дифференциации обычно связывают с наличием совокупности взаимозависимых факторов, к которым, как правило, относят различия условий и характера труда по отраслям народного хозяйства, специфику основных видов выполнения работ и др.
На наш взгляд, такое основание дифференциации трудового права, как отраслевая специфика труда, представляется в определенной степени размытым, что не позволяет четко определить категории работников, в отношении которых допускается дифференциация правового регулирования. Кроме того, с принятием и введением в действие Общероссийского классификатора экономической деятельности*(1) общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) утратил силу, что в свою очередь делает употребление термина "отрасль народного хозяйства" необоснованным. Также необходимо учитывать, что не все виды деятельности могут составлять отрасль хозяйства (например, спорт, театр).
Таким образом, понятие "отраслевая дифференциация" сегодня не основано на законодательстве и скорее следует говорить о дифференциации в зависимости от вида экономической деятельности.
Между тем применительно к спасателям правильнее говорить о специфике трудовой деятельности, проявляющейся в особом характере труда и в особых условиях труда. Более того, специфика трудовой деятельности охватывает и такое традиционно выделяемое основание дифференциации, как особые условия труда, которые в нашем случае сводятся к опасным условиям труда. Именно специфика трудовой деятельности обусловливает специальные требования к квалификации и иным деловым качествам спасателей и находит отражение в закреплении за ними особого правового статуса.
Рассматривая характер труда спасателей как составной части специфики трудовой деятельности необходимо отметить, что в науке трудового права под характером труда понимается совокупность элементов творчества, интенсивности и напряженности труда, т.е. основных объективно существующих признаков его внутреннего содержания [13].
Таким образом, под характером труда спасателей следует понимать особенности содержания трудовой деятельности работников, которая выражается в необходимости оперативного реагирования на возникновение аварии, напряженности труда, необходимости поддерживать надлежащую физическую форму и профессиональное мастерство.
Что касается условий труда, то важно еще отметить, что они рассматриваются некоторыми учеными в качестве самостоятельного основания дифференциации, когда речь идет о работах в тяжелых условиях труда, на вредных и опасных производствах.
Согласно ст. 209 ТК РФ условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Следовательно, условия труда представляют собой совокупность внешних факторов окружающей действительности, в которой работник осуществляет труд, т.е. если характером труда является само содержание трудовой деятельности, то условия труда отражают внешнюю среду, в которой протекает труд.
Такой позиции придерживается Снигирева И.О., подчеркивая особенности работы под землей, на воде, степень вредности воздействия окружающей обстановки на организм работника, используемой в процессе труда техники.
По-нашему мнению, в отношении спасателей правильнее утверждать об условиях труда как о составной части такого основания дифференциации, как специфика трудовой деятельности.
К особенностям внешней обстановки, в которой протекает труд спасателей, можно отнести:
- во-первых, наличие факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей и требующих специальной подготовки, экипировки и оснащения (высокая степень профессионального риска);
- во-вторых, труднодоступность и опасность места проведения работ (например, необходимость организации работ в шахтах или в условиях низких температур в районах Крайнего Севера, в морских акваториях и др.).
Таким образом, именно специфика трудовой деятельности обуславливает наличие особенностей в правовом регулировании труда спасателей.
Дифференциация в правовом регулировании трудовых отношений с названной категорией работников осуществляется также в зависимости от субъекта трудового правоотношения.
Применительно к проведению аварийно-спасательных работ можно выделить такие субъективные факторы, как выполнение работ лицами, не достигшими возраста 18 лет и женщинами.
Так, ст. 265 ТК РФ содержит указания на работы, к которым запрещается привлекать лиц в возрасте до 18 лет. В отношении труда работников в возрасте до 18 лет в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 N 163, утверждающее Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет*(2). К числу таких работ были, в частности, отнесены работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Следовательно, эти работники не могут привлекаться к ведению работ по локализации и ликвидации аварий на опасных производственных предприятиях.
Определенные ограничения существуют и при регулировании женского труда на аварийно-спасательных работах. Так, Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 162 утвержден Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается использование труда женщин*(3). К числу таких работ отнесены аварийные работы по профессиям газоспасатель, трубоклад промышленных железобетонных труб, горнорабочий по предупреждению и тушению пожаров.
Однако, несмотря на свое название, данный Перечень не запрещает использования труда женщин на перечисленных работах, в том числе аварийно-спасательных. Работодатели вправе применять труд женщин на указанных работах при условии создания безопасных условий труда, которые подтверждаются результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора. Женщина обязана приступить к работе после письменного подтверждения об ознакомлении с документами, подтверждающими создание работодателем безопасных условий труда.
Дифференциация правового регулирования выражается в установлении специальных норм, учитывающих эту специфику: норм-изъятий, норм-дополнений и норм-альтернатив.
Так, в отношении работников аварийно-спасательных служб действует Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"*(4). Наиболее четко дифференциация норм трудового законодательства в отношении спасателей усматривается в таких институтах, как трудовой договор, рабочее время, время отдыха, оплата труда, гарантии и компенсации.
Так, при заключении трудового договора принимаются во внимание не только общие права и обязанности работников, закрепленные в Трудовом кодексе РФ (прежде всего в ст. 21), но обязательно также права и обязанности спасателей, определенные в ст. 26 и 27 указанного Закона. Поэтому по своему содержанию трудовой договор со спасателями охватывает самые разнообразные права и обязанности.
В частности, в трудовых договорах со спасателями закрепляются:
- особенности и режим их работы;
- порядок и условия оплаты труда, социальные гарантии и льготы спасателя;
- обязанность неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;
- обязанность неукоснительно выполнять возложенные на них обязанности и распоряжения руководителей указанных аварийно-спасательных служб (формирований) на дежурстве и при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- обязанность совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных служб (формирований) и др.
Учитывая специфику профессиональной деятельности данной категории лиц, для них установлены специальные условия режима работы и отдыха.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в повседневной деятельности режим работы (службы) спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований определяется правилами внутреннего трудового распорядка, графиками дежурств, расписаниями занятий или иных мероприятий по специальной подготовке.
Учитывая, что при выполнении спасателями возложенных на них обязанностей во время дежурства в режиме оперативной готовности и при проведении поисково-спасательных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели не могут отлучаться с места проведения этих работ, руководители аварийно-спасательных служб должны определить для них порядок и место приема пищи в течение рабочего времени.
Привлечение спасателей на дежурство определяется руководителем аварийно-спасательной службы в пределах установленной продолжительности рабочего времени за учетный период.
Режим работы спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований в течение рабочего дня и рабочего года определяется действующими медицинскими требованиями и санитарно-гигиеническими нормами.
В составе времени выполнения спасателями работ в повседневной деятельности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, графиками дежурств и т.д. учитывается время, затраченное на дежурства, учебные сборы, тренировки, профилактические мероприятия, медицинские обследования (плановые, предэкспедиционные, текущие, послеэкспедиционные), работы по обслуживанию техники и снаряжения.
Время дежурства спасателей аварийно-спасательных служб на дому в режиме ожидания учитывается из расчета 1/4 часа рабочего времени за один час дежурства на дому.
При проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций режим работы и продолжительность рабочего дня спасателей могут быть изменены и устанавливаются руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом характера чрезвычайных ситуаций, особенностей проведения работ по их ликвидации и медицинских рекомендаций.
В связи с особым режимом труда в зависимости от конкретных условий спасателям устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или за иной более длительный период, но не более чем за год. При этом продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленных Трудовым кодексом РФ.
Режим работы устанавливается с учетом времени защитного действия средств защиты органов дыхания и закономерностей изменения работоспособности человека при работе в определенных условиях.
При планировании круглосуточного ведения аварийно-спасательных работ продолжительность рабочих смен (рабочих циклов), включая перерывы на отдых, не должна превышать 8 ч и устанавливается в каждом конкретном случае на основе показателей, характеризующих устойчивую работоспособность в течение заданного времени.
В ночное время продолжительность работы спасателей уменьшается на 25%, соответственно, увеличивается время отдыха.
В ходе работы назначаются микропаузы для кратковременного отдыха продолжительностью 2-3 мин после завершения одного или нескольких рабочих циклов.
Продолжительность перерывов в ходе работы смены составляет 10-15 мин.
В соответствии с ч. 5 ст. 28 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований ежегодно предоставляется очередной отпуск следующей продолжительности:
- спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должностях спасателей до 10 лет, - 30 суток;
- спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должностях спасателей более 10 лет, - 35 суток;
- спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должностях спасателей более 15 лет, - 40 суток.
Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований за участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение года предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не более 15 суток из расчета один день отпуска за 24 ч работ.
Спасателям нештатных и добровольных аварийно-спасательных формирований, а также спасателям, не входящим в состав аварийно-спасательных формирований, взамен дополнительного отпуска может выдаваться денежная компенсация в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Спасателям нештатных и добровольных (общественных) аварийно-спасательных формирований, привлекаемым к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, взамен дополнительного оплачиваемого отпуска может выплачиваться денежная компенсация из расчета один день отпуска за 24 ч фактически отработанного времени в порядке, установленном для выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск*(5).
Расходы, связанные с выплатой денежной компенсации взамен дополнительного оплачиваемого отпуска и оплатой труда, определяемые настоящим Постановлением, производятся за счет средств, выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, привлекающими спасателей к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В отношении профессиональных спасателей действует общее правило, в соответствии с которым с учетом производственной и иной необходимости нахождения работников на своих рабочих местах работодатели вправе учитывать положения ст. 126 ТК РФ, допускающей заменять часть отпуска, превышающую 28 календарных дней, выплатой денежной компенсации. При этом для выплаты компенсации необходимо письменное заявление работника. Не допускается замена части отпуска выплатой компенсации в отношении беременных женщин и работников в возрасте до 18 лет, а также работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
С учетом особого правового статуса спасателей порядок установления оплаты их труда имеет некоторые особенности.
В п. 1 ст. 29 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", посвященной оплате труда спасателей, предусмотрено, что оплата труда спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований производится в соответствии с трудовым договором. Поскольку никаких других положений данный Закон не содержит, можно считать, что в отношении спасателей применяются соответствующие нормы трудового законодательства о заработной плате.
В то же время в п. 2 ст. 29 Закона конкретизируется, что размер оплаты труда спасателей не может быть ниже размера заработной платы работников ведущих рабочих специальностей указанных организаций, т.е. работников ведущих рабочих специальностей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований.
Итак, данный Закон, распространяя на спасателей общие положения трудового законодательства о заработной плате, вместе с тем содержит специальные нормы об оплате труда спасателей - нормы-льготы. Данные нормы предусматривают для спасателей дополнительные гарантии по оплате их труда.
Возмещение расходов на оплату труда спасателей, работников аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, выплата им вознаграждений, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, медицинское обеспечение и выплаты по временной нетрудоспособности спасателям, пострадавшим при проведении указанных работ, производятся в соответствии с договорами на обслуживание организаций или из средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" закрепляет гарантии деятельности спасателей при исполнении ими своих профессиональных обязанностей.
К числу основных гарантий относятся следующие:
- органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны оказывать содействие спасателям, привлеченным к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, при их следовании для участия в проведении указанных работ и в ходе их проведения, в том числе предоставлять транспортные и иные необходимые материальные средства;
- в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели подчиняются только руководителям аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых проводят указанные работы;
- никто не имеет права принуждать спасателей к выполнению задач и работ, не относящихся к обязанностям, возложенным на них трудовым договором (контрактом).
Между тем ст. 25 Закона содержит также перечень социальных гарантий и прав, без которых понимание правового статуса спасателя в целом было бы неполным (страховые гарантии спасателей, социальная поддержка членов семей спасателей и др.).
Кроме того, согласно ст. 34 Закона на спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, обслуживающих организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные законодательством Российской Федерации.
Как правило, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Таким образом, к специальным знаниям, профессиональному мастерству работников аварийно-спасательных служб (формирований) предъявляются повышенные требования, обусловленные характером работы, условиями ее выполнения, высокой степенью профессионального риска. Эти обстоятельства выступают объективным основанием дифференциации правового регулирования труда данной категории работников, непосредственно занятых выполнением работ по локализации и ликвидации аварий и их последствий. Дифференциация в правовом регулировании трудовых отношений с названной категорией работников осуществляется также в зависимости от возраста, пола субъекта трудового правоотношения.
Литература
1. Пашерстник А.Е. Теоретические вопросы кодификации общесоюзного законодательства о труде. - М., 1955. - С. 75.
2. Денисова М.А. Единство и дифференциация в правовом регулировании труда работников нефтегазовой отрасли. - М., 2004. - С. 13.
3. Штивельберг Ф.Б. Основания и пределы дифференциации трудового права России. Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. - С. 82.
4. Снигирева И.О. К вопросу об отраслевой дифференциации советского трудового законодательства // Советское государство и право. - 1964. - N 1. - С. 83-91.
5. Бегичев Б.К. Субъектная дифференциация правового регулирования в советском трудовом праве // Сб. Ученые труды Свердловского юридического института. Вып. 2, 1964; Левиант Ф.М. Единство и дифференциация советского трудового права // Вестник ЛГУ. - 1958. - N 2. - С. 136-178.
6. Каринский С.С. Дифференциация и унификация советского трудового законодательства // Правоведение. - 1966. - N 3.
7. Майер В., Марков В. Вопросы межотраслевого регулирования заработной платы в СССР // Социалистический труд. - 1958. - N 2. - С. 48-57.
8. Александров Н.Г. Особенности правового регулирования труда в отдельных отраслях народного хозяйства СССР. - М., 1960.
9. Лившиц Р.З. Вопросы трудового договора и трудовой дисциплины. - М., 1970.
10. Никитинский В.И. Вопросы унификации норм советского трудового права, регулирующих условия труда работников различных отраслей народного хозяйства // Сб. Трудовое право в свете решений XXI съезда КПСС. - М., 1960.
11. Рабинович-Захарин С.М. Единство и дифференциация советского трудового права // Советское государство и право. - 1948. - N 3. - С. 71-73.
12. Иванов С.А., Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Советское трудовое право: вопросы теории. - М.: Наука, 1978. - С. 327.
13. Головина С.Ю. Правовое регулирование труда отдельных категорий работников. - М., 2003. - С. 186.
Д. Балабан,
аспирантка кафедры гражданского процесса
и социальных отраслей права РГУ нефти и газа
им. И.М. Губкина
"Вопросы трудового права", N 2, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст (ред. от 14.12.2011) "О принятии и введении в действие ОКВЭД" // Документ опубликован не был.
*(2) Пункт 2075 Постановления Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 "Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет" // Собрание законодательства РФ. 2000. N 10. Ст. 1131.
*(3) Пункты 51, 431, 441 Постановления Правительства РФ от 25.02.2000 N 162 "Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин" // Собрание законодательства РФ. 2000. N 10. Ст. 1130.
*(4) Собрание законодательства РФ. 1995. N 35. Ст. 3503.
*(5) Постановление Правительства РФ от 22.01.1997 N 67 "О размере и порядке выплаты денежной компенсации взамен дополнительного оплачиваемого отпуска спасателям нештатных и добровольных (общественных) аварийно-спасательных формирований, а также спасателям, не входящим в состав аварийно-спасательных формирований, привлекаемым к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 4. Ст. 553.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вопросы трудового права"
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-18249 от 30 августа 2004 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru