Комментарий к постановлению Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"
Постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 подтверждены прежние предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для категорий субъектов малого и среднего предпринимательства. Документ распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года. Такие показатели пересматриваются каждые пять лет.
Ранее действующий нормативный акт N 556 от 22.07.2008 утратил силу. Величина максимального значения выручки для предприятий и предпринимателей, которая позволяет им иметь соответствующий статус, не изменилась и составляет:
- для микропредприятия - 60 млн. рублей;
- для малого предприятия - 400 млн. рублей;
- для среднего предприятия - 1000 млн. рублей.
Справка: предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) рассчитываются за предшествующий календарный год, налог на добавленную стоимость в расчет не берется.
Кто относится к категории малых и средних
Опубликованный документ явился хорошим поводом, чтобы рассказать о тех преференциях, которые по действующему законодательству даны субъектам малого и среднего бизнеса.
В первую очередь укажем на "главный" нормативный акт, регламентирующий данный вопрос. Таким документом является Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В нем закреплены положения, регулирующие отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства. В законе определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, а также приведены виды и формы их поддержки.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства. То есть официально прошедшие госрегистрацию юридические лица, ИП и фермерские хозяйства.
При этом должны быть соблюдены определенные условия:
1) для юридических лиц - доля участия в уставном капитале юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства (за некоторым исключением), недолжна превышать 25 процентов, суммарная доля участия иных субъектов (государство, иностранные организации и лица, общественные, религиозные и благотворительные объединения) в уставном капитале не должна превышать 25 процентов;
2) для всех субъектов малого и среднего бизнеса - средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников (для микропредприятия - до 15 человек, для малого предприятия - до 100 человек включительно, для среднего предприятия - до 250 человек включительно);
3) для всех - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения (для микропредприятия - 60 млн. рублей, для малого предприятия - 400 млн. рублей, для среднего предприятия - 1000 млн. рублей). Именно третье условие и закреплено в опубликованном постановлении N 101 от 09.12.2013.
Обратите внимание на маленькие нюансы. Выручка от реализации определяется в соответствии с правилами налогового законодательства, а балансовая стоимость активов или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
В первом случае применяется статья 249 Налогового кодекса РФ "Доходы от реализации". Согласно ей, доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав. В свою очередь, выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются в соответствии с кассовым методом или с методом начисления.
Балансовая стоимость активов (основных средств и нематериальных активов) определяется как их остаточная стоимость, то есть по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации (п. 49 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
Средняя численность работников определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, также могут быть отнесены к субъектам малого и среднего бизнеса. Для этого необходимо, чтобы за период, прошедший со дня их государственной регистрации, количественные предельные значения выручки (балансовой стоимости активов) и средней численности работников не превышали установленные законодательством.
Как государство поддерживает малых и средних
Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в стране является развитие субъектов малого и среднего бизнеса, чтобы он способствовал развитию конкурентной среды в экономике. Для этих целей государство содействует обеспечению благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и оказанию поддержки в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств.
Перечислим основные документы, а также нормы, которые в них закреплены и которые призваны оказывать ту или иную форму поддержки среднего и малого бизнеса (см. таблицу).
Таблица
Закон | Статья | Норма | |
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" | Статья 7. Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации; Статья 17. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; Статья 18. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; Статья 19. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; Статья 20. Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; Статья 21. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; Статья 22. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства; Статья 25. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. | В целях государственной поддержки предусматриваются следующие меры: 1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий; 2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности; 3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности; 4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество; 5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; 6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора); 7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. | |
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" | Статья 15. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа | Заказчики, за исключением случаев размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10 и не более чем 20 процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ | |
Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" | Статья 2. Особенности отчуждения арендуемого имущества; Статья 3. Преимущественное право на приобретение арендуемого имущества; Статья 4. Порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества. | При возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком и пр. | |
Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" | Статья 23. Содействие государства развитию кооперативов | Кооперативы, которые могут относиться в соответствии с законодательством о государственной поддержке малого предпринимательства к субъектам малого предпринимательства, имеют право на все преимущества и льготы, установленные для субъектов малого предпринимательства и т.д. | |
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" | Статья 20. Принципы регулирования бухгалтерского учета | Регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с принципом упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций. | |
Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", в редакции от 04.12.2012 | Формы упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности для субъектов малого предпринимательства. | ||
Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н | Субъект малого предпринимательства может принять решение не проводить переоценку основных средств для целей бухгалтерского учета. | ||
Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/07), утвержденное приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н | Субъект малого предпринимательства может принять решение не проводить переоценку нематериальных активов для целей бухгалтерского учета. | ||
Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/07), утвержденное приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н | Субъект малого предпринимательства может принять решение не отражать обесценение нематериальных активов в бухгалтерском учете. | ||
Положение по бухгалтерскому учету"Учет финансовых вложений" (ПБУ 19/02), утвержденное приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н | Субъект малого предпринимательства может принять решение не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен. | ||
Положение по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/01), утвержденное приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н | Субъект малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, может не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.). | ||
Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н | Субъект малого предпринимательства может принять решение признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности. | ||
Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008), утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н | Субъект малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, вправе признавать все расходы по займам прочими расходами. | ||
Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (ПБУ 18/02), утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н | Субъект малого предпринимательства может отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов. В бухгалтерской отчетности субъекта малого предпринимательства могут не раскрываться отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и т.п. объекты. | ||
Положение по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010), утвержденное приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н | Субъект малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, вправе исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета с включением прибыли или убытка, возникших в результате исправления указанной ошибки, в состав прочих доходов или расходов текущего отчетного периода. |
Г.Г. Куликова,
консультант по налогам
"Нормативные акты для бухгалтера", N 5, март 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.