Навигационный учет
Многие компании приобретают навигационные системы для своих автомобилей. Причин тому множество: это и требования законодательства, и необходимость отслеживать движение транспорта, и желание выбирать оптимальные маршруты. Екатерина Шестакова, эксперт Аудиторской фирмы "БИЗНЕС-СТУДИО", узнала, как правильно отразить расходы на такое оборудование.
Упрощенный учет
В налоговом учете затраты на приобретение навигационных систем признаются расходами для целей налогообложения. Особенно легко учесть такие траты будет транспортным компаниям. Дело в том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 14 февраля 2009 года N 22-ФЗ "О навигационной деятельности", автомобили, предназначенные для перевозки специальных и опасных грузов, в обязательном порядке оснащаются системами навигации. Кроме того, в Постановлении Правительства РФ от 25 августа 2008 года N 641 указано, что аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS должны быть оснащены транспортные, технические средства и системы, которые перечислены в этом документе. Например, речь там идет, в том числе, и об автомобильных и железнодорожных транспортных средствах, используемых для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов.
Следовательно, расходы на приобретение и установку такого оборудования признаются экономически обоснованными. При наличии соответствующих документов организация вправе их учесть при налогообложении прибыли в составе расходов на содержание служебного транспорта (п. 1 ст. 252, пп. 11 п. 1 ст. 264 и пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Обратите внимание, другие машины могут быть оснащены навигационными системами. При этом установку навигаторов нельзя рассматривать как дооборудование автомобиля, поскольку при этом не изменяется его технологическое или служебное назначение, и у него не появляются новые качества. Таким образом, эти затраты не отвечают признакам дооборудования в смысле налогообложения. Однако компания может учесть произведенные расходы как материальные, в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль (ст. 254 НК РФ). Отмечу, что даже если фирма находится на "упрощенке", затраты на навигацию можно признать в качестве расходов. Траты на приобретение спутниковых навигаторов разрешено учитывать при определении базы по единому налогу, уплачиваемому при использовании УСН, как расходы на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым (пп. 5 п. 1 ст. 346.16, пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Еще одно полезное свойство навигаторов: с их помощью можно подтвердить расход топлива (вместо путевых листов). Это утверждение подтверждается позицией Минфина: данные приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем могут быть использованы для достоверного определения пройденного пути и признания расходов на ГСМ (Письмо от 16.06.2011 г. N 03-03-06/1/354).
При этом нужно учитывать, что в бухгалтерском учете расходов на приобретение навигационных систем есть свои особенности.
И нашим и вашим
В бухгалтерском учете навигационные системы могут относиться как к амортизированному, так и к неамортизированному имуществу.
Если стоимость приобретенной системы и ее установка стоят более 40 000 рублей, данное оборудование не включается в бухгалтерском учете в состав материально-производственных запасов (п. 5 ПБУ 6/01). Актив принимается организацией к учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, предусмотренные пунктом 4 ПБУ 6/01.
Пример
Компания "Автоперевозчик" приобрела навигационную систему ГЛОНАСС.
Стоимость системы 200 000 руб. Она была установлена на автобусы, используемые для перевозки пассажиров и багажа.
Сумма ежемесячной амортизации составит 5 555 руб. (200 000 руб. / 36 мес.).
В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:
- 200 000 руб. - приобретена аппаратура навигации;
- 200 000 руб. - выполнена установка на транспортные средства, оборудование введено в эксплуатацию как отдельное ОС;
- 200 000 руб. - оплачена аппаратура спутниковой навигации;
- 5555 руб. - начислена амортизация по оборудованию как ОС;
- 1000 руб. - отражен абонентский платеж за карту;
- 1000 руб. - перечислена абонентская плата поставщику.
Если стоимость навигационной системы менее 40 000 руб., то в бухгалтерском учете расходы на оснащение автомобиля навигацией будут списаны единовременно.
Рассмотрим, как учитываются навигационные системы, если они не являются основным средством.
Пример
Компания "Таксист" приобрела навигаторы для своих автомобилей. Стоимость одной системы 29 000 руб.
Соответственно, навигационное оборудование не является основным средством.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
- 39 000 руб. - приобретена аппаратура;
- 39 000 руб. - система установлена и списана в эксплуатацию;
- 2000 руб. - отражен абонентский платеж за мобильную карту;
- 2000 руб. - перечислена абонентская плата поставщику.
Законодательные условия
При отражении систем навигации в бухучете следует учитывать следующие рекомендации.
Если компания приобретает несколько приборов на различные автомобили, а общая их стоимость превышает 40 000 рублей, то фирма может учесть оборудование в учете единовременно и списать в расходы. Если система навигации (отдельные ее комплекты) может использоваться одновременно на нескольких ТС, то для налогообложения фирма имеет возможность рассматривать установленные на транспортных средствах комплекты аппаратуры как отдельные объекты. При условии, что их стоимость не превышает ограничение, установленное в статье 256 НК РФ (40 000 руб.), в противном случае они не могут считаться амортизируемым имуществом, а списываются сразу в уменьшение налогооблагаемой базы в составе материальных расходов.
Отмечу, что единовременный учет для целей бухгалтерского учета позволяет не начислять амортизацию по средствам навигационных систем. При приобретении оборудования следует помнить, что его покупка должна быть документально обоснована. Так, подтвердить расходы возможно при наличии: договора, товарных накладных, счетов-фактур, актов приемки-передачи.
Группа риска
В некоторых случаях, если компания не установила навигационную систему, возможны различные риски. Остановимся на некоторых из них.
Отказ от участия в конкурсе по причине отсутствия установленных навигаторов (Постановление ФАС Центрального округа от 21.11.2012 г. по делу N А09-849/2012). Или отмена результатов конкурса в связи с отсутствием такого оборудования (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012 г. N 15АП-8023/2012 по делу N А53-25317/2011).
Еще один риск - это наложение штрафных санкций, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ для лицензируемых видов деятельности, например, при перевозке грузов и пассажиров.
В качестве примера можно привести постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 августа 2011 года N 15АП-7371/2011 по делу N А53-7960/2011: арбитры признали правомерным привлечение компании к ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Таким образом, если условиями законодательства предусмотрена покупка и установка на корпоративный транспорт навигаторов, то необходимо обзавестись ими с целью минимизации рисков.
Е. Шестакова,
эксперт Аудиторской фирмы "БИЗНЕС-СТУДИО"
"Расчет", N 4, апрель 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru