Многоквартирный дом находится в управлении управляющей компании, но плату за коммунальный ресурс (холодное водоснабжение) собственники и пользователи жилых помещений вносят непосредственно ресурсоснабжающей организации. Объем холодной воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды, слишком велик.
Управляющая компания или ресурсоснабжающая организация обязана искать причину увеличения объема холодной воды, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды, если всем и так понятно, что это произошло из-за собственников квартир, у которых нет счетчиков воды?
В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, на неё возлагаются обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилого дома, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществление иной направленной на достижение целей управления таким домом деятельности.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), при управлении многоквартирным домом управляющей организацией именно она является исполнителем коммунальных услуг для собственников помещений в этом доме (п.п. 8-10 Правил N 354). Таким образом, управляющая организация в подобном случае принимает на себя обязательства по предоставлению коммунальных услуг, по снятию показаний коллективного (общедомового) прибора учета и принятию от потребителей показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, по начислению, расчету, перерасчету и сбору с потребителей платы за потребленные коммунальные ресурсы, по взысканию задолженности за оказанные услуги и другое (п. 31 Правил N 354).
В то же время при желании собственники помещений в многоквартирном доме могут вносить плату за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающей организации. Для этого им необходимо на своем общем собрании принять соответствующее решение (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ). В таком случае внесение собственниками помещений платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации будет признаваться выполнением ими своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией (смотрите также п. 64 Правил N 354). Отметим, что из данного положения можно сделать вывод о том, что раз в такой ситуации в обязательстве по внесению платы за коммунальные услуги продолжает участвовать управляющая организация, то исполнителем коммунальных услуг по отношению к потребителям все же остается управляющая организация, несмотря на то, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями напрямую ресурсоснабжающей организации.
Однако исходя из положений ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ напрямую в ресурсоснабжающую организацию может вноситься лишь плата за тот объем коммунального ресурса, который был потреблен собственником непосредственно в жилом (нежилом) помещении в многоквартирном доме. Плата же за объемы коммунальных ресурсов, потребленные при использовании общего имущества, должна вноситься собственниками и пользователями жилых помещений управляющей организации.
Иными словами, стоимость коммунальных ресурсов, потребленных внутри квартир, собственники помещений по решению общего собрания оплачивают напрямую ресурсоснабжающей организации, и данная сумма исключается из расчетов между поставщиком (ресурсоснабжающей организацией) и управляющей организацией, а также из расчетов между управляющей организацией и собственниками (пользователями) жилых помещений. Стоимость коммунальных ресурсов, потребленных на общедомовые нужды, должна быть оплачена поставщику (ресурсоснабжающей организации) управляющей организацией, получающей соответствующую плату с потребителей. При образовании задолженности ресурсоснабжающая организация вправе взыскать её с управляющей организации в судебном порядке (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14 сентября 2012 г. N Ф04-4122/12 по делу N А75-6460/2011).
Поскольку, как следует из вопроса, многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, то количество коммунального ресурса (в рассматриваемом случае - холодной воды), потребленного на общедомовые нужды, должно определяться как разница между общим объемом коммунального ресурса, который был определен согласно показаниям коллективного прибора учета, и суммарным объемом потребления в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома (п. 44 Правил N 354, формулы 10 и 11 приложения N 2 к Правилам N 354). При этом объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения, вне зависимости от количества проживающих в них лиц. Такой порядок расчетов платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, был предметом обсуждения в высшей судебной инстанции и решением Верховного Суда РФ от 31.10.2012 N АКПИ12-1277 признан не противоречащим федеральному закону.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в отношении с потребителями (собственниками и пользователями жилых помещений) именно управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг производит расчет количества коммунального ресурса, потребленного на общедомовые нужды, посредством снятия показаний коллективного (общедомового) прибора учета и сравнения их с суммой объемов коммунального ресурса, потребленного в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома. Какой-либо иной порядок расчета ныне действующими нормативными актами не установлен.
В случае если потребитель не согласен с предъявляемым к оплате объемом потребления коммунальной услуги на общие домовые нужды, то в соответствии с пп. "г" п. 33, пп. "д" п. 31 Правил N 354 он вправе потребовать от исполнителя (управляющей организации) провести проверку правильности исчисления предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней). Исполнитель обязан немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.
Заметим, что ни один нормативно-правовой акт не обязывает ресурсоснабжающую организацию выяснять причины*(1) расхождения показаний коллективного (общедомового) прибора учета с суммарным количеством коммунального ресурса, потребленного каждым собственником (пользователем) помещений многоквартирного дома. Ресурсоснабжающая организация отвечает за режим и качество подачи воды лишь на границе сети. Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, установлено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Как мы поняли из вопроса, никаких особых соглашений между участниками правоотношений по снабжению многоквартирного дома холодной водой не заключалось. Следовательно, за все, что происходит за границей эксплуатационной ответственности водоснабжающей организации, ответственными являются собственники помещений многоквартирного дома и управляющая организация, целями деятельности которой являются обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан; обеспечение надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме; решение вопросов пользования общим имуществом; предоставления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
22 марта 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Причины увеличения объема холодной воды, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, могут быть различными: наличие неучтенных жителей, недостоверные показания индивидуальных приборов учета, внутриквартирное потребление свыше нормативного в отсутствие таких приборов, различного рода протечки и т.п.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"