На протяжении 2012 года и по его итогам размер чистых активов организации составляет отрицательную величину.
Пунктом 4 ст. 90 ГК РФ предусмотрено: если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов ООО окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке. Если стоимость указанных активов общества становится меньше минимального размера уставного капитала (10 тыс. руб.), общество подлежит ликвидации. Об этом же сказано в ч. 4 ст. 30 Федерального закона N 14-ФЗ*(1).
Насколько вероятна принудительная ликвидация и какой орган вправе это сделать?
Частью 1 ст. 57 Федерального закона N 14-ФЗ установлено, что общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований данного федерального закона и устава ООО. Общество может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ. Таким образом, принудительная ликвидация ООО возможна только в судебном порядке.
Правом обратиться в суд с иском о ликвидации коммерческой организации при несоблюдении требований к размеру чистых активов обладают налоговые органы (п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"). Причем, как свидетельствует практика, налоговики этим правом активно пользуются.
А вот убедить суд в необходимости ликвидации организаций с отрицательной величиной чистых активов налоговым органам не удается. (Автору не известен ни один случай удовлетворения таких исков.) Как рассуждают судьи, отказывая инспекторам в удовлетворении требований?
На основании п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущения при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или других правовых актов.
В то же время согласно Постановлению КС РФ от 18.07.2003 N 14-П отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушения обязательных для юридических лиц правовых актов. Неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Примечание. Принятие решения о ликвидации организации - это право суда, а не его обязанность (Постановление ФАС ВВО от 14.09.2012 по делу N А82-16879/2011).
Ликвидация как мера воздействия должна быть соразмерна и адекватна конституционно защищаемым ценностям с тем, чтобы:
- потери кредиторов в связи с неспособностью общества платить по долгам могли быть предотвращены либо уменьшены;
- обеспечивалась выплата заработной платы и выходных пособий;
- выполнялись обязанности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Формально-нормативные показатели, с которыми законодатель связывает необходимость ликвидации общества, должны объективно отображать наступление критического для юридического лица финансового состояния, создающего угрозу нарушений прав и законных интересов других лиц.
Сам по себе факт наличия отрицательной стоимости чистых активов не отражает наступление критического финансового состояния, создающего угрозу нарушения прав и законных интересов других лиц, не носит неустранимого характера и может быть устранен в ходе дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности.
Инспекцией не представлено документальных доказательств неосуществления организацией обязательств по выплате заработной платы, перечислению обязательных платежей, иных обстоятельств, указывающих на необходимость безусловной ликвидации общества. В материалах дела отсутствуют конкретные доказательства того, что допущенные ООО нарушения носят неустранимый характер и повлекли потери кредиторов.
Подобным образом арбитры обосновывали свои решения в постановлениях ФАС СЗО от 20.12.2012 по делу N А26-2385/2012 и от 05.10.2012 по делу N А26-12163/2011, ФАС ЦО от 10.07.2012 по делу N А14-11468/2011 и от 13.08.2012 по делу N А14-11469/2011, ФАС УО от 07.12.2012 N Ф09-11438/12 по делу N А50П-292/2012 и от 23.08.2011 N Ф09-5150/11 по делу N А47-577/2011, ФАС ВВО от 14.09.2012 по делу N А82-16879/2011, ФАС ДВО от 10.07.2012 N Ф03-2703/2012 по делу N А59-4236/2011 и др. Причем в ряде случаев отрицательная величина чистых активов наблюдалась у организаций на протяжении трех лет подряд и представляла собой сумму в несколько сотен тысяч рублей, а иногда составляла свыше 2,5 млн. руб. И в таких ситуациях судьи подчеркивали, что отрицательное значение стоимости чистых активов общества само по себе не влечет его незамедлительную безусловную ликвидацию, а лишь отражает фактическое финансовое состояние и является признаком ухудшения этого состояния, требующего принятия соответствующих мер. Иными словами, арбитры признают, что указанные налоговым органом нарушения являются устранимыми, а приведенные основания для ликвидации ООО - недостаточными.
В заключение отметим еще и следующее. Выявив факт наличия отрицательных показателей чистых активов (как правило, на основании анализа годовой бухгалтерской отчетности организации за два-три года подряд), инспекторы вначале направят ООО соответствующее письмо - напоминание о необходимости принять решение о ликвидации. В этом же письме общество уведомят о том, что в случае отказа от добровольной ликвидации налоговый орган примет меры по ликвидации общества в судебном порядке. Поскольку, как мы убедились выше, на момент рассмотрения дела в суде организации важно не иметь просроченных задолженностей перед работниками, бюджетом и внебюджетными фондами, получив письмо-предупреждение от налогового органа, она сможет принять соответствующие меры.
С.А. Скворцова,
эксперт журнала "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
1 марта 2013 г.
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"