Правовые основы обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов
В статье рассмотрены правовые основы обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов, приведены классификации нормативных актов.
По своей природе и характеру нормативное правовое обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО) связано с такими отраслями права, как конституционное, административное, экологическое, трудовое, налоговое и таможенное, а также уголовное и гражданское право. Кроме того, данная система может быть классифицирована на ряд относительно укрупненных направлений, например: нормативное правовое регулирование использования атомной энергии, безопасности гидротехнических сооружений, радиационной безопасности населения, охраны атмосферного воздуха, охраны окружающей среды, технического регулирования и др.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" [СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588] правовое регулирование в области промышленной безопасности ОПО осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности ОПО.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности ОПО устанавливают обязательные требования к:
- осуществлению деятельности в области промышленной безопасности ОПО, в том числе требования к работникам опасных производственных объектов;
- безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе обязательные требования к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности ОПО разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.
Правовое регулирование в области промышленной безопасности ОПО - исключительная прерогатива государства в лице его законодательной и исполнительной властей. Поэтому общественные отношения в данной сфере регламентируются только федеральными законами (законами Российской Федерации), указами Президента РФ, постановлениями (распоряжениями) Правительства РФ, нормативными правовыми актами и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти. Для удобства использования перечень действующих нормативных актов Российской Федерации в области промышленной безопасности ОПО утвержден Ростехнадзором [Приказ Ростехнадзора от 28 июля 2011 г. N 435 "Об утверждении раздела I "Технологический, строительный, энергетический надзор" Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по состоянию на 1 июля 2011 года" // Библиотека инженера по охране труда. 2011. N 10-11; 2012. N 1-9].
Согласно ст. 5 Закона в целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности ОПО Президент РФ или по его поручению Правительство РФ определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности ОПО и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности ОПО. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности ОПО имеют подведомственные им территориальные органы, создаваемые в установленном порядке. Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности ОПО, обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты, а также координировать свою деятельность в области промышленной безопасности ОПО с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности ОПО.
Таким образом, Ростехнадзор не является единственным государственным органом исполнительной власти, регистрирующим опасные производственные объекты на территории России. В этом качестве сегодня выступают: Министерство обороны РФ, Федеральная служба исполнения наказания, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны РФ, Служба внешней разведки РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ. Такое разнообразие ведомств обусловлено тем, что они выполняют различные функции и различаются по степени и форме засекречивания информации (установлению режима государственной тайны).
Однако основной организацией в области обеспечения промышленной безопасности ОПО выступает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Все остальные перечисленные ведомства обязаны согласовывать с Ростехнадзором принимаемые ими нормативные правовые акты и нормативные технические документы, а также координировать свою деятельность в области промышленной безопасности ОПО.
Правительство РФ постановлением от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" [СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3348] определило Ростехнадзор в качестве федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности ОПО, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности ОПО, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Цели, задачи, функции и методы административно-правового режима промышленной безопасности ОПО реализуются в разнообразных правовых управленческих актах. Управленческие нормативные акты связаны с функциями прогнозирования, планирования, контроля, ресурсного, правового, научно-методического обеспечения и реализуются в большей степени во внутренней среде функционирования Ростехнадзора. Являясь одним из наиболее емких источников административного права, нормативные управленческие акты регулируют общественные отношения, складывающиеся во всех направлениях деятельности в сфере промышленной безопасности ОПО.
По характеру управленческих задач, решаемых при обеспечении промышленной безопасности ОПО, нормативные правовые акты можно подразделить на общие, специальные и обеспечивающие. К общим нормативным правовым актам относятся акты в сфере прогнозирования и планирования, организации, учета, контроля. К специальным - акты, регулирующие определенную сферу промышленной безопасности ОПО (атомную, энергетическую и др.). К обеспечивающим нормативным правовым актам относятся кадровые, финансовые, материально-технические, психологические, медицинские, иные акты, обеспечивающие деятельность Ростехнадзора. Они направлены на обеспечение согласованной работы подразделений Ростехнадзора при решении стоящих перед ними задач.
Большинство издаваемых Ростехнадзором актов относятся к актам государственного управления. Особенностью управленческих актов является то, что они направлены на регулирование и разрешение вопросов управления, возникающих при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации и ликвидации опасного производственного объекта; при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; при проведении экспертизы промышленной безопасности ОПО; при подготовке и переподготовке работников ОПО.
Ростехнадзор издает нормативные и индивидуальные акты управления. Издание нормативных актов управления Ростехнадзором обусловлено необходимостью регулирования общественных отношений, возникающих в сфере выработки и реализации государственной политики и нормативного правового регулирования в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, реализации функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности ОПО, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
В Ростехнадзоре издаются приказы, постановления, распоряжения, инструкции, правила, соглашения и другие нормативные акты в соответствии с приказом Ростехнадзора от 30 июня 2011 г. N 340 "Об утверждении и введении в действие Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору".
В силу многообразия индивидуальных актов их можно классифицировать по самым различным критериям. В юридической литературе имеются классификации правовых актов управления [Власов В.А., Студеникин С.С. Советское административное право. М., 1959. С. 131; Манохин В.М. Советское административное право: Курс лекций. Часть Общая. Саратов, 1968. Вып. 1. С. 162-165], правоприменительных актов [Дюрягин И.Я. Применение норм советского права. Свердловск, 1973. С. 162-185] и индивидуальных административных актов. При этом используются такие основания, как цель актов; органы, их издающие; характер и значение разрешаемых в них вопросов; форма; территория, на которой действуют содержащиеся в них предписания, и др.
Классификация нормативных правовых актов, обеспечивающих промышленную безопасность, носит условный характер, поскольку связана с наличием достаточно большого количества регулируемых общественных отношений. Она должна основываться на существенных признаках и специфических особенностях, коренящихся в существе классифицируемого и систематизируемого административно-правового материала.
Так, А.И. Елистратов, А.Ф. Евтихиев, В.Л. Кобалевский условно подразделяли акты управления на три группы: 1) нормативные акты; 2) индивидуальные акты; 3) юрисдикционные акты.
Как отмечает С.А. Иванов, существует множество классификаций нормативных правовых актов. Среди них наиболее распространены классификации по следующим основаниям: юридической силе, уровню принятия нормативного акта, степени обобщенности нормативного материала, по действию во времени (постоянные, временные, исключительные), в пространстве (на всей территории России, на территории какого-либо субъекта РФ), по кругу субъектов (общие и специальные), по направленности действия (акты внешнего и внутреннего действия), по органам, издающим нормативные правовые акты [Иванов С.А. Нормативные правовые акты Российской Федерации. М., 2004. С. 8].
Акты управления можно классифицировать по различным основаниям, в частности, по юридическим свойствам, по сроку действия, территории действия, характеру компетенции исполнительных органов, издающих правовые акты управления, форме выражения. По юридическим свойствам акты управления подразделяются на нормативные, индивидуальные и акты смешанного характера [Слесарева Е.С. Индивидуальные акты управления: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1984. С. 28].
Являясь одним из наиболее емких источников административного права, нормативные управленческие акты регулируют общественные отношения, складывающиеся во всех сферах и отраслях государственного управления. Индивидуальные акты управления, касающиеся обеспечения промышленной безопасности ОПО, не содержат в себе норм права. Они разрешают конкретный, индивидуальный вопрос управления (дело) на основе законов и иных нормативных актов, т.е. являются актами применения норм права к конкретным случаям (фактам), имеющим юридическое значение. Индивидуальные акты - наиболее распространенный вид актов государственного управления. Посредством индивидуальных актов оперативно решается большое число вопросов и дел, возникающих в процессе управления в сфере промышленной безопасности ОПО.
Ядро правовой основы промышленной безопасности ОПО составляет Конституция РФ.
К числу законов, в которых содержатся положения, устанавливающие правовой статус либо касающиеся регулирования промышленной безопасности ОПО, относится Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 290-ФЗ "О безопасности" [СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2]. В нем определяются основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Одним из основных документов, регламентирующих промышленную безопасность, является Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Закон устанавливает правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих ОПО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Законом в ст. 1 определяются понятия "промышленная безопасность", "авария", "инцидент", "технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте", "опасный производственный объект"; сформулированы требования промышленной безопасности ОПО, определено правовое регулирование в области промышленной безопасности ОПО, а также режим правового регулирования в области промышленной безопасности ОПО. Кроме этого, Законом определены основы промышленной безопасности ОПО.
Следует упомянуть такие нормативные правовые акты, как Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ст. 9.1-9.21 гл. 9) [CP РФ. 2002. N 1 (Ч. 1). Ст. 1]; Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ст. 227-231) [СЗ РФ. 2002. N 1 (Ч. 1). Ст. 3]; Гражданский кодекс РФ от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (часть вторая, ст. 751) [СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410], Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах" [СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823]; Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" [СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553]; Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" [СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552]; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" [СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 3589]; Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" [СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141]; Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 3-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" [СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2222]; Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" [СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133]; Федеральный закон "О техническом регулировании"; Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" [СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716]; Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" [СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 10]; постановление Правительства РФ от 28 марта 2001 г. N 241 "О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации" [СЗ РФ. 2001. N 15. Ст. 1489]; постановление Правительства РФ от 11 мая 1999 г. N 526 "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов" [СЗ РФ. 1999. N 20. Ст. 2445]; постановление Правительства РФ от 4 июля 2012 г. N 682 "О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности" [СЗ РФ. 2012. N 28. Ст. 3912]; постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" [СЗ РФ. 1999. N 11. Ст. 1305]; постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 142 "О сроках декларирования промышленной безопасности действующих опасных производственных объектов" [СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 761]; постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 675 "О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации" [СЗ РФ. 1995. N 28. Ст. 2692]; постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 223 "О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии" [САПП. 1994. N 13. Ст. 999] и др.
В соответствии с Законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в правовую основу деятельности в сфере промышленной безопасности ОПО включены не только международные договоры Российской Федерации, но и общепризнанные принципы и нормы международного права, что соответствует нормам Конституции РФ.
Среди наиболее значимых международно-правовых принципов и норм как элементов правовой основы обеспечения промышленной безопасности ОПО следует выделить Конвенцию о ядерной безопасности (заключена в Вене 17 июня 1994 г. на Дипломатической конференции Международного агентства по атомной энергии) [Бюллетень международных договоров. 2007. N 9], Объединенную конвенцию о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами от 5 сентября 1997 г. [Там же. 2006. N 8], Конвенцию о трансграничном воздействии промышленных аварий (заключена в Хельсинки 17 марта 1992 г.) [Там же. 2000. N 6]; Рекомендацию N 181 МОТ "О предотвращении крупных промышленных аварий" (принята в Женеве 22 июня 1993 г. на 80-й сессии Генеральной конференции МОТ); Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 876 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (вместе с "ТР ТС 017/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции легкой промышленности") [Официальный сайт Комиссии Таможенного союза // http://www.tsouz.ru/, 15.12.2011]; Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе" (вместе с Положением о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, Положением о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), Едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями, предъявляемыми к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)) [Там же. 30.06.2010].
Если проводить классификацию нормативных правовых актов в сфере обеспечения промышленной безопасности ОПО по направлениям деятельности Ростехнадзора, то можно отметить нормативные акты в сфере контроля и надзора:
- за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;
- за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии);
- за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;
- за выполнением международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии;
- за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
- за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике;
- за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами;
- за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;
- за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);
- за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области обращения с радиоактивными отходами;
- за своевременным возвратом облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и продуктов их переработки в государство поставщика, с которым Российская Федерация заключила международный договор, предусматривающий ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов с целью временного технологического хранения и переработки на условиях возврата продуктов переработки (в пределах своей компетенции);
- за соблюдением в пределах своей компетенции при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- за соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- за соблюдением юридическими лицами, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования составляет более чем 50% и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем 50% акций или долей в уставном капитале которых принадлежит государственным корпорациям, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок;
- за соблюдением требований технических регламентов в установленной сфере деятельности [http://www.gosnadzor.ru/osnovnaya_deyatelnost_slujby/].
Ростехнадзор проводит лицензирование деятельности по:
- эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов;
- эксплуатации химически опасных производственных объектов;
- производству маркшейдерских работ;
- деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности;
- деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения [Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6931].
Ростехнадзор выдает разрешения:
- на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии;
- на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах;
- на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений;
- на выбросы и сбросы радиоактивных веществ в окружающую среду;
- на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на ведение работ с указанными материалами.
Ростехнадзор устанавливает нормативы предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и нормативы допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты; регистрирует опасные производственные объекты и ведет государственный реестр таких объектов; проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.
В Ростехнадзоре проходит согласование:
- квалификационных справочников должностей руководителей и специалистов (служащих), в которых определяются квалификационные требования к работникам, получающим разрешение на право ведения работ в области использования атомной энергии;
- перечней радиоизотопной продукции, ввоз и вывоз которой не требуют лицензий;
- правил эксплуатации гидротехнического сооружения;
- границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства.
Среди функций Ростехнадзора необходимо указать на:
- организацию и обеспечение функционирования системы контроля за объектами использования атомной энергии при возникновении чрезвычайных ситуаций (аварийное реагирование);
- создание, развитие и поддержание функционирования автоматизированной системы информационно-аналитической службы, в том числе для целей единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
- руководство в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций деятельностью функциональных подсистем контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами, а также за ядерно и радиационно опасными объектами и др.
Правительством РФ принят ряд постановлений, возлагающих на Службу дополнительные полномочия, в том числе по осуществлению контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике [Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 854 "Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике" // СЗ РФ. 2004. N 52 (Ч. 2). Ст. 5518], а также по осуществлению полномочий главного распорядителя средств федерального бюджета по строительству ряда природоохранных объектов, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы на 2005 г. (распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2005 г. N 131-р). Постановлением Правительства РФ 4 мая 2008 г. N 333 [СЗ РФ. 2005. N 8. Ст. 664 (распоряжение)] предусмотрены полномочия по противодействию терроризму; Постановлением от 16 мая 2005 г. N 303 [СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 2023] - полномочия в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации; Постановлением от 25 августа 2005 г. N 537 [СЗ РФ. 2005. N 35. Ст. 3618] - функции Ростехнадзора по реализации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
В рамках указанных направлений в соответствии с действующими административными регламентами в данных сферах принимаются различные правовые акты: федеральные нормы и правила; методические документы в сферах деятельности поднадзорных организаций; руководящие документы, определяющие аспекты регулируемой деятельности для объектов промышленной безопасности ОПО; документы, регламентирующие деятельность структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов при реализации полномочий Ростехнадзора по данным направлениям и др.
К неправовым формам обеспечения промышленной безопасности ОПО относятся организационные и материально-технические действия.
Библиографический список:
1. Власов В.А., Студеникин С.С. Советское административное право. М., 1959.
2. Дюрягин И.Я. Применение норм советского права. Свердловск, 1973.
3. Иванов С.А. Нормативные правовые акты Российской Федерации. М., 2004.
4. Манохин В.М. Советское административное право: Курс лекций. Часть Общая. Саратов, 1968. Вып. 1.
5. Слесарева Е.С. Индивидуальные акты управления: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1984.
Н.Г. Кутьин,
кандидат юридических наук,
руководитель Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
"Право и жизнь", N 3, март 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Право и жизнь"
Научный и научно-популярный журнал "Право и жизнь" издается с 1992 года.
Его публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной научной и практической юриспруденции. Журнал выступал инициатором принятия различных нормативных правовых актов, разрабатывал вопросы конституционного, административного, муниципального, финансового, налогового, гражданского и уголовного права, помещал многочисленные материалы по тематике защиты прав человека и гражданина, большое внимание уделял развитию регионального законодательства, институтов местного самоуправления. Особое внимание уделялось вопросам теории права и государства, институциональной политологии.