Период освобождения для расчета пособия
С 1 января 2013 года при расчете пособия по беременности и родам не учитывается период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением зарплаты в соответствии с законодательством, если на сохраняемый заработок за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования не начислялись*(1). При этом в Федеральном законе N 255-ФЗ*(2) не уточняется, что подразумевается под "периодом освобождения". Это понятие раскрыто лишь в Трудовом кодексе. Однако главная "интрига" в том, что не все выплаты, производимые в пользу физического лица за выполнение обязанностей, предусмотренных ТК РФ, освобождены от уплаты страховых взносов. Обо всем этом мы и поговорим в рамках данной статьи.
Количество дней для расчета можно уменьшить
Частью 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что средний дневной заработок для исчисления пособия застрахованному лицу (по временной нетрудоспособности или в связи с материнством) определяется путем деления суммы начисленного заработка за период (за два предшествующих наступлению страхового случая года) на число календарных дней в этом периоде. Как указывалось выше, с 01.01.2013 страхователь при расчете пособия по беременности и родам число календарных дней может уменьшить в том числе на период освобождения сотрудника от работы с полным или частичным сохранением зарплаты в соответствии с законодательством РФ*(3). Для реализации указанного положения необходимо соблюсти следующее условие: на сохраняемый средний заработок за этот период в соответствии с Законом о страховых взносах*(4) не должны начисляться страховые взносы в ФСС.
Период освобождения
Под периодом освобождения от работы подразумевается не время отдыха, а время исполнения сотрудником государственных и общественных обязанностей. Как гласит ст. 170 ТК РФ, работодатель обязан освобождать сотрудника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
К таковым в силу ч. 2 ст. 165 ТК РФ отнесены обязанности работника (возлагаемые на него законом) в качестве:
- присяжного (арбитражного) заседателя;
- члена избирательных комиссий;
- донора, -
а также другие государственные или общественные обязанности в соответствии с действующим законодательством РФ*(5).
При этом органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности, производят ему выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены Трудовым кодексом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ. Это следует из ч. 2 ст. 170 ТК РФ. Аналогичная норма содержится в ч. 2 ст. 165 ТК РФ.
Иными словами, такие выплаты обычно производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения, поскольку оплата работодателем времени, в течение которого работник исполнял государственные или общественные обязанности, Трудовым кодексом не предусмотрена (и такие выплаты, как правило, не упоминаются в трудовых договорах). При этом в одних случаях действующим законодательством предусматривается обязанность соответствующих органов и организаций компенсировать работнику средний заработок за время выполнения им государственных или общественных обязанностей, а в других - соответствующая компенсация устанавливается работодателю с целью возмещения понесенных им затрат при сохранении работнику среднего заработка*(6). Но, как известно, у любого правила есть исключение (речь о донорах) и определенные нюансы, которые необходимо учитывать при применении его на практике.
Поскольку рассматриваемый в статье вопрос находится на стыке разных отраслей законодательства (в частности, трудового законодательства и законодательства о страховых взносах), игнорирование правил, установленных в них, может привести к возникновению споров - как с работниками, так и с контролирующим органом. Чтобы избежать этого, предлагаем проанализировать некоторые из перечисленных в ст. 165 ТК РФ случаев освобождения от работы.
Обязанности присяжного (арбитражного) заседателя
Должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ предоставить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели. Об этом говорится в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 20.08.2004 N 113-Ф3 "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (далее - Закон о присяжных заседателях).
За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение (ч. 1 ст. 11 Закона о присяжных заседателях). Его выплата производится в размере 1/2 части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.
При этом за присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются (ч. 3 ст. 11 Закона о присяжных заседателях).
К сведению. Аналогичные правила (за исключением размера вознаграждения) действуют в отношении арбитражного заседателя. Это следует из положений ст. 6, 7 Федерального закона от 30.05.2001 N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ". Подчеркнем, участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом (ст. 8 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе РФ").
Таким образом, вознаграждение за время исполнения обязанностей присяжного (арбитражного) заседателя выплачивается вне рамок трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Значит, эти выплаты не соответствуют определению объекта обложения страховыми взносами, данному в ч. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах. (Добавим, в силу ст. 20.1 Закона об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве*(7) указанные выплаты не облагаются и взносами на травматизм).
Но если несмотря на то, что обязанность работодателя по выплате среднего заработка работнику, исполняющему обязанности присяжного (арбитражного) заседателя, законодательно не закреплена, работодатель по своей инициативе все же произведет подобные выплаты за счет чистой прибыли, у него возникает обязанность по начислению и уплате страховых взносов. Если эта сумма впоследствии будет ему компенсирована из средств федерального бюджета, объекта обложения страховыми взносами не возникнет. Между тем следует иметь в виду, что Минздравсоцразвития придерживается на этот счет иного мнения (см. Письмо от 15.03.2011 N 784-19).
Члены избирательных комиссий
Положениями Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" предусмотрено освобождение работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) в связи с наличием у него статуса члена избирательной комиссии, статуса кандидата либо статуса специалиста, работающего в контрольно-ревизионной службе при Центральной избирательной комиссии РФ, избирательной комиссии субъекта РФ или иной комиссии.
При этом выплаты, производимые в адрес физических лиц избирательными комиссиями всех уровней, а также выплаты из средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков за выполнение этими лицами работ по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, не являются объектом обложения страховыми взносами. Это следует из норм, предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах. (Аналогичная норма предусмотрена п. 9 ч. 1 ст. 20.2 Закона об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве).
К сведению. В то же время члены избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом решающего голоса могут работать в ней на постоянной (штатной) основе (ст. 20 и 23 Федерального закона N 67-ФЗ). Такие комиссии являются юридическими лицами, а их финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. В связи с этим на выплаты, производимые членам названных избирательных комиссий (работникам аппаратов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами) из средств, выделенных из соответствующего бюджета на подготовку и проведение выборов, страховые взносы должны начисляться в общем порядке, который предусмотрен ч. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах (и ст. 20.1 Закона об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве). В данном случае выплаты производятся в рамках трудовых отношений.
Доноры
В данном разделе речь пойдет об упомянутом выше исключении из общего правила, установленного ст. 165 и 170 ТК РФ (в части источника выплат работникам за период выполнения государственных или общественных обязанностей). Это исключение, касающееся доноров, установлено ст. 186 ТК РФ. Ею определено, что при сдаче крови и ее компонентов обязанность по выплате донору среднего заработка за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха сохраняется за работодателем. Добавим: в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 20.07.2012 N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" на работодателей возложена обязанность по предоставлению работникам, сдавшим кровь и (или) ее компоненты, гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством, а также ст. 22 названного закона.
Принимая во внимание правило, установленное ст. 186 ТК РФ, а также положения ч. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах и п. 1 ст. 20.1 Закона об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве, можно сделать вывод, что суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни сдачи крови, облагаются страховыми взносами. Сказанное подтверждают разъяснения, сделанные в Письме ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985.
* * *
Конечно, рассмотренные в рамках статьи случаи - далеко не полный перечень периодов освобождения работника от работы, которые возможны благодаря нормам, предусмотренным в ст. 165, 170 ТК РФ. Однако даже анализ этих ситуаций позволяет сделать вывод, что для решения вопроса об исключении из расчета того или иного периода освобождения от работы страхователю необходимо учитывать, облагается выплата в пользу работника за этот период страховыми взносами в соответствии с Законом о страховых взносах или нет.
Т.М. Медведева,
эксперт журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 7, апрель 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Дополнительно по данному вопросу см. статью О.П. Гришиной "Как считать пособия в 2013 году", N 1, 2013.
*(2) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(3) Соответствующие поправки в ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ внесены Федеральным законом от 25.02.2011 N 21-ФЗ.
*(4) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(5) В частности, Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены случаи, когда работник должен освобождаться от работы: если он участвует в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту (п. 2 ст. 5); на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы; на время исполнения работником других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы (п. 1-3 ст. 6).
*(6) Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с реализацией упомянутого выше Федерального закона N 53-ФЗ, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели для Минобороны. Правила компенсации расходов установлены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704.
*(7) Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"