Интервью с В.А. Колокольцевым, Министром внутренних дел Российской Федерации, генерал-лейтенантом полиции
- На заседании расширенной рабочей группы - по реформированию органов внутренних дел Вы сказали о том, что первый этап реформы Министерства внутренних дел Российской Федерации не решил ключевых проблем, но был необходим. В этой связи какие цели Вы ставите перед ведомством на ближайшие годы? В каких дальнейших изменениях нуждается система органов внутренних дел?
- Прежде всего хочу подчеркнуть, что, несмотря на сокращение штатной численности и введение новой организационно-штатной структуры, нам удалось удержать криминальную ситуацию под контролем, обеспечить общественную безопасность на должном уровне.
Анализ результатов уже проведенных преобразований показал, что вопросы остаются. Выявились структурные просчеты, правовые пробелы, недостаточно эффективное применение имеющихся сил и средств, низкие темпы внедрения современных технологий. Конечно, здесь необходимы дополнительные меры.
Если говорить кратко, то, по нашему мнению, основными звеньями дальнейшего реформирования должны стать: изменение подходов и технологий работы с кадрами - от подбора кандидатов до увольнения на пенсию; оптимизация организационно-штатной структуры; обеспечение открытости органов внутренних дел для общества. Думаю, что к ним следует добавить еще такие задачи, как совершенствование ведомственной нормативной базы, совершенствование системы регистрации преступлений.
Безусловно, сегодня самый большой блок стоящих перед нами проблем касается формирования кадров полицейского корпуса, повышения дисциплины и профессиональной квалификации сотрудников.
Уже приняты беспрецедентные решения по ужесточению требований к руководителям и повышению их персональной ответственности за правонарушения подчиненных. Любое чрезвычайное происшествие становится предметом служебных проверок, а меры реагирования на него - достоянием средств массовой информации. Тщательно изучаются причины и условия, им способствовавшие.
Функционирует система морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава. Она включает профессиональный психологический отбор кандидатов на службу, психологическое обследование сотрудников при включении в резерв для назначения на должности руководящего состава, ряд других направлений. Однако проблемы в системе подготовки и отбора кадров сохраняются. Профессия полицейского по-прежнему малопрестижна.
Для повышения качества кадрового потенциала, его рационального и эффективного использования разработана Концепция кадровой политики в органах внутренних дел Российской Федерации. Ее окончательное обсуждение и принятие планируется в начале 2013 года.
Что касается совершенствования структурного построения органов внутренних дел - дальнейшие преобразования будут направлены на обеспечение доступности полиции для населения.
Самое пристальное внимание уделяется нашим подразделениям на районном уровне. В настоящее время осуществляется мониторинг обстановки на местах. В случае необходимости за счет имеющейся численности точечно усиливаются отдельные направления. Например, так было сделано при создании подразделений по противодействию педофилии, отделов по борьбе с этнической преступностью.
Кроме того, речь идет об организации постоянного присутствия полиции в требуемом количестве в поселках городского типа и сельских поселениях. В результате сокращения количества территориальных органов внутренних дел на районном уровне доступность полиции не везде обеспечена в полной мере. Ситуация осложняется неразвитостью транспортной инфра структуры, средств связи и отсутствием условий для работы и проживания сотрудников полиции. Практика показала, что эпизодическим посещением нарядами полиции этих населенных пунктов проблему охраны общественного порядка не решить.
Кроме того, подавляющее число руководителей территориальных органов внесли предложения по изменению системы управления органами внутренних дел.
Введение должности "заместитель начальника территориального органа - начальник полиции" организационно обособило полицию, а в ней сосредоточено около 80% функций территориального органа. При этом заместители начальника полиции оказались вне правового поля, так как согласно УПК Российской Федерации и Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" полномочиями руководителя органа дознания и органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, наделены только начальник органа внутренних дел и его заместители.
Практика показала, что требуются изменения и в системе органов внутренних дел на транспорте.
В новой структуре транспортной полиции выявились серьезные проблемы в организации оперативно-служебной деятельности. Границы участков филиалов ОАО "РЖД" не совпадают с границами федеральных округов, что приводит к дублированию функций оперативного обслуживания.
Значительная удаленность линейных управлений (отделов) МВД России на транспорте и отсутствие в ряде случаев прямых железнодорожных и авиасообщений от мест дислокации аппаратов УТ привели к удорожанию командировочных расходов в среднем в полтора-два раза и потерям служебного времени. Снизилась эффективность управления и контроля за оперативно-служебной деятельностью подчиненных линейных подразделений.
Сейчас прорабатывается вопрос восстановления прежней системы территориальных органов МВД России на транспорте - 18 органов управления (вместо 8) по количеству железных дорог и Московское управление на воздушном и водном транспорте МВД России.
Я отметил лишь некоторые аспекты проводимых преобразований. Уверен, что они позволят нам сформировать в перспективе органы внутренних дел, максимально отвечающие задачам эффективной борьбы с преступностью и обеспечения безопасности наших граждан.
На протяжении нескольких лет экспертным сообществом широко обсуждается необходимость совершенствования ведомственной статистики органов внутренних дел. Хотелось бы узнать, планируется ли изменение системы регистрации и учета преступлений?
- Прежде всего необходимо понимать, что система учета преступлений в нашей стране не "ведомственная статистика органов внутренних дел", как зачастую озвучивают средства массовой информации, а государственная, которая основана на действующем уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве.
В ее наполнении участвуют не только органы внутренних дел, но и Следственный комитет Российской Федерации, ФСКН России, все остальные правоохранительные органы, а также суды. При этом определяющая и координирующая роль в формировании государственного учета преступлений принадлежит Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
До этого года техническая часть - ведение базы данных - относилась к компетенции МВД России, так как изначально органы внутренних дел единственные из всех правоохранительных ведомств обладали необходимой организационной и программно-технической структурой. Начиная с 2012 года органы прокуратуры постепенно берут на себя и техническую часть учета - создается государственная автоматизированная система уголовно-правовой статистики (так называемая ГАС ПС). Она должна полностью вступить в действие в 2015 году.
Что касается правовых аспектов данного вопроса, то хочу обратить ваше внимание, что порядок регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, учета уголовных дел, а также преступлений и лиц, их совершивших, единый для всех органов дознания и судов, определен межведомственным приказом "О едином учете преступлений".
Таким образом, ведомственная статистическая отчетность является, с одной стороны, составной частью системы государственного статистического наблюдения, с другой - основой информационной поддержки формирования и принятия управленческих решений в сфере внутренних дел.
Министерство постоянно предпринимает меры по актуализации форм отчетности (ежегодно пересматривается до половины статформ), сокращению их числа и объема. Мы перешли на безбумажную технологию предоставления отчетности на федеральный уровень. Во всех подразделениях Министерства внедрено программное обеспечение, позволяющее получить прямой доступ к федеральной базе статистической информации.
Однако статистика является уже вершиной горы, ее основание - это регистрация сообщений о преступлениях.
Межведомственным приказом "О едином учете преступлений" заложены общие принципы, на основе которых заинтересованные ведомства разработали собственные нормативные правовые акты, определяющие порядок приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях. В органах внутренних дел в настоящее время эта деятельность регулируется соответствующим административным регламентом.
В марте 2011 года вступил в силу Федеральный закон "О полиции", с января 2012 года действует Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации". Как Вы оцениваете практику их применения? Необходимо ли внесение изменений в данные законы?
- Практика применения указанных федеральных законов только складывается. Ее первые результаты мы оценили совместно на итоговой коллегии Министерства.
Федеральный закон "О полиции" четко определил принципы деятельности, обязанности и права полиции, а также правовой статус сотрудника; усилил антикоррупционную составляющую в деятельности полиции; освободил полицию от ряда несвойственных ей функций и дублирования функций других государственных органов.
Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" комплексно урегулированы вопросы поступления на службу в органы внутренних дел и ее прохождения, определены принципы и приоритетные направления службы, реализация которых обеспечивает обновление и ротацию кадрового состава, совершенствование профессиональных качеств сотрудников.
Вместе с тем реформирование Министерства, а также динамичные процессы, происходящие в жизни нашего общества, требуют и гибкого законодательного регулирования. Поэтому работа по корректировке отдельных положений проводится постоянно. Так, в Федеральный закон "О полиции" уже внесены изменения десятью федеральными законами, в Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" - одним.
Кроме того, в настоящее время подготовлен ряд законопроектов, предусматривающих внесение изменений в указанные и иные федеральные законы, регулирующие сферу внутренних дел.
Действует ли институт личного поручительства сотрудника органов внутренних дел за кандидата, поступающего на службу? Какие последствия предусмотрены для поручителя в случае совершения вновь принятым сотрудником дисциплинарного проступка или уголовного преступления? Считаете ли Вы эффективным механизм личного поручительства?
- Институт личного поручительства действует в системе МВД России с 2010 года. Его основными целями являются повышение ответственности руководителей органов внутренних дел за принимаемые кадровые решения, предотвращение возможности формирования коррупционных связей и устранение коррупционных рисков, улучшение качества отбора кандидатов на службу. Другими словами, борьба с так называемым телефонным правом, когда по звонку одного "уважаемого человека" назначался на должность другой "хороший человек". Логика простая: рекомендуешь человека - делай это открыто и публично.
Как правовой институт личное поручительство вошло и в Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации". Согласно нормативным предписаниям личное поручительство оформляется на гражданина, поступающего на службу, и состоит в письменном обязательстве действующего сотрудника, имеющего стаж работы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных федеральными законами.
Считаю, что поручительство в обязательном порядке должно оформляться не только при поступлении граждан на службу в органы внутренних дел, но и при перемещениях сотрудников, связанных с назначением на определенные категории должностей в МВД России, предполагающих различного рода коррупционные риски.
Что касается ответственности. Помимо моральной, поручитель, в случае расторжения контракта и увольнения рекомендованного лица в течение двух лет после поступления на службу по отрицательным основаниям, привлекается в установленном порядке к ответственности. Эта норма закреплена в ведомственном приказе.
Планируется ли введение новой системы - оценки деятельности сотрудников полиции? Предполагается ли использовать в качестве одного из критериев оценки общественное мнение?
- Проблема эффективности деятельности органов власти, в том числе полиции, является общегосударственной. Ее оценка осуществляется согласно Указу Президента РФ и целому ряду документов стратегического планирования на основе количественных показателей.
Что касается непосредственно оценки деятельности органов внутренних дел, то сегодня во главу угла ставится две позиции: учет мнения населения о качестве нашей работы как одного из основных критериев оценки и максимальный уход от "валовых" показателей как пережитка пресловутой "палочной системы".
В настоящее время итоговая комплексная оценка территориальных органов МВД России складывается из трех частей. Прежде всего, это ведомственная оценка (по статистическим показателям). Она ориентирована на основные направления оперативно-служебной деятельности и отражает ее результаты, качество и законность.
При этом она является только первым шагом, предварительной основой, на которую налагаются другие составляющие итоговой оценки: инспекционная (на основе материалов, полученных в рамках непосредственного изучения дел на местах и осуществления зонального контроля) и общественное мнение о деятельности территориальных органов МВД России. Здесь важно подчеркнуть, что если раньше общественное мнение изучалось ведомственными научными организациями, то теперь данные работы проводятся независимыми организациями и экспертами.
Исследование общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по заказу МВД России проводится ведущими социологическими службами страны. Они отбираются на конкурсной основе, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, государственным контрактом и техническим заданием, в пределах средств, выделяемых ведомству из федерального бюджета.
Все большее количество государственных - органов используют в своей деятельности современные информационные технологии, позволяющие оптимизировать работу с обращениями граждан. Проводятся ли аналогичные мероприятия в МВД России?
- Для повышения качества работы с обращениями граждан МВД России активно развивает и модернизирует информационные системы.
Сегодня граждане могут обратиться в ведомство по сети Интернет через Государственную информационную систему "Правоохранительный портал Российской Федерации", через Единый портал государственных и муниципальных услуг, а также через соответствующие ссылки на официальном сайте МВД России. В территориальных органах внутренних дел регионального уровня интернет-обращения принимаются через официальные сайты. При этом объем поступающих обращений в электронном виде непосредственно в МВД России через Интернет ежегодно растет. Например, по сравнению с 2011 годом за 11 месяцев 2012 года поступило на 44,3% обращений больше.
Еще одним каналом поступления обращений граждан в электронном виде является система межведомственного электронного документооборота. Посредством нее Управление Президента по работе с обращениями граждан и организаций не только направляет обращения, поступившие на имя Президента Российской Федерации, но и запрашивает информацию по переписке с отдельными гражданами.
В настоящее время ведется разработка электронного сервиса, который позволит гражданам при помощи Единого портала государственных и муниципальных услуг осуществлять мониторинг рассмотрения их обращений в МВД России. С введением в промышленную эксплуатацию единой автоматизированной информационной системы электронного документооборота и делопроизводства в системе органов внутренних дел указанная возможность будет обеспечена и на территориальном уровне.
Как Вы можете оценить действующие - стандарты и методики подготовки кадров для органов внутренних дел? Достаточны ли они для подготовки квалифицированных специалистов?
- На сегодняшний день ведомственная система подготовки кадров включает в себя довузовскую подготовку в суворовских военных училищах, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование. Кроме того, в эту систему входит также первоначальная подготовка сотрудников, впервые принимаемых на службу.
Безусловно, ключевым элементом здесь является высшее профессиональное образование. В начале прошлого учебного года мы приступили к подготовке специалистов по новым федеральным государственным образовательным стандартам.
В этих стандартах наряду с базовыми учебными дисциплинами, которые ориентированы на формирование общепрофессиональных знаний, предусмотрено изучение и значительного объема профильных дисциплин. Это позволит обеспечить специальную подготовку будущих полицейских, обучающихся по основным направлениям оперативно-служебной деятельности.
В процессе подготовки специалистов мы не стоим на месте, развитие и совершенствование этой системы не прекращается. При этом учитывается и передовой опыт подготовки полицейских кадров, и состояние криминогенной обстановки в стране.
Используются не только положительно зарекомендовавшие себя на протяжении длительного времени методики, но и инновационные. Разрабатываются и внедряются новые программы обучения, широко применяются формы дистанционного образования, проводятся курсы, тренинги, учения. Все эти технологии в комплексе дают возможность обучающимся приобретать необходимые знания и навыки для качественного выполнения стоящих задач и профессионального роста на протяжении всего периода службы.
"Законодательство", N 3, март 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Интервью с В.А. Колокольцевым, Министром внутренних дел Российской Федерации, генерал-лейтенантом полиции
Владимир Александрович Колокольцев родился 11 мая 1961 г. в городе Нижний Ломов Пензенской области.
На службу в органы внутренних поступил в 1982 г. в отдел милиции по охране дипломатических представительств иностранных государств, аккредитованных в г. Москве.
В 1984 г. был назначен на должность командира взвода отдельного батальона ППСМ УВД Гагаринского райисполкома г. Москвы.
В 1985 г. поступил на очное отделение Высшего политического училища имени 60-летия ВЛКСМ МВД СССР на факультет по специальности "правоведение", который окончил в 1989 г. По окончании учебы вернулся на службу в ОВД на должность оперуполномоченного отдела уголовного розыска УВД Кунцевского райисполкома г. Москвы.
Был назначен заместителем начальника 20 отделения милиции г. Москвы, затем начальником 8 отделения милиции г. Москвы.
В 1992 г. Владимир Александрович направляется в Управление уголовного розыска на должность старшего оперуполномоченного 2 отдела УУР ГУВД г. Москвы. В начале 1993 г. назначается начальником 108 отделения милиции г. Москвы. В 1995 г. был утвержден в должности начальника отдела уголовного розыска 2 РУВД ЦАО г. Москвы.
В 1997 г. переходит на службу в МВД России на должность начальника 4 регионального отдела РУОП по г. Москве при МВД России. Спустя два года назначен на должность начальника регионального оперативно-разыскного бюро по ЮВАО г. Москвы Центрального регионального управления по борьбе с организованной преступностью при Главном управлении по борьбе с организованной преступностью МВД России.
В 2001 г. становится начальником 3 отдела оперативно-разыскного бюро Главного управления МВД России по Центральному федеральному округу. Впоследствии назначается заместителем начальника оперативно-разыскного бюро ГУ МВД России по Центральному федеральному округу.
В 2007 г. назначен начальником управления внутренних дел по Орловской области. В апреле 2009 г. становится первым заместителем начальника департамента уголовного розыска МВД России.
7 сентября 2009 г. Указом Президента РФ генерал-майор милиции В.А. Колокольцев был назначен начальником Главного управления внутренних дел по г. Москве.
10 июня 2010 г. Указом Президента РФ ему присвоено специальное звание генерал-лейтенант милиции.
24 марта 2011 г. после прохождения переаттестации Указом Президента РФ В.А. Колокольцев назначен на должность начальника Главного управления МВД России по г. Москве с присвоением специального звания генерал-лейтенант полиции.
21 мая 2012 г. Указом Президента РФ В.В. Путина генерал-лейтенант полиции В.А. Колокольцев назначен Министром внутренних дел Российской Федерации.
Доктор юридических наук. Заслуженный сотрудник ОВД. Имеет государственные и ведомственные награды.
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2013, N 3