Новый закон о донорстве не решает главной проблемы - обеспеченности сферы здравоохранения донорской кровью и ее компонентами
Обеспеченность учреждений здравоохранения напрямую зависит от числа доноров, регулярно сдающих кровь; донорское движение в стране обусловлено наличием льгот и социальных гарантий для доноров, почетных доноров; новый закон о донорстве может оказаться неэффективным в силу недостаточности предлагаемых мер социальной поддержки доноров.
В Российской Федерации принят новый закон о донорстве*(1). Данный законодательный акт приходит на смену Закону РФ от 9 июня 1993 г. N 5142-I "О донорстве крови и ее компонентов". Он призван ликвидировать наиболее острые проблемы в названной сфере, в т.ч. проблему обеспеченности сферы здравоохранения донорской кровью и ее компонентами.
Как отмечалось в Пояснительной записке к Проекту ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", действующий закон не в полной мере регулирует существующие правоотношения в сфере донорства с учетом современных достижений трансфузиологии, а также имеющихся международных стандартов. Кроме того, в пояснительной записке отмечается значительное снижение числа доноров в стране при одновременном росте потребностей российского здравоохранения в донорской крови и ее компонентах.
Отечественная и международная практика свидетельствует, что около 3% населения страны должны регулярно сдавать кровь для обеспечения нужд здравоохранения и поддержания запасов на случай чрезвычайных ситуаций. Учитывая, что дети, старики, лица, имеющие отдельные заболевания, не могут быть донорами крови, реальное количество людей сдающих кровь, должно быть гораздо выше (около 10% населения страны).
Ежегодно в России в переливании крови нуждаются 1,5 млн. пациентов. Кровь требуется пострадавшим от ожогов и травм, при проведении сложных операций, больным онкологическими заболеваниями. В клиниках, где проводятся операции на сердце, на одно лечебное место необходимо до 15 литров в год*(2).
В связи с изложенным, необходимо определить истоки и причины возникшей проблемы дефицита донорской крови, а также выяснить, снимаются ли они со вступлением в силу новых правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере донорства.
Впервые проблема обеспеченности отечественного здравоохранения донорской кровью была сформулирована к 30 годам 20 века медицинской общественностью страны. В 1931 году С.И. Спасокукоцкий призвал в экстренном порядке решить проблему донорства. По его мнению, работа донорской организации должна базироваться не на принципах благотворительности, использовании родственников или оплаты донора из средств больного (так как в СССР - бесплатное лечение), а за счет государства и общественных организаций. Для нужд армии он рекомендовал создать специальные донорские ячейки на средства Красного Креста, Осоавиахима, местной общественности.
В 1932 году на XXII Всесоюзном съезде хирургов эта проблема снова была поставлена в докладах целого ряда выступающих. По итогам работы съезд признал необходимым рассматривать донорство в условиях социалистического общества как разновидность коммунистической взаимопомощи.
Советом Народных Комиссаров 22 апреля 1935 года было принято постановление "О кадрах доноров", в котором утверждалось, что "донорство является особо полезной общественной функцией и добровольным актом", а "свои обязанности доноры выполняют без отрыва от основных производственных обязанностей". Кроме того, вводились "денежные компенсации на усиленное питание" для доноров. Донорство не должно было быть профессией, но оно должно материально и морально поощряться.
Была развернута пропаганда донорского движения. Основными агентами пропаганды донорства помимо органов здравоохранения и институтов и станций переливания крови, стали общества Красного Креста.
Была расширена сеть учреждений службы крови по всей стране. Кроме того, в связи с перегруженностью станций переливаний крови во второй половине 30 годов начинают активно создавать районные донорские пункты при местных отделах здравоохранения. Эти пункты могли осуществлять забор большого количества крови у уже ранее обследованных доноров.
Во время Великой отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июня 1944 года "Об учреждении нагрудного знака "Почетный донор СССР", учреждается положение о соответствующем знаке и система льгот. Нагрудным знаком "Почётный донор СССР" награждались лица, многократно (более 40 раз) сдавшие свою кровь для спасения жизни раненых бойцов и офицеров Красной Армии и гражданского населения и одновременно проводящие работу по вовлечению населения в ряды доноров.
В июне 1955 года Исполнительный комитет Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР совместно с Министерством здравоохранения СССР опубликовали "Положение о работе Обществ Красного Креста по комплектованию донорских кадров". В нем подробно излагались методы пропаганды донорства среди населения нашей страны и принципы работы обществ.
В ноябре 1955 года Совет Министров СССР издал распоряжение, определяющее каталог прав и льгот доноров. Все эти новые формы проявления заботы и внимания к донорам содействовали дальнейшему развитию донорства.
Донорство крови и ее компонентов получает хорошее развитие благодаря сбалансированной системе льгот для доноров.
По количеству доноров СССР фактически сравнялся с рядом ведущих стран Европы и США (для сравнения:СССР - 40-50 доноров на 1 тыс. населения; страны Европы (в среднем) - 40; США - 60).
Закон РФ от 9 июня 1993 г. N 5142-I "О донорстве крови и ее компонентов" в целом закрепил апробированные ранее и показавшие свою эффективность механизмы, посредством которых обеспечивались потребности в донорской крови учреждений здравоохранения.
В соответствии со ст. 9 в первоначальной редакции Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" донорам предоставлялись следующие льготы:
- освобождение от работы на предприятии, в учреждении, организации в день сдачи крови, а также в день медицинского обследования донора с сохранением среднего заработка за эти дни (либо предоставление работнику, вышедшему на работу в день сдачи крови другого дня отдыха с сохранением за ним среднего заработка);
- предоставление дополнительного дня отдыха после каждого дня сдачи крови и ее компонентов с сохранением среднего заработка (указанный день может также по желанию донора присоединяться к ежегодному отпуску или использоваться в любое другое время в течение года);
- обеспечение бесплатным питанием в день сдачи крови.
Если бесплатный сладкий чай с печеньем мало кого привлекал на станции переливания крови, то возможностью получить "законный отгул" либо дополнительный день к отпуску пользовались многие активные граждане (студенты, молодые специалисты, рабочие).
Однако основу донорского движения составляют не "разовые" доноры, откликнувшиеся на призывы сдавать кровь при катастрофах, иных чрезвычайных ситуациях, под влиянием пропаганды донорства, "за компанию", под влиянием административного ресурса (давлением администрации, парторганизации, комсомольской организации и др.) и по прочим мотивам, а доноры, делающие это осознанно, систематично. Именно эти граждане составляют основу, костяк донорского движения.
В соответствии со ст. 10 в первоначальной редакции Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", донору, сдавшему безвозмездно в течение года кровь и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максимально допустимым дозам, предоставлялись следующие дополнительные льготы:
- в течение шести месяцев студентам образовательных учреждений - надбавка к стипендии в размере 25 процентов за счет средств соответствующих бюджетов;
- в течение года - пособие по временной нетрудоспособности при всех видах заболеваний в размере полного заработка независимо от трудового стажа;
- в течение года - лечение в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующих бюджетов;
- в течение года - первоочередное выделение по месту работы или учебы льготных путевок для санаторно-курортного лечения.
В соответствии со ст. 11 в первоначальной редакции Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", лица, награжденные знаком "Почетный донор России", имели право:
- на внеочередное лечение в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения;
- на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме протезов из драгоценных металлов) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения;
- на льготное приобретение лекарств (со скидкой в размере 50 процентов их стоимости) по рецептам государственных или муниципальных учреждений здравоохранения;
- на первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок для санаторно-курортного лечения;
- на предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время года;
- на бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта (кроме такси);
- на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг;
- на получение льготных ссуд на индивидуальное жилищное строительство.
Если большинство мер социальной поддержки доноров, особенно почетных доноров, в условиях проводившейся "шоковой терапии", либерализации цен и гиперинфляции, навязывания рыночных начал во все сферы жизни, включая здравоохранение, быстро утратили былое практическое значение, то некоторые из них (например, неполная оплата быстрорастущих коммунальных услуг, бесплатный проезд на общественном транспорте), сохраняли свою роль до самого последнего времени, а именно до полной ликвидации этих льгот*(3).
В результате проводимых изменений в России в целом и сфере здравоохранения число доноров стало неуклонно снижаться. Страна стала испытывать нехватку донорской крови. Уже к 2002 году общее количество доноров сократилось до 14,6 на 1 тыс. населения*(4).
Правительство РФ вынуждено спешно решать возникшую проблему острой нехватки донорской крови в стране. В конце 2000-х годов начинает финансироваться комплекс мероприятий по дальнейшему развитию службы крови в стране*(5). Определенные меры были приняты и на региональном уровне*(6).
В основном средства выделялись на: приобретение оборудования по заготовке, переработке, хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов; приобретение компьютерного и сетевого оборудования; пропаганду массового донорства крови; строительство, ремонт и реконструкцию учреждений службы крови.
Вновь пришлось возвращаться и к проблеме льгот отдельным категориям доноров. К 2005 году лица, награжденные знаком "Почетный донор России", стали иметь право на:
- внеочередное лечение в государственных или муниципальных организациях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
- первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок для санаторно-курортного лечения;
- предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время года;
- ежегодную денежную выплату в размере 6000 рублей в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации*(7).
Фактически взамен отмененных ранее натуральных льгот теперь предлагалась денежная компенсация в твердой сумме. На 2012 год сумма выплаты составляет 10556,41 руб.*(8).
Оценки проводимых мероприятий по развитию службы крови в последние годы и ее результатов разнятся. Так, Т. Яковлева отмечает, что самые "болевые точки" удалось излечить. В частности, общая численность доноров в последние годы увеличилась на 4,2%*(9). Однако известный чиновник при этом отмечает, что до решения проблемы дефицита крови пока еще далеко. Г. Улумбекова более пессимистична. По ее мнению, реализуемые программы направлены, в первую очередь, на улучшение инфраструктурной составляющей здравоохранения*(10).
Полагаю, что проводимые мероприятия по улучшению инфраструктурной составляющей важны, но сами по себе вряд ли способны кардинально изменить ситуацию. Об этом свидетельствуют приведенные Т. Яковлевой цифры, которые лишь незначительно отличаются от показателя статистической погрешности. Стране нужна когорта доноров, регулярно сдающих кровь. Сами по себе учреждения службы крови, как хорошо бы не были они оснащены, кровь и ее компоненты в настоящее время не синтезируют. Они могут осуществлять лишь забор и последующие переработку и хранение крови.
Можно предположить, что имело место ошибочное целеполагание. Можно сколь угодно долго улучшать убранство и дизайн учреждений соответствующей службы, безопасность процедуры взятия крови (донации), тратить средства на пропаганду донорства и т.п., но без наличия соответствующей потребности либо явно выраженного интереса граждане не пойдут сдавать кровь. Даже в Советском Союзе, построенном на определенных идеологических установках, лишенном рыночных начал, во второй половине 20 века оказались действенными лишь механизмы, в основе которых лежали интересы доноров.
Какие же правовые механизмы, учитывающие интересы*(11) потенциального донора, заложены в новом законе о донорстве?
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" в день сдачи крови и (или) ее компонентов донор, безвозмездно сдавший кровь и (или) ее компоненты, обеспечивается бесплатным питанием. Пищевой рацион такого донора устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которого находится указанная организация.
Как отмечалось выше, бесплатное питание и в советское время не привлекало потенциальных доноров на станции переливания крови. Кого может привлечь разовый "больничный паек" сегодня? Отчет очевиден: лиц, которые не имеют средств к существованию, голодают и т.п. Однако большинство таких граждан ослаблены, имеют ряд заболеваний, препятствующих донорству*(12). Кроме того, использование в качестве доноров лиц, нуждающихся в питании фактически для физического выживания, вызывает ряд серьезных медицинских и этических проблем.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", донору, безвозмездно сдавшему кровь и (или) ее компоненты в течение года в объеме, равном двум максимально допустимым дозам крови и (или) ее компонентов, предоставляется право на первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок на санаторно-курортное лечение.
Данное право во многих случаях не может быть реализовано, норма во многом носит декларативный характер.
Может в новом законе о донорстве акцент сделан на лиц, систематически сдающих кровь и стремящихся получить нагрудный знак "Почетный донор России"? В целом такой подход можно признать правильным, так как именно такие лица представляют интерес для службы крови.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", доноры, сдавшие безвозмездно кровь и (или) ее компоненты (за исключением плазмы крови) сорок и более раз или плазму крови шестьдесят и более раз, награждаются нагрудным знаком "Почетный донор России" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и имеют право на следующие меры социальной поддержки:
- предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время года в соответствии с трудовым законодательством;
- внеочередное оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи*(13);
- первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок на санаторно-курортное лечение;
- предоставление ежегодной денежной выплаты.
Из отмеченных выше мер, конкретной, с определенным механизмом реализации является последняя, а именно предоставление ежегодной денежной компенсации. Предоставление отпуска в удобное для работника - Почетного донора России, хорошая гарантия, но ее реализация почти всецело зависит от позиции работодателя. Конечно, от работодателя можно потребовать исполнения этой нормы закона, в т.ч. и в судебном порядке, но дальнейшие перспективы сохранения рабочего места после этого становятся эфемерными.
Размер ежегодной денежной выплаты Почетным донорам России определен ч. 1 ст. 24 ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" и составит 9959 рублей.
Способна ли эта сумма стимулировать развитие донорского движения в стране, формирование новой прослойки доноров, готовых в любой момент прийти на помощь нуждающимся в донорской крови?
Данная сумма:
- более чем в 2 раза ниже ежемесячной средней начисленной заработной платы по стране за 2011 год (более 22 тыс. руб.)*(14);
- почти равняется средней трудовой пенсии в стране (9800 руб.);
- в 2-2,5 раза выше ежемесячной средней платы за коммунальные услуги в расчете на среднюю семью (2954 руб.)*(15);
- в 1,5 раза выше величины прожиточного минимума (6710 руб. в месяц для трудоспособного населения)*(16).
Приведенные выше цифры позволяют дать скорее отрицательный, чем положительный ответ на поставленный вопрос. Меры социальной поддержки даже лиц, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России", могут оказаться неэффективными.
Нормы нового закона о донорстве в части социальной поддержки отдельных категорий доноров не претерпели существенных изменений в сравнении с предшествующим периодом (нормами старого закона о донорстве при юридическом и фактическом отсутствии большинства льгот).
Может новый закон о донорстве предусматривает иные, инновационные механизмы, посредством которых может быть эффективно разрешена проблема обеспеченности сферы здравоохранения донорской кровью и ее компонентами? Как показывает анализ нового закона о донорстве, он лишен таких новелл.
Следовательно, новый закон о донорстве не решает главной проблемы - обеспеченности сферы здравоохранения донорской кровью и ее компонентами.
А.А. Мохов,
доктор юридических наук, профессор
ФБГОУ ВПО "Московская государственная
юридическая академия им. О.Е. Кутафина"
"Медицинское право", N 1, январь-февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ФЗ от 20.07.2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов".
*(2) Яковлева Т. Закон о донорстве крови чрезвычайно важен! // GOSNEWS.RU. 11.04.1012.
*(3) Федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год исполнение соответствующих обязательств приостанавливалось (См. например: ч. 1 ст. 128 ФЗ от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год"); в дальнейшем большинство имевшихся льгот было последовательно полностью исключено (См. например: ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
*(4) См. подробнее: Решение Коллегии Минздрава РФ и Президиума Российской академии медицинских наук от 11 ноября 2003 г. "О Концепции развития службы крови в Российской Федерации".
*(5) См. например: Постановление Правительства РФ от 21 июня 2008 г. N 465 "О финансовом обеспечении в 2008 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий по развитию службы крови"; Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1218 "О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий по развитию службы крови".
*(6) См.: Постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. N 1282-ПП "О Городской целевой программе "Развитие донорства крови и ее компонентов" на 2009-2010 гг."
*(7) См.: Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2004 г. N 663 "О порядке награждения граждан нагрудным знаком "Почетный донор России" и предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России".
*(8) См.: ч. 4 ст. 10 ФЗ от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
*(9) Яковлева Т. Закон о донорстве крови чрезвычайно важен! // GOSNEWS.RU. 11.04.1012.
*(10) См.: Улумбекова Г. Здравоохранение России: итоги 2010 г. Что делать дальше? // Менеджер здравоохранения. 2011. N 3.
*(11) О категории "интерес" См. подробнее: Мохов А.А. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании медицинской деятельности. СПб., Юридический Центр Пресс, 2003.
*(12) В соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", донором вправе быть лицо... не имеющее медицинских противопоказаний для сдачи крови и (или) ее компонентов.
*(13) См.: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2005 г. N 249 "Об организации внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан".
*(14) См.: О дифференциации заработной платы в Российской Федерации: Аналитический материал // Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
*(15) См.: Приказ Министерства регионального развития РФ от 23 августа 2010 г. N 378 "Об утверждении методических указаний по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги"; Прим.: сумма претерпела значительные изменения после изменения ряда тарифов в 2011-2012 г.г.
*(16) См. подробнее: ФЗ от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральный научно-практический журнал "Медицинское право"
Зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Рег. ПИ N 77-12155 от 29.03.2002. Выходит один раз в квартал.
Учредители: Национальная ассоциация медицинского права,
Издательская группа "Юрист"
Основные темы статей: Актуальные проблемы медицинского права, деонтологии и биоэтики. Правовое регулирование медицинской деятельности, медицинского страхования и фармации. Защита прав пациента. Профессиональные и должностные правонарушения в сфере здравоохранения. Судебная практика по "врачебным делам".
Телефон/факс отдела подписки: (495) 953-91-20, 953-77-90
Подписка на сайте: www.lawinfo.ru, www.med-law.ru