Временные официанты
Часто у предприятий общественного питания возникает необходимость в привлечении официантов на короткое время (один-два дня) для обслуживания разовых крупных банкетов. Можно ли заключать с такими работниками срочные трудовые договоры? Что нужно учитывать при их заключении? Какие есть еще способы привлечения необходимого количества работников на определенное время? Об этом - в нашей статье.
Срочный трудовой договор
Порядок заключения срочного трудового договора регламентирован Трудовым кодексом. В соответствии со ст. 58 ТК РФ такой договор заключается тогда, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, в частности, в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 ТК РФ:
- на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;
- для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона), в других установленных случаях.
Кроме того, в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 59 ТК РФ, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения, например:
- с лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек);
- с лицами, обучающимися по очной форме обучения;
- с лицами, поступающими на работу по совместительству;
- с поступающими на работу пенсионерами по возрасту.
Таким образом, предприятие общественного питания при рассматриваемых обстоятельствах вправе заключать срочные трудовые договоры с официантами на короткое время (один, два дня) для обслуживания разовых крупных банкетов (на время выполнения временных работ), а если оно является субъектом малого предпринимательства с численностью работников, не превышающей 35 человек, - по соглашению сторон.
При этом напомним, что если по истечении срока срочного трудового договора ни одна из сторон не потребовала его расторжения и работник продолжает работу, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок (ст. 58 ТК РФ).
Оформление договора, приказа и трудовой книжки. При оформлении срочного трудового договора в нем целесообразно указать не только должность, но и конкретный вид поручаемой официанту работы (ст. 57 ТК РФ). Например, на основании разд. "Торговля и общественное питание" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (выпуск 51), утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 05.03.2004 N 30, для официанта 4-го разряда в качестве характеристики работы можно указать: обслуживание торжества: свадьбы, юбилейной даты, товарищеской встречи, вечера отдыха, тематического вечера, бала выпускников, и др. Для официанта 5-го разряда: обслуживание торжественного и официального приема, совещания, конференции, переговоров, съездов.
Также в договоре должны быть указаны дата начала работы, срок действия срочного трудового договора и обстоятельства (причины), послужившие основанием для его заключения (ст. 57 ТК РФ). Данному положению судьи при возникновении трудового спора уделяют пристальное внимание (см., например, Определение Кемеровского областного суда от 22.05.2012 N 33-4750, Постановление Саратовского областного суда от 28.10.2011 N 7-731/2011). Отсутствие этих сведений является поводом для привлечения предприятия к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. В качестве причины (обстоятельства) можно назвать, например, недостаточность штатных работников предприятия для обслуживания банкета (указав дату его проведения) с количеством обслуживаемых лиц ХХ человек.
Напомним, что в силу ст. 289 ТК РФ при приеме на работу на срок до двух месяцев испытательный срок не устанавливается.
Срок действия договора необходимо указать и в приказе о приеме на работу (ч. 1 ст. 68 ТК РФ). Судьи также обращают на это пристальное внимание (Постановление Саратовского областного суда N 7-731/2011). При этом трудовая книжка работника, оформляемого на временную работу, заполняется по общим правилам.
Также нужно помнить о том, что, несмотря на временный характер работы, на работников, с которым заключается срочный трудовой договор, распространяются все нормы, касающиеся штатных сотрудников. Так, например, в силу п. 1 ст. 23 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ лица, занятые на работах, связанных с оказанием услуг в сфере общественного питания и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами, материалами и изделиями, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также гигиеническое обучение в соответствии с законодательством РФ. Аналогичное требование содержится в п. 13.1 Санитарных правил для предприятий общественного питания (СП 2.3.6.1079-01.2.3.6)*(1).
Договор аутсорсинга
Принимая официанта временно по срочному трудовому договору, предприятию общепита в отношении него приходится проводить большую организационную работу. Если такие официанты требуются часто, например каждую пятницу, объем работы кадровой службы и бухгалтера вырастает в разы. Помочь в сложившейся ситуации может привлечение временного персонала у сторонней организации, иными словами, заключение договора аутсорсинга.
В гражданском законодательстве такой вид договора отсутствует. Вместе с тем ст. 421 ГК РФ при заключении договора гражданам и юридическим лицам предоставлена свобода. Предоставление персонала (аутсорсинг) является возмездным оказанием услуг. Так, согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Предметом договора аутсорсинга является предоставление персонала исполнителя заказчику. Работники, передаваемые по договору аутсорсинга, числятся в штате предоставляющей организации, с ней же они состоят в трудовых отношениях, то есть заключают трудовые договоры, получают заработную плату, оплату больничных и компенсации. Организация, в которую работники привлекаются по договору аутсорсинга, не оформляет с ними никаких юридических (в том числе трудовых) отношений (Письмо УФНС по г. Москве от 15.07.2008 N 20-12/066875).
При этом контролирующие органы с подозрением относятся к таким договорам, и предприятию общественного питания с целью исключения возможных споров в отношении таких расходов следует обратить внимание на ряд моментов. В первую очередь, как и в отношении других контрагентов, необходимо убедиться в добросовестности аутсорсинговой компании, поскольку налоговики, проверяя такие договоры, сначала будут выяснять, не носит ли применение аутсорсинга формальный характер с целью ухода от уплаты "зарплатных" налогов, не создан ли с контрагентом (аутсорсинговой компанией) искусственный документооборот. И если такие факты будут доказаны, доначисление налогов неизбежно (см., например, Постановление ФАС УО от 21.12.2012 N Ф09-12091/12). Проверят и аутсорсинговую компанию на возможность оказания ею таких услуг (см., например, Постановление ФАС ЗСО от 15.02.2013 N А03-286/2012).
Также в договоре целесообразно указать, что предоставляемые работники соответствуют всем санитарным требованиям, то есть убедиться, что они прошли обязательный медосмотр и гигиеническое обучение, что у них имеется соответствующее разрешение на работу (для иностранных граждан). Эти требования актуальны при проверках Роспотребнадзора и миграционной службы.
Если все оформлено правильно, затраты на оплату услуг по договору аутсорсинга в бухгалтерском учете предприятия общественного питания признают расходами по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). В налоговом учете в силу пп. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Соответственно, затраты предприятия общественного питания на услуги по предоставлению персонала по договору аутсорсинга могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов (Письмо Минфина РФ от 02.08.2011 N 03-03-06/1/444).
Сумму НДС, предъявленную аутсорсинговой компанией, также можно принять к вычету при наличии правильно оформленного счета-фактуры и первичных документов после принятия к учету оказанных услуг (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
К сожалению, предприятиям-"упрощенцам" такие расходы запрещают признавать в целях налогообложения на том основании, что расходы на оплату услуг аутсорсинга не поименованы в ст. 346.16 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 28.11.2006 N 03-11-04/3/511).
* * *
Если у предприятия общественного питания возникает необходимость в дополнительном персонале на короткое время, оно имеет право привлечь такой персонал и по срочному трудовому договору, и по договору аутсорсинга со сторонней организацией. И в том и в другом случае нужно тщательно оформить все документы, чтобы исключить возникновение трудовых споров с нанимаемым на время работником и претензий контролирующих органов.
О.А. Фролова,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"