ФНС подвела итоги за 2012 год и наметила планы на будущее
27.02.2013 на своем официальном сайте в разделе "Новости" ФНС сообщила о подведении основных итогов работы налоговых органов в 2012 году, а также наметила основные задачи на 2013 год. Кроме того, 27.03.2013 в разделе "Статистика и аналитика" опубликован доклад ФНС "Об осуществлении Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2012 году" (далее - доклад). В статье анализируются вышеуказанные документы, чтобы помочь налогоплательщикам разобраться, в каком направлении развивается ФНС, какие цели перед собой ставит, и, основываясь на этой информации, минимизировать налоговые риски.
Основные итоги работы налоговых органов в 2012 году
Анализ поступления налогов, сборов, иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ за 2012 год. Анализ данных таблицы 1, сформированной на основании Сводных данных статистической налоговой отчетности*(1), показывает, что 2012 год для налоговых органов был в целом успешным. Сравнительный анализ размера поступления налогов, сборов, иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ показывает общее увеличение налоговых доходов в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 12,75%. Существенный рост собираемости отмечается в отношении акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ, а также налога на имущество физических лиц.
Таблица 1
Вид дохода | Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ (тыс. руб.) | ||
2011 год | 2012 год | Увеличение (уменьшение) поступлений налогов в бюджет в 2012 году по сравнению с 2011 годом (%) | |
Налоговые доходы, в том числе | 9 715 209 562 | 10 954 009 949 | 112,75 |
Налог на прибыль организаций | 2 270 315 696 | 2 355 410 683 | 103,75 |
НДФЛ | 1 994 869 291 | 2 260 335 639 | 113,31 |
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 1 753 240 511 | 1 886 135 362 | 107,58 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ | 603 879 883 | 783 641 696 | 129,77 |
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ | 91 652 492 | 102 699 523 | 112,05 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ | 425 880 | 1 950 287 | 457,94 |
Налог на имущество физических лиц | 4 940 011 | 17 628 468 | 356,85 |
Налог на имущество организаций | 467 533 748 | 536 272 187 | 114,70 |
Транспортный налог | 83 202 428 | 90 163 792 | 108,37 |
Земельный налог | 122 193 494 | 140 983 878 | 115,38 |
НДПИ | 2 042 549 612 | 2 459 397 777 | 120,41 |
Прочие | 280 406 516 | 319 390 657 | 113,90 |
С 2012 года была введена новая шкала тарифа страховых взносов, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ*(2). Увеличение размера межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых ПФР, неизбежно повлечет усиление контроля со стороны налоговиков и территориальных органов ФСС и ПФР, в том числе путем проведения совместных проверок на предмет выявления выплаты заработной платы в конвертах, а также лоббирование законодательных актов, предоставляющих контролирующим органам дополнительные инструменты для осуществления государственного контроля. Возможно, в дальнейшем функции администрирование страховых взносов будут переданы в ФНС.
Для понимания процессов, направленных на совершенствование процедур налогового администрирования, отметим основные выводы, озвученные ФНС в докладе при подведении итогов работы за 2012 год.
Оперативное взаимодействие с другими службами и ведомствами. В целях повышения эффективности своей работы ФНС активно взаимодействует в рамках заключенных соглашений с МВД, Следственным комитетом, ФТС, ФСФМ, ЦБ РФ, ПФР, ФСС и др. В докладе отмечается, что количество проверок, проведенных с другими органами государственного контроля в 2012 году, по сравнению с 2011 годом увеличилось на 27,1%.
Сотрудничество с МВД предусматривает выявление и пресечение противоправной деятельности организаций и физических лиц, уклоняющихся от налогообложения. Налоговые органы при выявлении организаций, имеющих признаки фирм-однодневок, направляют соответствующие материалы в органы МВД. Следует также отметить, что начиная с 2011 года налоговые органы обязаны направлять материалы, характеризующие не исполненные в срок требования об уплате налога (сбора)*(3), не в органы МВД, а в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ.
В Следственный комитет в соответствии со ст. 170.1 УК РФ налоговые органы направляют материалы при выявлении документов, содержащих заведомо ложные данные, влекущие фальсификацию ЕГРЮЛ. Кроме того, ФНС взаимодействует с органами МВД и СК по предотвращению неправомерного возмещения сумм НДС из федерального бюджета.
Что касается взаимодействия органов ФНС с органами ПФР и ФСС в рамках подписанных соглашений, между этими службами предусматривается не только обмен данными, но и участие налоговых органов по запросам органов ПФР, ФСС в проводимых ими выездных проверках в части контроля за соблюдением плательщиками страховых взносов требований, установленных п. 2 ч. 2.1 и п. 2 ч. 2.2 ст. 57 Федерального закона N 212-ФЗ в целях применения пониженных тарифов.
Таким образом, ФНС, взаимодействуя с различными государственными службами и ведомствами, оперативно получает дополнительную информацию, необходимую для осуществления государственного контроля. ФНС выражает в докладе свою заинтересованность в установлении обязанности государственных органов (органы статистики, отраслевые департаменты администраций городов и районов и др.) по представлению налоговым органам необходимой информации о налогоплательщиках или документов.
Кадровое обеспечение государственного контроля. Обратите внимание, что штатная численность сотрудников отделов выездных, камеральных проверок и оперативного контроля на 01.01.2013 - 52 299 человек, что составляет 68% общего количества работников, осуществляющих функции контроля и надзора. Оставшаяся часть (32%) - работники, участвующие в качественном выполнении контрольных и надзорных функций (к ним относятся сотрудники отделов по досудебному аудиту, юридических отделов, отделов по урегулированию задолженности и обеспечению процедур банкротства).
Отметим, что по другую сторону налоговых взаимоотношений находится налогоплательщик, зачастую не имеющий в своей организационной структуре ни соответствующих налоговых отделов, ни узких налоговых специалистов, в том числе с юридическим образованием.
Более 55% штатной численности сотрудников налоговых органов, осуществляющих функции контроля и надзора, - это работники отделов камеральных проверок. Именно на них приходится основной объем работы по проверке налоговых деклараций, истребованию пояснений и документов в соответствии со ст. 93, 93.1 НК РФ. При этом эффективность камеральных проверок довольно низкая (см. таблицу 2). На одну камеральную проверку, проведенную в 2012 году, в среднем приходится 1,66 тыс. руб. дополнительно начисленных платежей, на одну камеральную проверку, в которой выявлены нарушения, - 30,8 тыс. руб.*(4)
Таблица 2
Вид налоговой проверки | Код строки | Количество, ед. | Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. руб. | Из графы 2 налогов | Эффективность одной проверки, тыс. руб. |
А | Б | 1 | 2 | 3 | 4 = 2 / 1 |
Камеральные проверки | 3010 | 34 918 358 | 57 927 665 | 49 564 660 | 1,66 |
Из них выявивших нарушения | 3020 | 1 878 975 | X | X | 30,8 |
Пени за несвоевременную уплату налогов, взносов, сборов и штрафные санкции по результатам проверок соблюдения банками требований, установленных ст. 46, 60, 76, 86 НК РФ | 3030 | X | 58 451 242 | X | X |
Выездные проверки организации, индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой | 3040 | 55 932 | 311 665 260 | 236 989 203 | 5 572,2 |
Из них: выявившие нарушения | 3041 | 55 411 | X | X | 5 624,6 |
Из строки 3040: проверки организаций | 3045 | 45 082 | 300 736 877 | 228 976 049 | 6 670,9 |
Из них: выявившие нарушения | 3046 | 44 666 | X | X | 6 733,0 |
Показатели эффективности налогового администрирования. В докладе отмечается, что общее количество проведенных налоговыми органами налоговых проверок в 2012 году сократилось по сравнению с 2011 годом на 20%, при этом количество камеральных налоговых проверок уменьшилось только на 4%, а выездных - на 13,7% (отчет по форме 1-контроль). Значительное сокращение количества выездных налоговых проверок объясняется тем, что налоговые органы применяют "точечный" подход к отбору объектов контроля и усиливают аналитическую составляющую.
Действительно, для составления плана выездных налоговых проверок налоговые органы проводят серьезную подготовительную аналитическую работу, позволяющую выходить на проверку организаций, заранее выявляя "зоны риска" конкретных налогоплательщиков (см. Общедоступные критерии, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок*(5)).
В докладе также отмечается, что в результате аналитической работы налоговых органов и в связи с самостоятельной оценкой рисков налогоплательщиками в 2012 году были уточнены налоговые обязательства на сумму 45,4 млрд. руб., а также уменьшены убытки на сумму 220,1 млрд. руб., что на 16,5% больше, чем в 2011 году. Таким образом, налоговые органы, не проводя в отношении налогоплательщиков выездных налоговых проверок (и, соответственно, процедур досудебного и судебного урегулирования споров), смогли существенно уточнить налоговые обязательства и, к сожалению, не в пользу налогоплательщика.
В докладе обращается внимание на рост результативности налоговых проверок.
Приведем показатели доли проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения (процент от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок):
- за первое полугодие 2011 года - 60,7%;
- за 2011 год - 62,8%;
- первое полугодие 2012 года - 60,6%;
- за 2012 год - 64,7%.
Таким образом, доля проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения, достаточно высока, и при этом прослеживается тенденция их роста.
Проанализируем данные отчета о результатах контрольной работы налоговых органов по форме 2-НК (раздел III "Сведения об организации и проведении камеральных и выездных проверок по состоянию на 01.01.2013 г.") (таблица 2 *(6)). Отметим, что на одну выездную проверку организации, которая была проведена налоговыми органами в 2012 году и в результате которой выявлены нарушения, приходится 6,7 млн. руб. дополнительно начисленных налоговыми органами платежей (включая налоговые санкции и пени). Это, конечно, не означает, что если в отношении какого-либо юридического лица проводится выездная налоговая проверка, то налоговый орган обязательно доначислит не менее 6,7 млн. руб., но данную цифру не стоит недооценивать.
Повышению эффективности выездных налоговых проверок также способствует привлечение налоговыми органами экспертов и экспертных организаций. Наличие сведений о результатах работы экспертов позволяют сформировать качественную доказательную базу выявляемых налоговыми органами нарушений налогового законодательства. Если в 2011 году эксперты привлекались в каждой 19-й комплексной выездной налоговой проверке, то в 2012 году - в каждой 17-й.
Снижение количества налоговых споров позволяет ФНС направить усилия на важные направления и выработать единую правоприменительную практику по наиболее значимым вопросам (например, взыскание задолженности иностранной компании с российского агента; разумность судебных расходов; применение прежней редакции статьи о трансфертных ценах и др.).
С учетом вышесказанного при принятии решения по налогообложению в спорной ситуации налогоплательщику следует проанализировать разъяснения ФНС и Минфина, обязательные для применения налоговыми органами, опубликованные на официальном сайте ФНС, а также тенденции, складывающиеся в правоприменительной практике на момент принятия данного решения.
Методическая работа налоговых органов, направленная на предотвращение нарушений со стороны налогоплательщиков. Как отмечается в докладе, ФНС уделяет особое внимание работе по предупреждению налоговых правонарушений. В целях проведения разъяснительной работы и повышения открытости процесса налогового контроля на официальном сайте ФНС содержатся специальные публикации:
- разъяснения и официальные письма ФНС, Минфина, обязательные для применения налоговыми органами;
- контрольные соотношения для контроля заполнения деклараций;
- перечень характерных нарушений законодательства о налогах и сборах;
- способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском и др.
Отметим, что в 2012 году способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском были дополнены двумя новыми.
Одним из новых способов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском является схема получения необоснованной налоговой выгоды путем включения в хозяйственный оборот посредников (как российских, так и иностранных), деятельность которых сводится к созданию видимости осуществления реальной финансово-хозяйственной деятельности. ФНС обращает внимание налогоплательщиков, использующих в хозяйственной деятельности фиктивных посредников, что схемы получения необоснованной налоговой выгоды могут быть связаны с привлечением непроизводительных посредников, которые хоть и не являются фирмами-однодневками, однако реально не осуществляют работ и не оказывают услуг. В качестве примера ФНС приводит схему, в которой возникают отношения, связанные с формальным привлечением агентов или иных посредников, когда принципал в рамках осуществления своей основной деятельности номинально привлекает агента для выполнения определенных задач, в частности для поиска клиентов. При этом фактический поиск заказчиков, подготовка контрактов, ведение переговоров с заказчиком осуществляются должностными лицами принципала. В данном случае функция агента фактически сводится к созданию документооборота, подтверждающего фиктивные затраты на выплату агентского вознаграждения. Представленная схема приводит к получению принципалом необоснованной налоговой выгоды в виде необоснованного включения в расходы затрат по фиктивным агентским договорам и занижению налога на прибыль организаций.
Еще один способ ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском заключается в применении недобросовестными налогоплательщиками схемы получения необоснованной налоговой выгоды путем приобретения фиктивных инвестиционных инструментов. Более подробно о вышеуказанных способах можно прочитать на сайте ФНС в разделе "Главная"/"Контрольная работа"/"Налоговый контроль"/"Выездные налоговые проверки"*(7).
О планах деятельности ФНС
03.12.2012 вступило в силу Распоряжение Правительства РФ от 03.12.2012 N 2250-р "Об утверждении Плана мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования в целях противодействия уклонению от уплаты налогов". Планом предусматривается совместная разработка руководителями федеральных органов исполнительной власти, в том числе ФНС, проектов федеральных законов с указанием конкретных сроков их внесения в Правительство РФ (с декабря 2012 года по IV квартал 2013 года). В плане мероприятий предусматривается разработка законопроектов по следующим направлениям:
- развитие информационного обмена между налоговыми органами и банками в отношении сведений о счетах, вкладах (депозитах) организаций и физических лиц;
- предоставление налоговым органам права истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности лиц, с участием (при посредничестве) которых проверяемым налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) совершается сделка (совокупность сделок) по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг);
- размещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте ФНС и в средствах массовой информации перечня налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов, банков), которые не исполнили в течение двух месяцев со дня истечения сроков исполнения направленных им требований об уплате (перечислении) налогов (сборов, пеней, штрафов и процентов) в полном объеме обязанность по уплате (перечислению) сумм налогов (сборов, пеней, штрафов и процентов);
- подготовка предложений, направленных на противодействие избежанию налогообложения с использованием "оффшорных" юрисдикций, включая определение в законодательстве понятий "налоговый резидент - организация", "фактический получатель дохода". Определение порядка налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний (IV квартал 2013 года);
- совершенствование порядка применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (II квартал 2013 года) и др.
Следует отметить, что в целях повышения эффективности государственного контроля большие надежды ФНС возлагает на законопроект N 196666-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям", который 22.02.2013 был принят Госдумой в первом чтении.
Кроме этого, ФНС, ссылаясь на несовершенство действующего налогового, валютного законодательства и законодательства в сфере регистрации юридических лиц, а также на отсутствие у налоговых органов инструментов налогового контроля, имеющихся у налоговых органов зарубежных стран, направила в Минфин предложения по внесению изменений в действующее законодательство. Выделим некоторые из этих предложений:
- получение возможности выхода к налогоплательщику при проведении камеральной проверки;
- проведение оперативно-разыскных мероприятий;
- обеспечение удаленного доступа "онлайн" к банковским счетам налогоплательщика;
- обеспечение в ходе проверок доступа к электронным базам данных бухгалтерии налогоплательщика и др.
С учетом вышесказанного в целях исполнения бюджета в части доходных налоговых поступлений, скорее всего, ФНС будут предоставлены дополнительные инструменты для осуществления эффективного государственного контроля. В связи с этим налогоплательщикам следует повышать уровень квалификации налоговых специалистов, постоянно осуществлять мониторинг правоприменительной практики и разъяснений ведомств.
С.А. Плотников,
эксперт журнала "Налоговая проверка"
"Налоговая проверка", N 3, май-июнь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отчет по форме 1-НМ "О начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей, задолженности по налогам, пеням и налоговым санкциям; налоговой базе и структуре начислений по отдельным видам налогов и сборов" (http:// www.nalog.ru/nal_statistik/forms_stat/).
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(3) Требования об уплате налога (сбора) направляются налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, если он не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки согласно п. 3 ст. 32 НК РФ.
*(4) Показатель рассчитан на основании данных, содержащихся в отчете по форме 2-НК, по состоянию на 01.01.2013 (http://www.nalog.ru/nal_statistik/nadzor_stat/nalcont_ sved/form2nk/4050300/).
*(5) Приложение 2 к Приказу ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
*(6) Данные приведены по состоянию на 02.04.2013.
*(7) http://www.nalog.ru/kontr_func/nal_kont/viezd_prov/prov_concept/4022204/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"