Правила и рекомендации ведения личных дел
Законодательное регулирование ведения личных дел в организациях различных организационно-правовых форм в настоящее время отсутствует. Исключение составляют федеральные органы исполнительной власти, которым закон предписал обязательное ведение личных дел, определил состав документов и порядок их расположения в личном деле государственных гражданских служащих, о чем будет сказано ниже.
Специалистов кадровых служб интересуют пять вопросов, касающихся личных дел:
- обязательно ли вести личные дела;
- на какие категории работников их заводить;
- какие документы помещать в личное дело;
- в какой последовательности располагать документы в личном деле;
- как передавать личное дело на архивное хранение.
Это надо знать. Личное дело - это совокупность документов, содержащих полные сведения о работнике и его трудовой деятельности.
Отсутствие правовой базы по ведению личных дел привело к тому, что руководство негосударственных и бюджетных организаций самостоятельно решает, необходимо ли вести личные дела, а также на работников каких категорий их заводить. Необходимость ведения дел может быть зафиксирована или в Правилах внутреннего трудового распорядка, или в Инструкции по кадровому делопроизводству, или в приказе руководителя организации.
Есть компании, в которых личные дела не ведут. Поскольку личное дело необходимо руководству и специалистам кадровых служб как справочник о трудовой деятельности конкретного работника, личной карточки формы Т-2, которая в обязательном порядке заводится на каждого сотрудника.
Руководство организации может принять решение о ведении личных дел на всех работников, должности которых включены в штатное расписание, - от уборщика служебных помещений до генерального директора. Наиболее оптимальным представляется ведение личных дел на работников трех категорий: руководящий состав, специалисты, материально-ответственные лица.
Состав документов, помещаемых в личное дело, также носит рекомендательный характер. Есть правило о порядке расположения документов в личном деле: "документы в личных делах располагаются в хронологическом порядке по мере их поступления"*(1).
Практикой выработаны некоторые требования к личным делам работников.
Личное дело оформляется кадровой службой после издания приказа о приеме на работу и ведется по каждому принятому сотруднику до его увольнения. Оно ведется в одном экземпляре и представляет собой папку-скоросшиватель, куда в хронологической последовательности помещаются документы.
Документы в деле следует располагать в следующей последовательности:
- внутренняя опись документов дела;
- дополнение к личному листку по учету кадров;
- личный листок по учету кадров;
- автобиография;
- копии документов об образовании;
- копия документа (или выписка из него) об утверждении в должности (в случаях, предусмотренных законодательством);
- характеристика;
- трудовой договор;
- копия приказа о приеме на работу;
- копии приказов о переводах, поощрениях.
Если личное дело заводится на определенную категорию работников, в него помещают документы, фиксирующие особенности их трудовой деятельности. Например:
- выписка из собрания трудового коллектива (если руководитель избирается трудовым коллективом) или решение совета директоров, решение общего собрания акционеров;
- списки научных трудов и изобретений, выписки из протоколов заседаний ученого совета учебного заведения при избрании на должность, присвоении званий и т.д. (для научных и научно-педагогических работников, замещающих должности на конкурсной основе).
Далее в хронологической последовательности помещают копии документов:
- подтверждающих изменение биографических данных работника (документы органов ЗАГС, дипломов и др.);
- отражающих профессиональные качества работника (характеристики, аттестационные листы, отзывы и др.).
Специалист кадровой службы, ответственный за ведение личных дел, обязан своевременно вносить копии документов об изменении в служебном положении или биографических данных работника. Основанием внесения изменений и дополнений в личное дело служат:
- приказы руководителя организации - о служебном положении;
- документы учебных заведений (дипломы, удостоверения, свидетельства, аттестаты) - об образовании;
- документы органов ЗАГС - об изменении фамилии, имени, отчества, даты рождения.
Корректировать со слов работника записи в документах, помещенных в личное дело, нельзя.
Последний документ, помещаемый в личное дело, - копия приказа о прекращении трудового договора (увольнении).
На копиях приказов по личному составу (о приеме, переводе, поощрении, увольнении) ставят заверительную надпись, в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 *(2) (см. пример 1).
Пример 1
Верно | ||
Менеджер по кадрам | Соломина | О.К. Соломина |
11.02.2013 |
Заверительная надпись придает копии документа юридическую силу. Заверенные копии документов могут удостоверяться печатью кадровой службы или печатью организации. В личное дело не рекомендуется помещать документы, хранящиеся до 10 лет (справки о состоянии здоровья, с места жительства, о предоставлении учебного отпуска и др.).
Личное дело на каждого работника формируется в отдельной папке-скоросшивателе. Оформление ее обложки включает:
- наименование организации;
- номер дела;
- фамилию, имя, отчество сотрудника;
- дату приема на работу (дата, проставленная в приказе о приеме на работу);
- дату окончания личного дела (дата увольнения);
- количество листов (проставляется при обработке дела для сдачи в архив);
- срок хранения дела.
Важно знать сроки хранения личных дел. Постоянно хранятся личные дела руководителей организаций; членов руководящих, исполнительных, контрольных органов организации; членов (депутатов) представительных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; работников, имеющих государственные и иные звания, премии, награды, степени. Срок хранения личных дел всех остальных работников, включая государственных, гражданских и муниципальных служащих, - 75 лет.*(3) Это срок хранения личного дела в архиве организации, куда передаются дела уволенных работников.
В кадровой службе ведется журнал учета личных дел. Он включает шесть граф, куда записывают порядковый номер личного дела, фамилию, имя, отчество работника, его табельный номер, должность и структурное подразделение (см. пример 2).
Пример 2
Журнал учета личных дел
N п/п | Фамилия, имя, отчество | Табельный номер | Дата поступления на работу | Структурное подразделение | Должность (профессия) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Порядковый номер личного дела в журнале учета указывается на лицевой стороне обложки личного дела и на личной карточке формы Т-2.
Ежегодно в кадровой службе проводят проверку наличия и состояния личных дел. Факт проверки фиксируется в дополнении к личному листку по учету кадров. Внизу оборотной стороны листа предусмотрен реквизит "отметки о проведении проверок наличия и состояния личных дел", где пишут "личное дело проверено", указывают дату проверки, должность и подпись работника, ее проводившего. В случае выявления недостатков в оформлении и ведении личных дел составляют акт. Результаты проверки доводятся до руководителя организации.
Личные дела хранятся в сейфах или в специальных запирающихся шкафах. Располагают их в алфавитном порядке (в небольших организациях) или по порядку номеров. При переходе работника в другую организацию личное дело остается на прежнем месте, за работником оно не передается.
Личное дело может быть выдано во временное пользование по запросу государственных органов с разрешения руководителя организации. На выданное дело заводят карточку-заместитель. На ней указывают: когда, куда и кому выдано личное дело. Лица, получившие личное дело, расписываются в карточке-заместителе. При возвращении дела в ней проставляют дату возврата. Карточку-заместитель вкладывают в дело. Если из личного дела изымают отдельный документ (документы), на его место помещают справку, подписанную работником, ответственным за ведение кадрового делопроизводства. В справке указывают, с какой целью, на каком документальном основании изъят документ из личного дела и кому передан. В документы дела, выданные во временное пользование, запрещено вносить исправления, новые записи, также запрещено заменять документы, разглашать содержащиеся в них сведения.
Личные дела относятся к делам строгой отчетности, их нельзя выдавать работникам, на которых они заведены. Обычно перечень лиц, имеющих право просматривать личные дела, дается в Положении о защите персональных данных работника.
Хранят личные дела в кадровой службе. Ответственность за их хранение возлагается на руководителя организации и руководителя кадровой службы. В кадровой службе хранятся только личные дела работающих сотрудников. При увольнении в личное дело помещают заявление работника об увольнении и приказ о прекращении трудового договора (увольнении).
Личные дела работающих хранятся в кадровой службе. Дела уволенных сотрудников передаются из кадровой службы в архив организации. Если архива нет, личные дела уволенных работников оформляют в соответствии с установленными правилами и переставляют на полку, отведенную для хранения личных дел уволенных.
Оформляется личное дело уволенного работника при передаче в архив организации следующим образом. Первый документ, помещаемый в личное дело, - внутренняя опись документов, помещенных в личное дело. Она содержит сведения о наименовании, количестве и нумерации листов, порядковых номерах документов дела, их индексах. Листы внутренней описи нумеруются отдельно от листов документов, включенных в дело.
Внутренняя опись подписывается ее составителем. Подпись включает наименование должности составителя в соответствии со штатным расписанием, личную подпись, ее расшифровку с инициалами имени и отчества, которые проставляются перед фамилией. Обязательно указывается дата составления описи (см. пример 3).
Пример 3
Форма внутренней описи документов дела
Внутренняя опись
документов дела N _____
N п/п | Индекс документа | Дата документа | Заголовок документа | Номера листов дела | Примечание | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Итого документов
--------------------------------------------
(цифрами и прописью)
Количество листов внутренней описи
---------------------------
(цифрами и прописью)
Наименование должности лица, Подпись Расшифровка подписи
составившего внутреннюю опись
документов дела
Дата
В конце дела помещают лист-заверитель. Он составляется с целью учета количества листов в деле и особенностей их нумерации. Лист-заверитель имеет форму, установленную "Основными правилами работы архивов организаций" (см. пример 4).
Пример 4
Лист-заверитель дела N __________
в деле подшито (вложено) и пронумеровано листа(ов)
----------------------
(цифрами и прописью)
в том числе: литерные листы ;
--------------------------------------------
пропущенные номера
-----------------------------------------------------
+ листов внутренней описи
----------------------------------------------
Особенности физического состояния и формирования дела | Номера листов |
1 | 2 |
Наименование должности лица, Подпись Расшифровка подписи
составившего заверительную надпись
Дата
Лист-заверитель составляется на отдельном листе, который помещается за последним документом дела. Запрещается выносить заверительную надпись на обложку дела или чистую оборотную сторону последнего листа документа. Если забыли подшить в дело лист-заверитель, его разрешается приклеить на внутреннюю сторону обложки дела.
Количество листов указывается цифрами и прописью, причем сначала пишут количество листов дела, затем ставят знак "+" и количество листов внутренней описи.
Если есть особенности в нумерации листов, они обязательно описываются в заверительной надписи. Это могут быть:
- литерные и пропущенные номера;
- наклеенные листы (если их нет, ставится прочерк);
- номера конвертов с вложенными документами и количество вложенных в них листов.
Заверительная надпись подписывается сотрудником, который ее составлял.
В тех случаях, когда в оформленное дело вносят какие-либо изменения (в состав или состояние дела, в случае повреждения, замены подлинных документов копиями и т.д.), составляется акт, изменения вносят в лист-заверитель со ссылкой на акт.
Практика кадрового делопроизводства использует объединение небольших по объему личных дел уволенных сотрудников в одно дело. Главное условие - дело не должно превышать 250 листов. Отдельные личные дела сшиваются вместе по году увольнения, располагаются в алфавитном порядке и разделяются чистым листом бумаги, на котором указывается фамилия, имя, отчество уволенного работника. На документы объединенного личного дела составляется внутренняя опись, где перечисляются в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества с указанием соответствующих страниц в объединенном деле.
Порядок ведения личных дел государственных служащих более четко определен федеральным законодательством.
Личное дело государственного служащего - это основной документ учета государственных служащих, содержащий информацию обо всей его трудовой деятельности. Порядок ведения личных дел и состав документов в них определен в Указе Президента Российской Федерации от 01.06.1998 N 640*(4).
Законом установлены правила ведения личных дел для этой категории работников:
1. Личные дела ведутся на всех государственных гражданских служащих.
2. На государственного служащего заводится одно личное дело, которое передается в другую организацию в случае перевода служащего.
3. Установлен состав документов и порядок их размещения в личном деле:
а) заявление о согласии на замещение государственной должности Российской Федерации или о поступлении на федеральную государственную службу;
б) документы о прохождении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы (если гражданин принят на государственную службу по результатам конкурса) либо испытания, если таковое устанавливалось;
в) копия трудовой книжки или документа, подтверждающего прохождение военной или иной службы;
г) копии документов, подтверждающих профессиональное образование, повышение квалификации, наличие ученой степени или ученого звания, если таковые имеются;
д) копии решений о присвоении государственных наград Российской Федерации, награждении Почетной грамотой Президента РФ, об объявлении благодарности Президента РФ, присуждении почетных и специальных званий, государственных премий, если таковые имеются;
е) медицинское заключение установленной формы;
ж) сведения, сообщенные гражданином о себе при назначении на государственную должность Российской Федерации или поступлении на федеральную государственную службу, по форме, установленной Президентом Российской Федерации;
з) копии решений о назначении лица на государственную должность Российской Федерации или государственную должность федеральной государственной службы, об освобождении лица от замещаемой должности, а также о переводе лица на другую должность;
и) сведения о доходах лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности;
к) справки о соблюдении гражданином ограничений, связанных с замещением государственной должности Российской Федерации или государственной должности федеральной государственной службы;
л) информация о начале проверки достоверности и полноты сведений, представленных гражданином при назначении на государственную должность Российской Федерации или поступлении на федеральную государственную службу, а также проверки сведений о соблюдении лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность федеральной государственной службы, установленных законодательством Российской Федерации ограничений, сообщенная ему под расписку;
м) первичные документы и справка подразделения федерального государственного органа, организующего проверку, о результатах проверки достоверности и полноты сведений, представленных гражданином при назначении на государственную должность Российской Федерации или поступлении на федеральную государственную службу, а также сведений о соблюдении лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность федеральной государственной службы, установленных законодательством Российской Федерации ограничений;
н) документы, связанные с оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по государственной должности Российской Федерации или государственной должности федеральной государственной службы связано с использованием таких сведений;
о) информация о предоставлении сведений о доходах лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, общероссийским средствам массовой информации по их обращениям;
п) данные об ознакомлении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность федеральной государственной службы, с документами его личного дела;
р) аттестационный лист федерального государственного служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв на него;
с) копии решений о присвоении лицу квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), воинского или специального звания;
т) копии решений о поощрении федерального государственного служащего, а также копии решений о наложении на него дисциплинарного взыскания до его снятия или отмены.
Ведение нескольких личных дел на одного государственного служащего не допускается.
Государственным служащим предписано не реже одного раза в год знакомиться с документами их личных дел. Если после ознакомления с документами своего личного дела государственный служащий хочет дать пояснение, он дает его в письменном виде, которое помещается в личное дело.
Личные дела лиц, освобожденных от замещения государственных должностей федеральной государственной службы в связи с прекращением ими федеральной государственной службы, хранятся кадровыми службами соответствующих федеральных государственных органов в течение 10 лет со дня освобождения от должности, после чего передаются в архив.
Подводя итоги рассмотрения правил и рекомендаций по ведению личных дел, можно сделать ряд выводов:
1. Ведение личных дел в негосударственных организациях основано на нормах "обычного права", т.е. на традициях и обычаях. Правовая база закрепляет лишь порядок передачи личных дел в архив организации.
2. Личные дела государственных гражданских служащих ведутся по правилам, закрепленным законодательством РФ.
3. Основные различия между ними состоят в том, что личные дела ведутся в обязательном порядке на всех государственных гражданских служащих; личные дела государственных гражданских служащих передаются вслед за ними в случае их перевода или перехода в другую организацию.
Л. Вялова,
доцент РГГУ, к.и.н., Москва
"Кадровик.ру", N 4, апрель 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Основные правила работы архивов организаций. М., 2002. П. 3.5.5.
*(2) ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. П. 3.26.
*(3) Перечень типовых управленческих документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения. М., 2010. П.п. а, б ст. 656.
*(4) Указ Президента Российской Федерации от 01.06.1998 N 640 "О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы" в ред. Указов Президента РФ от 31.05.99 N 680, от 23.10.2008 N 1517, пп. 6-10.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик.ру"
Издатель: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Институт профессионального развития Национального союза кадровиков"