Организация 15.02.2013 предоставила в ПФР индивидуальные сведения за IV квартал 2012 года на 75 работников, в то время как согласно кадровым документам сведения должны были быть предоставлены на 84 работника. Организация самостоятельно выявила свою ошибку до того момента, когда об этом стало известно ПФР, и на дату составления акта "О привлечении к ответственности за непредоставление в установленные сроки индивидуальных сведений в соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ" у организации отсутствовала недоимка по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Тем не менее ПФР привлек организацию к ответственности в соответствии с частью 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредоставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного страхования.
Правомерно ли в данной ситуации привлечение организации к ответственности?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Привлечение организации к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, неправомерно.
Обоснование позиции:
Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) предусмотрено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы) индивидуальные сведения, а также сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, в соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающейся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд РФ.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.
Обращаем внимание, что непредставление сведений в установленные сроки и представление неполных и (или) недостоверных сведений образуют два самостоятельных состава правонарушения (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.10.2011 N Ф08-6301/11 по делу N А32-3357/2011).
Иными словами, каждое из указанных выше нарушений может привести к привлечению страхователя органами ПФР к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Как следует из вопроса, в рассматриваемой ситуации Вашей организации вменяется несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за IV квартал 2012 года.
Между тем сведения представлены организацией 15.02.2013. При этом в отчетности не были отражены данные по отдельным работникам.
То есть сведения представлены в установленный срок, но не в полном объеме.
Представление неполных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, образует другой состав правонарушения (п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79). Однако в рассматриваемой ситуации страхователь к ответственности за такое правонарушение не привлечен.
Обращаем внимание, что суды в подобного рода ситуациях (при неправильной квалификации правонарушения) выносят решение в пользу страхователя, указывая на то, что в действиях организации отсутствует состав правонарушения в виде непредставления в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Соответственно, при таких обстоятельствах у органов ПФР отсутствуют правовые основания для привлечения страхователя к ответственности по ст. 17 Закона N 27-ФЗ (смотрите, например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2013 N 14АП-10501/12, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.10.2011 N Ф08-6301/11 по делу N А32-3357/2011).
Кроме того, суды не находят наличия в действиях страхователя состава правонарушения, предусмотренного ст. 17 Закона N 27-ФЗ, и в случаях самостоятельного выявления страхователем ошибки и представления достоверных сведений по персонифицированному учету (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.12.2011 N Ф04-6855/11 по делу N А27-6335/2011).
Напомним, что и ПФР в своих разъяснениях, представленных в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, также обращал внимание страхователей, что финансовые санкции могут не применяться:
- в случае самостоятельного выявления страхователем ошибки;
- а также при исправлении страхователем ошибок, обнаруженных территориальным органом ПФР, в двухнедельный срок.
При этом любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
В связи с изложенным, на наш взгляд, привлечение организации к ответственности в рассматриваемой ситуации за непредставление в установленные сроки сведений согласно ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ неправомерно.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дроздова Анжелика
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
27 мая 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.