Унитарные предприятия: особенности ведения бухгалтерского учета
Завершая разговор об унитарных предприятиях, начатый в предыдущих номерах журнала, обратим внимание на специфические проблемы ведения бухгалтерского учета.
Причина всех проблем
Причиной большинства учетных сложностей является статус ГУП и МУП.
С одной стороны, они признаются коммерческими организациями и руководствуются общими правилами ведения бухгалтерского учета, в частности, исполняют требования Закона о бухгалтерском учете*(1), Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ*(2) и действовавших по состоянию на 31.12.2012 ПБУ вплоть до появления федеральных и отраслевых стандартов (см. Информацию Минфина РФ N ПЗ-10/2012*(3)).
С другой стороны, учредителями унитарных предприятий являются не физические или юридические лица, а Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности соответствующему учредителю. Унитарное предприятие имеет лишь право хозяйственного ведения или оперативного управления им. Причем это касается не только имущества, непосредственно полученного от учредителя, но и имущества, которое унитарное предприятие приобретает в ходе своей деятельности в рамках заключаемых договоров или по иным основаниям или создает само (плоды, продукция и т.д.), оно тоже поступает в хозяйственное ведение или оперативное управление унитарного предприятия (п. 2 ст. 299 ГК РФ). Это, конечно же, порождает вопросы о порядке его учета.
Немаловажен и тот факт, что имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Это тоже отличает ГУП и МУП от ООО, ОАО и ЗАО, а соответственно, приводит к возникновению специфических вопросов.
Имущество - чужое, но свое...
Согласно ст. 299 ГК РФ и ст. 11 Закона об унитарных предприятиях*(4) право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления собственником этого имущества, по общему правилу возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию. Именно унитарное предприятие должно принять данное имущество на баланс, и наличие права собственности на него значения не имеет. Так, согласно п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"*(5) в числе четырех условий, одновременное соблюдение которых является обязательным для принятия организацией актива к учету в качестве ОС, о праве собственности на объект вообще не упоминается. Главное, чтобы организация не предполагала перепродажу данного объекта (в противном случае это уже не ОС, а товар), чтобы он был способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, чтобы объект был предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование и это использование носило длительный характер (в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев).
Соответственно, и в п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС*(6) объекты, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление), упоминаются в качестве одной из разновидностей ОС при их классификации в зависимости от имеющихся у организации прав на них. А в п. 49 того же документа уточняется, что стоимость объектов ОС, находящихся в организации как на праве собственности, так и на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, погашается посредством начисления амортизации.
Таким образом, унитарные предприятия принимают к учету полученные от учредителя или приобретаемые в ходе своей деятельности объекты ОС с использованием счетов 08 "Вложения во внеоборотные активы" и 01 "Основные средства", а также начисляют по ним амортизацию, задействуя при этом счет 02 "Амортизация основных средств", в общем порядке. Безусловно, они вправе установить в своей учетной политике лимит стоимости объектов, признаваемых в качестве основных средств (максимально допустимое значение - 40 000 руб. за единицу), и тогда объекты, стоимость которых не превышает данного лимита, будут учитываться в составе материально-производственных запасов (на счетах 10 "Материалы", 41 "Товары"). Однако в целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации нужно будет организовать надлежащий контроль за их движением. На практике для этого можно использовать либо специально вводимый в рабочий план счетов забалансовый счет, либо отдельные книги, журналы или ведомости.
В ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов"*(7) имущество, находящееся у организации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, также не упоминается. Но и о том, что учитываемое организацией имущество должно принадлежать ей на праве собственности, тоже не говорится.
Получение имущества от учредителя (собственника) при формировании и увеличении уставного фонда
В настоящее время только Инструкция по применению Плана счетов*(8) содержит специфику отражения некоторых хозяйственных операций в учете унитарных предприятий. Это касается, прежде всего, операций, связанных с получением имущества от учредителя (собственника).
В инструкции уточняется, что унитарные предприятия для учета всех видов расчетов с уполномоченными на их создание государственными органами и органами местного самоуправления должны применять счет 75 "Расчеты с учредителями". В частности, при отражении расчетов с данным органом по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (при создании предприятия, пополнении его оборотных средств, изъятии имущества), должен использоваться первый субсчет, который по общему правилу называется "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал", но в унитарных предприятиях должен именоваться "Расчеты по выделенному имуществу". В целом же учетные записи по данному субсчету производятся в стандартном порядке.
Соответственно, и счет 80 "Уставный капитал" применительно к унитарным предприятиям логичнее именовать "Уставный фонд" (см. п. 67 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ), хотя прямого указания о подобном переименовании данного счета при формировании рабочего плана счетов и учетной политики унитарного предприятия в нормативных актах нет. А вот в бухгалтерском балансе вне зависимости от того, какое название носил счет 80, статьи должны называться своими именами (в данном случае - "Уставный фонд").
Согласно ст. 12 Закона об унитарных предприятиях уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. В любом случае его размер определяется только в рублях.
А в п. 5 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях уточняется, что стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления при его учреждении, должна определяться в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. В свою очередь, в ст. 8 Закона об оценочной деятельности*(9) прямо закреплено, что проведение оценки является обязательным, в том числе при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы и фонды юридических лиц. А уставный фонд унитарного предприятия - это уставный фонд юридического лица, то есть данный случай как раз подпадает под действие законодательства об оценке.
Таким образом, формирование уставного фонда унитарного предприятия отражается записью по дебету счета 75-1 и кредиту счета 80.
Поступление соответствующего имущества от учредителя (собственника имущества) в счет формирования уставного фонда показывается следующим образом. Если учредитель при создании унитарного предприятия перечисляет денежные средства на расчетный счет, бухгалтер дебетует счет 51 "Расчетные счета" и кредитует счет 75-1. Если от учредителя получены материалы или товары, предназначенные для перепродажи, дебетуются счета 10 и 41 соответственно (либо, возможно, счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" в зависимости от учетной политики и выбранного варианта учета МПЗ) и кредитуется счет 75-1.
Если учредитель передает унитарному предприятию в хозяйственное ведение или оперативное управление ОС, признаваемые таковыми согласно его учетной политике (включая положения о лимите стоимости), дебетуется счет 08 и кредитуется все тот же счет 75-1. Далее на счете 08 собирают затраты, которые унитарное предприятие несет за свой счет в связи с получением данных объектов ОС (например, если получено оборудование, которое необходимо смонтировать). И после этого объект вводится в эксплуатацию по первоначальной стоимости записью по дебету счета 01 и кредиту счета 08.
Как разъяснялось в Письме Минфина РФ от 05.10.2011 N 07-02-06/185 (причем именно применительно к унитарным предприятиям), исходя из требований ПБУ 6/01, начисление амортизационных отчислений по объекту ОС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его списания. При этом данным ПБУ не предусмотрено отражение в бухгалтерском учете организации, принимающей объект ОС, сумм амортизации, начисленных предыдущими владельцами такого объекта.
И хотя смены собственника в данном случае не происходит (учредителя унитарного предприятия нельзя называть предыдущим владельцем), унитарное предприятие принимает ОС, полученные от учредителя (собственника имущества), на счет 08 по подтвержденной оценщиком рыночной стоимости (исходя из которой определялся размер уставного фонда). Именно эта величина фигурирует в дальнейших расчетах при определении первоначальной стоимости данного объекта (к ней прибавляют понесенные предприятием расходы на доставку, монтаж, уплату государственных пошлин и другие расходы, необходимые для доведения объекта до состояния, в котором он пригоден к эксплуатации). Сформированная таким образом первоначальная стоимость объекта является исходной величиной для начисления унитарным предприятием амортизации по этому объекту.
Точно такими же записями, в том числе по счету 80, необходимо отражать операции по увеличению уставного фонда унитарного предприятия за счет дополнительно передаваемого собственником имущества. Если же уставный фонд увеличивают за счет доходов, полученных в результате деятельности унитарного предприятия, то есть за счет его нераспределенной прибыли, составляется запись по дебету счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и кредиту счета 80.
Однако нужно иметь в виду, что в любом случае согласно п. 3 ст. 14 Закона об унитарных предприятиях решение об увеличении уставного фонда государственного или муниципального унитарного предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год. Одновременно принимается решение о внесении в устав предприятия изменений и подаются документы для государственной регистрации данных изменений. Только после такой регистрации бухгалтер может отражать в учете изменение уставного фонда и поступление соответствующего имущества (либо соответствующее уменьшение нераспределенной прибыли).
Получение имущества от собственника без увеличения уставного фонда
Именно подчеркнутый выше факт (требование о наличии утвержденной годовой отчетности за предыдущий финансовый год для осуществления процедуры увеличения уставного фонда унитарного предприятия), а также дополнительное условие той же статьи о том, что размер уставного фонда с учетом размера резервного фонда унитарного предприятия не может превышать стоимости чистых активов такого предприятия, на практике чаще всего становятся причиной того, что передача имущества осуществляется собственником без увеличения уставного фонда (к примеру, если передать имущество необходимо в I квартале текущего года, когда отчетность за предыдущий год еще не составлена и тем более не утверждена, или если величина чистых активов, к сожалению, очень низка, а предприятие нуждается в дополнительном имуществе, которое планирует передать собственник).
Законодательство не запрещает совершить такую операцию. Однако именно ее сложнее всего правильно отразить в бухгалтерском учете, ведь даже финансисты несколько раз меняли свою позицию по этому вопросу.
Началось все еще в 2002-2003 годах, когда чиновники разъяснили вопрос об особенностях учета подобных операций в рамках начавшейся складываться в то время практики применения нынешнего Плана счетов, который стал обязательным для всех с 01.01.2002.
До этого, согласно применявшемуся ранее плану счетов и п. 28 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС (утверждены Приказом Минфина РФ от 20.07.1998 N 33н, не применяются с 01.01.2004), при получении объектов ОС в хозяйственное ведение или оперативное управление от государственного или муниципального органа, если такая передача не была связана с формированием или увеличением уставного фонда унитарного предприятия, бухгалтеру предписывалось задействовать счет учета добавочного капитала.
Однако после появления нового Плана счетов финансисты несколько раз озвучили измененную позицию по этому вопросу. В письмах от 21.08.2003 N 16-00-22/11, от 05.08.2003 N 16-00-14/247, от 28.03.2002 N 04-02-06/3/21 они заявляли, что вместо счета учета добавочного капитала в подобной ситуации следует кредитовать счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". В поддержку своей позиции чиновники указывали на изменение экономического содержания счета 83 "Добавочный капитал" в рамках нового нормативного документа - на то, что этот счет не должен применяться для отражения вложений материального характера в организациях. Также они поясняли, что упомянутый выше п. 28 старой методички по учету ОС больше не должен применяться.
Однако в 2011 году специалисты финансового ведомства вновь стали выступать за применение счета 83 "Добавочный капитал". Так, в Письме от 09.06.2011 N 074-02-06/104 Минфин, разъясняя вопрос об отражении в целях бухучета имущества ФГУП, полученного от собственника в хозяйственное ведение без увеличения уставного фонда, со ссылкой на ныне действующую Инструкцию по применению Плана счетов (кстати, на ту же самую, на основе которой в 2002-2003 годах он рассуждал о невозможности применения счета 83 и необходимости использования счета 84) прямым текстом указал, что оприходование такого имущества должно отражаться по дебету счетов учета имущества и кредиту счета учета добавочного капитала. То есть фактически предлагалось вообще миновать счет 75 и составить прямую проводку: Дебет 10, 41, 08, 51... Кредит 83.
В том же письме было пояснено, почему в такой ситуации не следует применять счет 98 "Доходы будущих периодов". Финансисты напомнили, что исходя из ПБУ 9/99 "Доходы организации"*(10) увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) от собственника в хозяйственное ведение без увеличения уставного фонда не является доходом государственного унитарного предприятия и в связи с этим не может признаваться доходом будущих периодов.
Последовательно придерживаясь своей новой (хорошо забытой старой) позиции, в очередных ежегодных рекомендациях по аудиту годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год, направленных Письмом Минфина РФ от 27.01.2012 N 07-02-18/01, специалисты ведомства вновь повторили те же мысли, а далее сделали еще один важный, но и по сей день спорный вывод о том, что унитарные предприятия не должны применять ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи"*(11) в отношении сумм бюджетных средств, полученных на финансирование мероприятий по созданию (приобретению) имущества, которое впоследствии будет передано в хозяйственное ведение этому предприятию.
Бюджетные инвестиции: нужно ли применять ПБУ 13/2000?
Этот вопрос заслуживает отдельного внимания, ведь на практике получение унитарными предприятиями бюджетных инвестиций не такая уж и редкость, а источником таких инвестиций обычно являются именно собственники имущества унитарных предприятий. То есть получается, что бюджетные средства унитарное предприятие получает от своего же учредителя.
Так, согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 28.12.2012 N 1456 "О порядке осуществления в 2013 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации" органы власти, осуществляющие функции и полномочия собственника имущества в отношении ФГУП, осуществлявших бюджетные инвестиции в объекты за счет средств, перечисленных из федерального бюджета на их расчетные счета, открытые в кредитных организациях, вправе принять решение об осуществлении в 2013 году бюджетных инвестиций за счет средств, перечисляемых из федерального бюджета на расчетные счета предприятий (при выполнении определенных условий).
Особенности реализации таких капитальных вложений прокомментированы в Письме Минфина РФ N 02-14-05/5145, Казначейства РФ N 42-7.4-05/5.1-114 от 22.02.2013. В нем приводится перечень действующих нормативных актов, регламентирующих данный вопрос, и разъясняются многие нюансы, но в основном речь идет о государственных и муниципальных учреждениях, включая специфику применения ими КОСГУ и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета. Более того, для таких учреждений чиновники даже привели развернутую схему бухгалтерских записей (проводок). А вот об унитарных предприятиях в этом письме сказано очень мало. По сути, в отношении ФГУП, осуществляющих в 2013 году капитальные вложения за счет бюджетных инвестиций, уточнены два момента.
Первый момент касается случаев, когда в текущем году ФГУП продолжает осуществлять капитальные вложения в объект, бюджетные инвестиции в который до 1 января 2013 года осуществлялись на основании государственного контракта (договора), заключенного организацией как получателем бюджетных средств. В такой ситуации в 2013 году должно быть заключено соглашение о предоставлении субсидии, в котором отражается сумма субсидии, подлежащей предоставлению, с указанием общей суммы по государственному контракту, заключенному в целях реализации бюджетных инвестиций, а также справочно объемов лимитов бюджетных обязательств, использованных на оплату обязательств по данному государственному контракту (договору) в предыдущие годы, в том числе на выплату аванса. В такой ситуации ФГУП должно принять решение об увеличении уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, на стоимость завершенного объекта строительства после завершения строительства (реконструкции, технического перевооружения) объекта капитального строительства либо после приобретения объекта в государственную собственность РФ.
Второе разъяснение касается ситуаций, когда средства из федерального бюджета в рамках предоставления бюджетных инвестиций унитарному предприятию перечисляются на расчетные счета ФГУП, открытые ему в кредитных организациях. В таком случае ФГУП, осуществляющее в 2013 году капитальные вложения через расчетные счета, должно принять решение об увеличении уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, на размер средств, перечисленных из федерального бюджета на расчетный счет данного предприятия, в 10-дневный срок после представления предприятием утвержденного годового бухгалтерского отчета за 2013 год.
А вот вопросы бухгалтерского учета унитарными предприятиями полученных бюджетных инвестиций в данном письме не затрагиваются. Уделим им немного внимания. Что касается чиновников, то на протяжении многих лет они последовательно разъясняют (письма Минфина РФ от 05.06.2007 N 07-05-06/150, от 12.03.2012 N 07-02-06/50), что при отражении в учете унитарного предприятия сумм бюджетных средств, полученных на финансирование мероприятий по созданию (приобретению) имущества, которое впоследствии будет передано ему в хозяйственное ведение, или на реконструкцию и техническое перевооружение объектов, находящихся в хозяйственном ведении ФГУП, не следует применять ПБУ 13/2000.
Финансисты сообщают, что в самом начале ПБУ 13/2000 упоминается, что его нельзя применять в отношении экономической выгоды, связанной, в частности, с участием Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц. Из этого делается вывод: для целей отражения в бухгалтерском учете унитарных предприятий сумм бюджетных средств, полученных на финансирование мероприятий по созданию (приобретению) имущества, которое впоследствии будет передано им в хозяйственное ведение, правила ПБУ 13/2000 применяться не могут.
В вышеупомянутом Письме от 12.03.2012 N 07-02-06/50 финансисты указывают, что предоставленные из федерального бюджета субсидии до выполнения условий целевого финансирования (например, принятия к учету оборудования) должны учитываться по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" и показываться по отдельной статье в разд. III "Капитал и резервы" бухгалтерского баланса с раскрытием информации в пояснительной записке.
Однако у указанной позиции чиновников есть один важный изъян. Дело в том, что ссылка чиновников на вышеупомянутый фрагмент из самого ПБУ 13/2000 при более пристальном рассмотрении оказывается неактуальной для унитарных предприятий. Ведь, подчеркнем, речь в данной норме идет об участии Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц. А, как уже отмечалось в начале данной статьи, согласно действующему гражданскому законодательству имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям).
Значит, во-первых, "участие" РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в качестве учредителей (собственников имущества) унитарного предприятия никак не связано с образованием уставного или складочного капитала. У унитарного предприятия вообще нет уставного капитала - у него есть уставный фонд. А об уставном фонде в ПБУ 13/2000 ничего не говорится.
Во-вторых, строго говоря, это и не "участие" вовсе. Ведь РФ, субъект РФ или муниципальное образование является единственным учредителем и одновременно собственником имущества "своего" унитарного предприятия (которое, кстати, права собственности на данное имущество вообще не получает).
Так что никаких оснований для исключения унитарных предприятий из круга лиц, на которых распространяется действие ПБУ 13/2000, по мнению автора, нет.
Другое дело, что на практике необходимо выяснять конкретные обстоятельства, чтобы установить, в какой мере бухгалтер унитарного предприятия может следовать указаниям данного нормативного документа. Ведь главная его специфика состоит в том, что он предписывает относить суммы использованных по назначению бюджетных средств (признаваемых на момент их выделения или фактического поступления целевым финансированием) на увеличение финансовых результатов организации (с использованием при определенных обстоятельствах "промежуточного" счета 98).
Однако в данном случае, исходя из ПБУ 9/99, увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) от собственника в хозяйственное ведение не является доходом государственного унитарного предприятия вне зависимости от того, увеличивается ли при этом уставный фонд.
Следовательно, если унитарное предприятие получает целевое финансирование (бюджетные инвестиции, субсидии) от своего учредителя, применять ПБУ 13/2000 и признавать эти суммы доходами действительно не следует. Если же государственная помощь поступает не от учредителя унитарного предприятия, данное ПБУ применяется в полном объеме.
Важные нюансы продажи имущества
Наконец, обратим внимание на тонкости осуществления и отражения в учете операций, связанных с продажей имущества унитарного предприятия. Хотя, собственно, порядок бухгалтерского учета в этом случае ничем не отличается от применяемого в других коммерческих организациях: необходимо задействовать счет 91 "Прочие доходы и расходы" (если только речь не идет о продаже продукции или товаров, когда используют счет 90 "Продажи") и списывать стоимость проданного имущества (в случае продажи основных средств - определять остаточную стоимость и оформлять выбытие, задействуя специальный субсчет к счету 01 "Основные средства").
Главная сложность - в обеспечении соблюдения требований законодательства относительно распоряжения имуществом унитарного предприятия. Основные принципы изложены в ст. 18 Закона об унитарных предприятиях.
Недвижимое имущество нельзя ни продать, ни сдать в аренду, ни отдать в залог, ни внести в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества без согласия собственника имущества (то есть учредителя). Причем согласно ст. 8 Закона об оценочной деятельности в таком случае необходимо прибегнуть к услугам независимого оценщика.
А вот движимым имуществом, принадлежащим унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, оно по общему правилу может распоряжаться самостоятельно. Тогда привлекать оценщика необязательно.
Однако в любом случае что движимым, что недвижимым имуществом унитарное предприятие вправе распорядиться только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом такого предприятия. Если же это требование нарушено, сделка, совершенная государственным или муниципальным предприятием, считается ничтожной.
На практике эти нормы вызывают серьезную озабоченность, прежде всего, у работников прокурорского надзора, поскольку они предоставляют лазейку для практически бесконтрольной продажи государственного и муниципального имущества по неоправданно низкой цене.
Дело в том, что, как уже отмечалось, на продажу движимого имущества унитарному предприятию не требуется даже согласия собственника, а на продажу недвижимого имущества достаточно решения собственника (а это может быть единоличное решение, к примеру, мэра города) и заключения оценщика. Проводить аукцион или конкурс и применять механизмы, предусмотренные для приватизации государственного и муниципального имущества, в рамках действующего законодательства пока не требуется. И это при том, что вообще-то в ст. 217 ГК РФ прямо сказано: имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Но далее там же уточняется, что предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются при приватизации государственного и муниципального имущества, только если законами о приватизации не предусмотрено иное. А в пп. 9 п. 2 ст. 3 Закона о приватизации*(12) как раз и сделано такое исключение. В нем уточняется, что действие этого закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Чтобы устранить данный пробел в законодательстве и ужесточить контроль за сохранностью государственного и муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление унитарным предприятиям, законодатели планируют внести соответствующие поправки в ст. 18 Закона об унитарных предприятиях. Соответствующий законопроект N 104545-6 рассматривается уже в течение некоторого времени, и он включен в примерную программу Государственной Думы на май 2013 года. Суть предлагаемых изменений состоит в том, чтобы продажа государственного и муниципального недвижимого имущества унитарным предприятием могла осуществляться только по результатам проведения открытых аукционов с соблюдением правил приватизации государственного и муниципального имущества. По мнению комитета Государственной Думы по вопросам собственности, введение аукционного порядка продажи такого имущества позволит предотвратить практику отчуждения данного имущества по заниженным ценам, например, организации, аффилированной с руководителями унитарного предприятия, и, как следствие, повысить эффективность и прозрачность использования публичного имущества и распоряжения им. Кроме того, это позволит исключить фактор, способствующий проявлениям коррупции при заключении унитарным предприятием сделок по продаже недвижимого имущества. Более того, комитет посчитал нужным порекомендовать при доработке законопроекта ко второму чтению рассмотреть возможность распространения аукционного порядка и на случаи заключения договоров залога недвижимого имущества, закрепленного за унитарными предприятиями*(13).
* * *
Ввиду того, что унитарное предприятие, с одной стороны, является коммерческой организацией, а с другой - не имеет права собственности на свое имущество, при осуществлении им деятельности и отражении фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете возникает ряд специфических проблем. В их числе - оприходование имущества, полученного от учредителя (особенно если при этом не меняется размер уставного фонда), и получение бюджетного финансирования.
Н.Н. Шишкоедова,
эксперт журнала
"Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(2) Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н.
*(3) Информация Минфина РФ N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(4) Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
*(5) Утверждено Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н.
*(6) Утверждены Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н.
*(7) Утверждено Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н.
*(8) Утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н.
*(9) Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
*(10) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н.
*(11) Утверждено Приказом Минфина РФ от 16.12.2000 N 92н.
*(12) Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
*(13) Любопытно, что некоторые властные структуры (например, Законодательное Собрание Ульяновской области) уже отказались поддерживать данный законопроект.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"