Услуги связи
В любом автономном учреждении используются средства связи. В данной статье мы рассмотрим, какими нормативными документами необходимо руководствоваться при заключении договора на оказание услуг связи, что относится к услугам связи и как правильно учитывать расходы на связь.
Порядок заключения договора на оказание услуг связи
При заключении договора на оказание услуг связи автономным учреждениям необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-Ф3), за исключением муниципальных автономных учреждений, которые в соответствии с п. 8 ст. 8 данного закона применяют его положения с 1 января 2014 года (если более ранний срок не установлен представительным органом муниципального образования).
Помимо указанного федерального закона при приобретении услуг связи нужно следовать нормам (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ):
- Конституции РФ;
- ГК РФ;
- других федеральных законов и нормативных правовых актов РФ;
- положения о закупке, утвержденного наблюдательным советом автономного учреждения.
К сведению. Положение о закупке - это документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика, который должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (п. 2 ст. 2 Федерального закона N 223-Ф3).
При закупке автономное учреждение на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещает (п. 1, 2, 5 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ):
- положение о закупке, а также изменения, вносимые в него (не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения);
- план закупки услуг на срок не менее одного года;
- информацию о закупке, в том числе извещение о закупке;
- документацию о закупке;
- проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке;
- изменения, вносимые в извещение и документацию о закупке, разъяснения такой документации;
- протоколы, составляемые в ходе закупки;
- иную информацию, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Федеральным законом N 223-Ф3 и положением о закупке.
Следует отметить, что не подлежат размещению на официальном сайте сведения о закупке, составляющие государственную тайну, при условии, что они содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства РФ в соответствии с п. 16 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ.
Кроме того, заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд. руб., заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб. (п. 15 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ).
Бухгалтерский учет расходов на связь
Исходя из положений Приказа N 171н*(1) к расходам по оплате услуг связи относятся расходы на услуги почтовой связи, фельдъегерской и специальной связи, телефонно-телеграфной, факсимильной, сотовой, пейджинговой связи, радиосвязи, услуги интернет-провайдеров и другие аналогичные расходы.
Вышеперечисленные расходы необходимо относить на подстатью 221 "Услуги связи".
В соответствии с п. 133 Инструкции N 183н*(2) операции по принятию автономным учреждением обязательств, по приобретению услуг связи отражаются в учете на основании документов, оформленных согласно условиям договоров, представленных исполнителями услуг (работ), подтверждающих исполнение услуг (работ) по дебету счетов:
- 0 109 60 221 "Затраты на услуги связи в себестоимости готовой продукции, работ, услуг";
- 0 109 70 221 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части услуг связи";
- 0 109 80 221 "Общехозяйственные расходы в части услуг связи";
- 0 109 90 221 "Издержки обращения в части услуг связи";
- 0 401 20 221 "Расходы на услуги связи".
Таким образом, расходы автономного учреждения по услугам связи могут учитываться:
- в составе затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг (прямые, накладные, общехозяйственные расходы, издержки обращения);
- в составе расходов текущего финансового года.
В большинстве случаев затраты автономного учреждения на приобретение услуг связи относятся к общехозяйственным расходам, которые согласно утвержденной учреждением учетной политике распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов - на увеличение расходов текущего финансового года (п. 135 Инструкции N 157н).
Услуги почтовой связи. Основным нормативным документом, устанавливающим правовые, организационные, экономические, финансовые основы деятельности в области почтовой связи, является Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ).
Услуги почтовой связи представляют собой действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств (ст. 2 Федерального закона N 176-ФЗ).
Оказание услуг почтовой связи осуществляется по договору оказания услуг почтовой связи, согласно которому оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или произвести почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи, в свою очередь, обязан оплатить оказанные ему услуги (ст. 16 Федерального закона N 176-ФЗ).
Документом, регулирующим взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливающим права и обязанности указанных операторов и пользователей, является Постановление Правительства РФ от 15.04.2005 N 221 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" (далее - Правила оказания услуг почтовой связи).
Согласно Приказу N 171н к услугам почтовой связи относятся:
- пересылка почтовых отправлений (включая расходы на упаковку почтового отправления);
- оплата маркированных почтовых уведомлений при пересылке отправлений с уведомлением;
- пересылка пенсий и пособий;
- пересылка почтовой корреспонденции с использованием франкировальной машины;
- приобретение почтовых марок и маркированных конвертов, маркированных почтовых бланков;
- абонентская плата за пользование почтовыми абонентскими ящиками.
Далее на примерах рассмотрим порядок отражения в учете операций, связанных с услугами почтовой связи.
Пример 1
Подотчетному лицу автономного учреждения был выдан аванс в сумме 1 500 руб.:
- 500 руб. - на отправку заказных писем;
- 1 000 руб. - на приобретение почтовых марок и маркированных конвертов.
Данные расходы произведены за счет средств субсидии на выполнение государственного задания и учитываются автономным учреждением в составе общехозяйственных расходов.
Напомним, что выдача денежных средств под отчет должна осуществляться по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления работника, содержащего назначение, размер аванса и срок, на который он выдается (п. 213 Инструкции N 157н). При ведении кассовых операций необходимо соблюдать требования Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 N 373-П.
Для обоснования расходования полученных сумм подотчетное лицо в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, должен представить в бухгалтерию авансовый отчет (ф. 0504049) с приложением к нему документов, подтверждающих произведенные расходы (контрольно-кассовый чек, квитанцию, опись вложения) (п. 216 Инструкции N 157н).
Заказные письма относятся к регистрируемым почтовым отправлениям (пп. "б" п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи). Документом, подтверждающим отправку регистрируемого почтового отправления (перевода), является квитанция, оформленная надлежащим образом работником почты (связи). Согласно п. 32 Правил оказания услуг почтовой связи в квитанции должны быть указаны вид и категория почтового отправления (почтового перевода), фамилия адресата (наименование юридического лица), наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления (почтового перевода). Квитанцию подписывает работник почты (связи), и на оборотной стороне ее ставится четкий оттиск календарного штемпеля предприятия связи (п. 86 Почтовых правил, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992).
Согласно утвержденному руководителем авансовому отчету использованные денежные средства на отправку заказных писем списываются на общехозяйственные расходы.
Почтовые марки, а также маркированные конверты относятся к денежным документам, которые необходимо хранить в кассе учреждения и учитывать на счете 201 35 000 "Денежные документы" (п. 169 Инструкции N 157н, п. 89 Инструкции N 183н).
Следует отметить, что немаркированные конверты необходимо учитывать в составе материальных запасов на счете 0 105 36 000 "Прочие материальные запасы - иное движимое имущество" (п. 30 Инструкции N 183н).
Прием в кассу и выдача из кассы почтовых марок и маркированных конвертов оформляются приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) и расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002) с надписью на них "Фондовый", которые регистрируются в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003). Отметим, что учет операций с денежными документами следует вести отдельно от операций с денежными средствами на отдельных листах кассовой книги (ф. 0310004) (п. 170 Инструкции N 157н).
Для дальнейшей пересылки почтовых отправлений почтовые марки, маркированные конверты выдаются подотчетному лицу из фондовой кассы учреждения. Их стоимость при использовании списывается на расходы учреждения (в нашем случае на общехозяйственные расходы) на основании утвержденного руководителем авансового отчета.
Согласно Инструкции N 183н операции по отправке заказных писем и приобретению почтовых марок, маркированных конвертов будут отражены в учете автономного учреждения следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Выдача из кассы учреждения денежных средств под отчет: | |||
- на отправку заказных писем | 4 208 21 000 | 4 201 34 000 | 500 |
- на приобретение почтовых марок и маркированных конвертов | 1000 | ||
Отражение расходов на отправку заказных писем | 4 109 80 221 | 4 208 21 000 | 500 |
Поступление почтовых марок, маркированных конвертов в фондовую кассу учреждения | 4 201 35 000 | 4 208 21 000 | 1000 |
Выдача из фондовой кассы учреждения почтовых марок, маркированных конвертов под отчет работнику | 4 208 21 000 | 4 201 35 000 | 1000 |
Отражение израсходованных почтовых марок, маркированных конвертов | 4 109 80 221 | 4 208 21 000 | 1000 |
Пример 2
Автономное учреждение за счет средств от приносящей доход деятельности заключило договор с отделением почтовой связи о предоставлении ему во временное пользование почтового абонентского ящика (ячейки). Абонентская плата за пользование ячейкой составляет 1333,40 руб. в месяц, в том числе НДС (18%) - 203,40 руб. Условиями договора предусмотрена предоплата в размере 100%. Автономному учреждению открыт лицевой счет в Казначействе. В соответствии с утвержденной учетной политикой учреждения данные услуги относятся к общехозяйственным расходам.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 176-ФЗ почтовый абонентский ящик - это специальный запирающийся ящик, предназначенный для получения адресатами почтовых отправлений.
Перечисление предоплаты за услуги связи в размере 100% необходимо отражать по дебету счета 0 206 21 000 "Расчеты по авансам по услугам связи", а зачет обязательств по оказанным услугам в счет перечисленной ранее предварительной оплаты - по кредиту указанного счета (п. 73, 101 Инструкции N 183н).
Таким образом, операции, связанные с предоставлением автономному учреждению на возмездной основе почтового абонентского ящика, будут отражены в учете согласно Инструкции N 183н следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечисление аванса за услуги связи в размере 100% | 2 206 21 000 |
Забалансовый счет 18 | 1333,40 |
Отражение расходов за пользование ячейкой согласно предъявленному акту приемки-передачи услуг | 2 109 80 221 | 2 302 21 000 | 1 130 |
Отражение суммы НДС согласно предъявленному счету-фактуре | 2 302 21 000 | 203,40 | |
Принятие к вычету суммы НДС | 203,40 | ||
Зачет ранее перечисленного аванса | 2 302 21 000 | 2 206 21 000 | 1333,40 |
Услуги фельдъегерской и специальной связи. Согласно ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ*(3) основной задачей фельдъегерской связи является доставка отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений органов государственной власти. Что касается специальной связи, она используется для нужд органов государственной власти, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка (ст. 16 Федерального закона N 126-ФЗ*(4)). Следует отметить, что количество автономных учреждений, которые пользуются услугами фельдъегерской и специальной связи, невелико, но Инструкцией N 183н все же предусмотрены данные виды расходов. Так, согласно ее п. 133 операции принятия автономным учреждением обязательств по приобретению услуг связи отражаются в учете следующим образом:
Дебет счетов 0 109 60 221 "Затраты на услуги связи в себестоимости готовой продукции, работ, услуг", 0 109 70 221 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части услуг связи", 0 109 80 221 "Общехозяйственные расходы в части услуг связи", 0 109 90 221 "Издержки обращения в части услуг связи", 0 401 20 221 "Расходы на услуги связи"
Кредит счета 0 302 21 000 "Расчеты по услугам связи"
Согласно Приказу N 171н*(5) к расходам по оплате услуг телефонной, телеграфной, факсимильной, сотовой, пейджинговой связи, радиосвязи, интернет-провайдеров относятся:
- абонентская и повременная плата за использование линий связи;
- плата за предоставление доступа и использование линий связи, передачу данных по каналам связи;
- плата за регистрацию сокращенного телеграфного адреса, факсов, модемов и других средств связи;
- плата за подключение и абонентское обслуживание в системе электронного документооборота, в том числе с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации;
- плата за приобретение сим-карт для мобильных телефонов, карт оплаты услуг связи;
- плата за оказание услуг по бронированию сетевых ресурсов, необходимых для осуществления присоединения к сети общего пользования;
- плата за предоставление детализированных счетов на оплату услуг связи, предусмотренное договором на оказание услуг связи;
- расходы арендатора по возмещению арендодателю стоимости услуг связи.
Отражение в учете принятых автономным учреждением обязательств по приобретению вышеуказанных услуг связи осуществляется на основании документов, подтверждающих оказание услуг связи, которые впоследствии списываются на затраты учреждения.
Основными нормативными документами, регулирующими отношения между пользователем услуг телефонной, телеграфной, факсимильной, сотовой, пейджинговой связи, радиосвязи, интернет-провайдеров и оператором связи являются:
- Постановление Правительства РФ от 18.05.2005 N 310 "Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи" (далее - Правила оказания услуг телефонной связи);
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2005 N 222 "Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи";
- Постановление Правительства РФ от 25.05.2005 N 328 "Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи" (далее - Правила оказания услуг подвижной связи);
- Правила оказания услуг связи проводного радиовещания, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.06.2005 N 353;
- Постановление Правительства РФ от 10.09.2007 N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" (далее - Правила оказания телематических услуг связи).
Отметим, что наиболее распространенными видами связи в автономных учреждениях являются:
- телефонная связь;
- сотовая связь;
- связь через Интернет.
Далее рассмотрим различные ситуации, связанные с оказанием автономному учреждению этих услуг и порядок их отражения в учете.
Использование служебного телефона для личных переговоров
Нередки случаи, когда работники учреждений пользуются служебным телефоном в личных целях. Выявить таких злоумышленников несложно, достаточно запросить у оператора связи детализацию счета (п. 116 Правил оказания услуг телефонной связи, пп. "г" п. 27 Правил оказания услуг подвижной связи).
Обратите внимание! Если договором на оказание услуг связи предусмотрено предоставление оператором связи детализированных счетов, то такие расходы относятся на подстатью 221 "Услуги связи" КОСГУ если же нет - на подстатью 226 "Прочие работы, услуги".
Порядок отражения в учете поступлений от возмещения работником расходов учреждения по услугам связи рассмотрен в Письме Минфина РФ от 18.10.2012 N 02-06-10/4354 применительно к бюджетным учреждениям. Можно полагать, что такой порядок подходит и для автономных учреждений, поскольку Инструкцией N 183н*(6) предусмотрено аналогичное отражение операций в учете.
Возмещение работником расходов автономного учреждения по оказанным услугам связи является собственным доходом учреждения, так как согласно п. 8 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Таким образом, в силу п. 178 Инструкции N 183н возмещение работником расходов по услугам связи будет отражено в учете следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 2 205 30 000 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг"
Кредит счета 2 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг"
Удержания из начисленной суммы оплаты труда работника за услуги связи на основании заявления работника, иного документа, предусмотренного договором (в соответствии с нормами трудового законодательства), согласно расчетной ведомости ф. 0301010, расчетно-платежной ведомости ф. 0504401, справке ф. 0504833 подлежат отражению следующими бухгалтерскими записями (п. 157 Инструкции N 183н):
Дебет счета 0 302 11 000 "Расчеты по заработной плате"
Кредит счета 0 304 03 000 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда"
Дебет счета 2 304 03 000 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда"
Кредит счета 2 205 30 000 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг"
Пример 3
Автономному учреждению выставлен счет на оплату услуг телефонной связи за май 2013 г. в сумме 2 800 руб. Согласно представленной детализации счета стоимость личных междугородних переговоров работника учреждения составила 300 руб. Стоимость услуги по предоставлению детализации счета (предусмотрены договором на оказание услуг связи) - 60 руб. Возмещение расходов учреждения по услугам связи осуществляется путем удержания из заработной платы работника на основании его письменного заявления. Расходы на оплату услуг связи и выплату заработной платы работнику учреждения производятся за счет средств от приносящей доход деятельности. Согласно учетной политике учреждения расходы на связь учитываются в составе общехозяйственных расходов. Деятельность учреждения НДС не облагается.
В соответствии с Инструкцией N 183н в учете автономного учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражение расходов по услугам телефонной связи согласно предъявленному счету | 2 109 80 221 | 2 302 21 000 | 2 800 |
Перечисление денежных средств на оплату услуг связи за май 2013 г. | 2 302 21 000 | 2 201 11 000 Забалансовый счет 18 | 2 800 |
Отражение расходов за услуги по предоставлению детализации счета | 2 109 80 221 | 2 302 21 000 | 60 |
Перечисление денежных средств на оплату услуг по предоставлению детализации счета | 2 302 21000 | 2 201 11 000 Забалансовый счет 18 | 60 |
Отражение стоимости личных телефонных междугородних переговоров, подлежащей возмещению работником | 2 205 30 000 | 2 401 10 130 | 300 |
Удержание из заработной платы стоимости личных междугородних переговоров работника | 2 302 11 000 | 300 | |
Отражение возмещения работником личных междугородних переговоров | 2 205 30 000 | 300 |
Использование мобильного телефона в служебных целях
По служебной необходимости некоторые работники автономных учреждений используют мобильный телефон. В этом случае учреждение может либо компенсировать им расходы на сотовую связь и износ личных мобильных телефонов, либо приобрести для них служебные мобильные телефоны и сим-карты.
Компенсация расходов на сотовую связь и износ личных мобильных телефонов. Обязанность работодателей компенсировать своим работникам расходы на сотовую связь в служебных целях, а также износ личных мобильных телефонов предусмотрена действующим трудовым законодательством. Так, согласно ст. 188 ТК РФ если работник использует с согласия или ведома работодателя и в его интересах личное имущество (мобильный телефон), то учреждение обязано выплатить ему компенсацию, а также возместить расходы, связанные с его использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
Во избежание споров с налоговыми органами важно правильно оформить документы, подтверждающие обоснованность произведенных учреждением расходов. Для этого необходимо:
- разработать положение о пользовании мобильной связью, в котором прописать лимит расходов на сотовую связь, порядок определения размера компенсации за износ личного мобильного телефона и т.д.;
- утвердить приказом руководителя перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи;
- заключить договор на оказание услуг связи, если учреждение самостоятельно закупает сим-карты для телефона, или запросить договор у работника - в случае использования им личной сим-карты;
- прописать в приложении к трудовому договору, должностной инструкции работника необходимость использовать сотовую связь в служебных целях.
Кроме того, чиновники в письмах Минфина РФ от 19.01.2009 N 03-03-07/2, от 05.06.2008 N 03-03-06/1/350 рекомендуют для признания расходов на оплату услуг сотовой связи при исчислении налога на прибыль иметь детализированные счета. Аналогичное мнение высказывали и налоговые органы в письмах УФНС по г. Москве от 05.10.2010 N 16-15/104055@, от 25.06.2010 N 16-15/066760@. Однако суды имеют противоположную точку зрения и считают, что расходы на услуги сотовой связи признаются в отсутствие детализированного счета оператора (постановления ФАС СКО от 31.08.2011 N А32-884/2010, ФАС МО от 03.06.2009 N КА-А40/4697-09-2, от 29.01.2010 N КА-А40/14759-09-2, ФАС ПО от 09.11.2006 по делу N А65-29284/2005-СА2-8).
Что касается отражения в учете оказанных услуг мобильной связи, данные операции принимаются к учету на основании счетов, актов приема-сдачи оказанных услуг, счетов-фактур и других подтверждающих документов.
В соответствии с письмами Минфина РФ от 13.10.2010 N 03-03-06/2/178, от 19.01.2009 N 03-03-07/2 услуги связи согласно пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам на производство и реализацию и учитываются при исчислении налога на прибыль в сумме, не превышающей установленный работникам лимит. Превышение лимита подлежит возмещению работником за счет собственных средств. В этом случае сумма превышения работником установленного лимита будет учитываться в составе прочих расходов для целей налогообложения только после возмещения работником организации указанных затрат. При этом сумма возмещения, уплачиваемая работником, будет учитываться для целей налогообложения в доходах.
По поводу обложения НДФЛ компенсации за использование в служебных целях мобильного телефона Минфин в Письме от 18.02.2013 N 03-04-06/4259 указал, что на основании п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Ссылаясь на ст. 188 ТК РФ, чиновники сделали вывод, что денежная компенсация за использование в служебных целях мобильного телефона, принадлежащего сотруднику, не облагается НДФЛ в размерах, установленных учреждением. При этом размер компенсации должен иметь экономическое обоснование и исходить из документально подтвержденных стоимости мобильного телефона и времени телефонных разговоров по служебным и личным целям. Кроме того, учреждение должно располагать документами (или их заверенными в установленном порядке копиями), подтверждающими право собственности работника на используемое имущество.
Согласно Письму Минздравсоцразвития РФ от 26.05.2010 N 1343-19 сумма компенсации, выплачиваемая сотруднику за использование личного сотового телефона, не подлежит обложению страховыми взносами на основании пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ при условии, что он пользуется им при исполнении трудовых обязанностей (служебные цели ведения разговоров по сотовому телефону).
Операции по принятию автономным учреждением обязательств в сумме начисленной работнику компенсации за использование личного мобильного телефона, предусмотренной условиями трудовых отношений, отражаются на основании расчетно-платежной ведомости ф. 0504401, расчетной ведомости ф. 0301010 согласно п. 132 Инструкции N 183н следующей бухгалтерской записью:
Дебет счетов 0 109 60 212 "Затраты на прочие выплаты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг", 0 109 70 212 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части прочих выплат", 0 109 80 212 "Общехозяйственные расходы в части прочих выплат", 0 109 90 212 "Издержки обращения в части прочих выплат", 0 401 20 212 "Расходы по прочим выплатам"
Кредит счета 0 302 12 000 "Расчеты по прочим выплатам"
Пример 4
Работник автономного учреждения с согласия работодателя использует личный мобильный телефон для ведения служебных переговоров. В соответствии с внутренними локальными актами учреждения размер ежемесячной компенсации составляет 100 руб. Данные выплаты производятся за счет средств от приносящей доход деятельности и относятся на прямые расходы.
В соответствии с Инструкцией N 183н в учете автономного учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражение расходов на выплату денежной компенсации за использование работником в служебных целях личного мобильного телефона | 2 109 60 212 | 2 302 12 000 | 100 |
Выплата работнику из кассы учреждения денежной компенсации за использование в служебных целях личного мобильного телефона | 2 302 12 000 | 2 201 34 000 | 100 |
Приобретение для работников служебных мобильных телефонов и сим-карт. Расходы на приобретение сотового телефона относятся в соответствии с Приказом N 171н на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, так как срок полезного использования данного объекта более одного года.
Если стоимость мобильного телефона составляет от 3 000 до 40 000 руб. включительно, то амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости объекта при принятии к учету, если более 40 000 руб. - амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации. На объекты основных средств стоимостью до 3 000 руб. амортизация не начисляется (п. 92 Инструкции N 157н*(7)).
Согласно п. 2 Правил оказания услуг подвижной связи с помощью сим-карты обеспечивается идентификация абонентской станции (абонентского устройства), ее доступ к сети подвижной связи, а также защита от несанкционированного использования абонентского номера. Следует отметить, что в договоре с оператором сотовой связи должна быть предусмотрена система оплаты данных услуг, а именно оплата посредством авансового либо посредством отложенного платежа (пп. "г" п. 20, п. 43 Правил оказания услуг подвижной связи). Расходы на приобретение сим-карт для мобильных телефонов в соответствии с Приказом N 171н относятся на подстатью 221 "Услуги связи" КОСГУ.
Расходы учреждения на приобретение мобильных телефонов и сим-карт для своих сотрудников в целях осуществления ими служебных телефонных переговоров не облагаются НДФЛ и страховыми взносами, поскольку они производятся в интересах учреждения и связаны с выполнением трудовых обязанностей. Отметим, что данные расходы должны быть документально оформлены и экономически обоснованы.
Пример 5
Автономное учреждение, применяющее УСНО (объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов"), за счет средств от приносящей доход деятельности в рамках заключенных договоров приобрело:
- сотовый телефон стоимостью 6 608 руб.;
- сим-карту стоимостью 500 руб. Данная сумма зачислена на соответствующий счет в качестве аванса за услуги связи, по истечении месяца израсходована в полном объеме.
Амортизационные отчисления по объекту основного средства (сотовый телефон) и расходы на приобретение сим-карты относятся на прямые расходы учреждения. Учреждению открыт лицевой счет в Казначействе.
В соответствии с Инструкцией N 183н в учете автономного учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | |
Поступление сотового телефона от поставщика | 2 106 31 000 | 2 302 31 000 | 6 608 | |
Перечисление денежных средств в счет погашения задолженности перед поставщиком сотового телефона | 2 302 31 000 | 2 201 11 000 Забалансовый счет 18 | 6 608 | |
Перечисление аванса за услуги связи | 2 206 21 000 | 2 201 11 000 Забалансовый счет 18 | 500 | |
Принятие к учету сотового телефона в качестве объекта основных средств | 2 101 34 000 | 2 106 31 000 | 6 608 | |
Начисление 100%-й амортизации на объект основного средства при вводе в эксплуатацию | 2 109 60 271 | 2 104 34 000 | 6 608 | |
Отражение расходов по оказанным услугам связи | 2 109 60 221 | 2 302 21 000 | 500 | |
Зачет ранее перечисленного аванса по услугам связи | 2 302 21 000 | 2 206 21 000 | 500 |
К сведению. В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ автономное учреждение, применяющее УСНО, не является плательщиком НДС, поэтому суммы НДС, предъявленные поставщиком сотового телефона, оператором сотовой связи, учреждение не вправе принять к вычету.
Доступ к сети Интернет по технологии Wi-Fi по карте предварительной оплаты
В настоящее время услуга доступа к сети Интернет по технологии Wi-Fi получила широкое распространение. С помощью нее обеспечивается высокоскоростной беспроводной доступ к сети Интернет. Для установки соединения нет необходимости в прокладке сетевых коммуникаций, нужно лишь иметь оборудование (персональный компьютер, ноутбук, КПК, мобильный телефон), оснащенное Wi-Fi-адаптером.
Между учреждением и интернет-провайдером заключается договор публичной оферты на предоставление услуги доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет по технологии Wi-Fi. Отношения в рамках такого договора регулируются Правилами оказания телематических услуг связи. Оплата услуг беспроводного доступа в Интернет может производиться по карте предварительной оплаты (п. 39 Правил оказания телематических услуг связи). Такие карты принимаются к учету в составе денежных документов и учитываются на счете 0 201 35 000 "Денежные документы" (п. 169 Инструкции N 157н).
Пример 6
Автономное учреждение в рамках договора с интернет-провайдером за счет средств от приносящей доход деятельности приобрело четыре карты предварительной оплаты доступа к сети Интернет по технологии Wi-Fi номиналом 500 руб. (в том числе НДС - 76,27 руб.). Две карты использованы для оплаты услуг Интернета в текущем месяце. Расходы по оплате данных услуг учитываются учреждением в составе общехозяйственных расходов. Учреждению открыт лицевой счет в Казначействе.
В соответствии с Инструкцией N 183н в учете автономного учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Принятие к учету карт предварительной оплаты услуг Интернета (без НДС) | 2 201 35 000 | 2 302 21 000 | 1 694,92 |
Отражение суммы НДС согласно представленному счету-фактуре | 2 210 01 000 | 2 302 21 000 | 305,08 |
Принятие к вычету суммы НДС | 2 303 04 000 | 2 210 01 000 | 305,08 |
Перечисление денежных средств в счет погашения задолженности перед интернет-провайдером | 2 302 21 000 | 2 201 11 000 Забалансовый счет 18 | 2 000 |
Выдача под отчет работникам двух карт из кассы учреждения | 2 208 21 000 | 2 201 35 000 | 1 000 |
Отражение расходов по оказанным интернет-провайдером услугам связи | 2 109 60 221 | 2 208 21 000 | 1 000 |
М. Мишанина,
эксперт журнала
"Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, 7, июнь, июль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 21.12.2012 N 171н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
*(3) Федеральный закон от 17.12.1994 N 67-ФЗ "О федеральной фельдъегерской связи".
*(4) Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".
*(5) Приказ Минфина РФ от 21.12.2012 N 171н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
*(6) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
*(7) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"