Комментарий к Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
В трехлетней перспективе 2014-2016 годов приоритеты в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее, - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
В опубликованном документе Минфин отмечает, что внесение существенных изменений в структуру налоговой системы, а также введение новых налогов в среднесрочном периоде не предполагается.
Дальнейшее совершенствование налоговой системы должно реализовываться в направлении настройки существующей системы налогообложения, мобилизации дополнительных доходов за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, изъятия в бюджет сверхдоходов от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.
НДФЛ
Положительным моментом является то, что в долгосрочном периоде будет сохранена действующая система налогообложения доходов физических лиц с единой ставкой для большинства видов доходов в размере 13%.
Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не планируется.
В рассматриваемом документе отмечено, что в настоящее время доходы от широко распространенных видов долгосрочных инвестиций, не относящихся к вложениям в ценные бумаги, освобождены от налогообложения.
Так, НДФЛ не уплачивается при получении физическим лицом доходов от продажи жилой недвижимости, находившейся в его собственности более трех лет. Кроме того, налогом не облагаются проценты по банковским вкладам в пределах ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на 5 процентных пунктов.
Таким образом, с налоговой точки зрения, инвестиции в ценные бумаги (включая паи ПИФов) являются менее привлекательными, чем другие виды инвестиций.
В целях выравнивания налоговых условий для инвестиций физических лиц в различные виды активов Минфин предлагает следующие подходы.
1. Введение инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет, а также инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, состоящих из указанных выше ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет. При этом, для того чтобы не предоставлять подобного вычета при получении доходов от прямых инвестиций, следует ограничить предельную сумму доходов, освобождаемых от налогообложения при продаже акций, величиной финансового результата, получаемого от реализации количества акций, эквивалентного не более чем 1% акционерного капитала компании.
2. Освобождение от налогообложения процентов, получаемых физическими лицами по банковским вкладам. При этом для банковских вкладов следует изменить действующее ограничение, устанавливающее лимит на размер освобождаемых процентов по вкладам в рублях, снизив его до величины ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 3 процентных пункта, а по вкладам в иностранной валюте - до 6% годовых.
3. В части освобождения от налогообложения доходов от реализации жилой недвижимости и иного недвижимого имущества необходимо установить, что такое освобождение должно предоставляться только в том случае, если в собственности налогоплательщика на дату продажи объекта имущества помимо продаваемого объекта не находилось более трех таких объектов.
4. В законодательство о ценных бумагах будет включено понятие "индивидуальный инвестиционный счет", а также требования к осуществлению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, связанные с ведением индивидуальных инвестиционных счетов. Вместе с введением такого инструмента будут предложены поправки в части налогообложения соответствующих доходов. В частности, планируется, что физические лица получат возможность по своему выбору воспользоваться либо инвестиционным налоговым вычетом в сумме денежных средств, внесенных на такой индивидуальный инвестиционный счет, но не более 400 тыс. руб. за налоговый период, либо в сумме доходов, полученных по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, при условии истечения не менее пяти лет с даты заключения налогоплательщиком договора на ведение индивидуального инвестиционного счета.
Таким образом, Минфин России стремится ограничить необлагаемые доходы в первую очередь от продажи недвижимости (жилья, земельных участков, гаражей и долей в указанном имуществе). Если поправки в налоговое законодательство будут приняты, то инвестиции в недвижимое имущество в целях дальнейшей его перепродажи станут менее выгодными с точки зрения налогообложения.
Налог на прибыль организаций
Изменения налогового законодательства затронут и деятельность торговых организаций. Так, Минфин предлагает в НК РФ предусмотреть условия, при соблюдении которых потери по основаниям, отличным от потерь в результате естественной убыли товаров, а также потерь, относимых на виновных лиц, признаются в составе расходов организаций, осуществляющих розничную торговлю с открытым доступом покупателей к товарам. Такими условиями финансовое ведомство предлагает установить следующие параметры:
- налогоплательщиком должна быть организована система учета и контроля за использованием материально-производственных запасов, соответствие которой установленным требованиям должно быть подтверждено аудиторской организацией;
- акт инвентаризации о выявленных недостачах должен подтверждаться аудитором, включенным в состав инвентаризационной комиссии.
Потери (недостачи) предлагается учитывать в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 0,75% выручки от реализации.
Налог на недвижимость для физических лиц
Финансовое ведомство продолжает работу по введению в НК РФ единого налога на недвижимое имущество. Так, плательщиками налога на недвижимое имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающие правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения на земельные участки.
В качестве налоговой базы для исчисления налога на недвижимое имущество применяется кадастровая стоимость объекта налогообложения, определенная на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При расчете налоговой базы применяется налоговый вычет, который предлагается предоставлять всем налогоплательщикам в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, в размере кадастровой стоимости 20 кв. м соответствующего объекта налогообложения.
Кроме того, Минфин предложил предельные налоговые ставки, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований. Так, в отношении недвижимого имущества, кадастровая стоимость которого составляет до 300 млн. руб. включительно, налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:
1) 0,1% в отношении жилых помещений, в т.ч. жилых домов (строений), расположенных на земельных участках в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях, а также в отношении объектов незавершенного капитального строительства, относящихся к указанным объектам;
2) 0,5% в отношении объектов капитального строительства и объектов незавершенного капитального строительства, не относящихся к жилищному фонду;
3) 0,3% в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
4) 1,5% в отношении прочих земельных участков. В свою очередь в отношении недвижимого имущества, совокупная кадастровая стоимость которого превышает 300 млн. руб. (за исключением объектов капитального строительства и незавершенного капитального строительства, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. руб.), устанавливаются повышенные налоговые ставки в размере не превышающем:
- 0,5% в отношении объектов капитального строительства и объектов незавершенного капитального строительства, вне зависимости от их принадлежности к жилищному фонду;
- 1,5% в отношении земельных участков, вне зависимости от категории земли и разрешенного использования земельного участка.
В отношении объектов капитального строительства и незавершенного капитального строительства, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. руб., налоговые ставки устанавливаются в размере от 0,5 до 1% включительно.
Новый налог на недвижимое имущество организаций
Важным направлением российской налоговой политики до 2018 года является переход к налогу на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Предполагается, что, как и в отношении физических лиц, новым налогом будет облагаться только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления). При этом предполагается, что новый налог будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм в местные бюджеты.
Таким образом, принятие налога на недвижимость организаций опять откладывается, теперь на пять лет. Основным сдерживающим моментом принятия нового налога на недвижимость является отсутствие единой методики определения кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого назначения (в т.ч. промышленных зданий, офисов, сооружений, линейных объектов и др.).
И как следствие - отсутствие самой кадастровой стоимости недвижимого имущества и невозможность рассчитать налоговую базу.
Получение налоговым органом доступа к сведениям о банковских счетах физлиц
Налоговые органы при проведении налогового контроля устанавливают факты участия физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в схемах уклонения от налогообложения, в т.ч. бенефициариев - конечных получателей необоснованной налоговой выгоды. Распределение в пользу этих физических лиц и перераспределение между ними финансовых потоков в этих случаях скрыто от контроля налоговых органов, поскольку в настоящее время налоговые органы не наделены правом получать от банков для целей налогового контроля сведения в отношении счетов (вкладов) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. По мнению финансового ведомства, наличие доступа налоговых органов к такой информации необходимо для целей налогового контроля и неотвратимости наказания лиц, занимающихся противоправной деятельностью.
В целом в разработанных Минфином России направлениях российской налоговой политики на 2014 год нет никаких радикальных преобразований. Основная часть предложения носит корректирующий и уточняющий характер.
Продолжается затягивание принятия единого налога на недвижимое имущество организаций. Расширяются контрольные функции налоговых органов, в т.ч. по подступу к банковским данным физических лиц.
Стабильность налоговой системы является одним из главных факторов, способствующих развитию предпринимательской деятельности, поэтому отсутствие значительных преобразований налогового законодательства в предложениях Минфина следует рассматривать как положительный момент. Особенно с учетом того, что в последние годы вносились существенные поправки и целые налоговые режимы в налоговое законодательство России.
М. Беспалов,
заместитель главного бухгалтера
ФГБОУ ВПО "Тамбовский государственный
университет имени Г.Р. Державина"
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 6, июнь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1