Между отелем (место нахождения - Россия) и туроператором (специализация - внутренний туризм, место нахождения - Россия) заключен договор о предоставлении блока мест в отеле на определенный период в целях формирования турпродуктов. Туроператор в одностороннем порядке расторг договор. Официальная причина - невостребованность автобусных туров в данном направлении. Вправе ли администрация отеля требовать от туроператора компенсацию неполученных доходов в размере общей стоимости договора о предоставлении блока мест за вычетом стоимости проживания в номерах из состава блока, которые были заполнены отелем самостоятельно?
Администрация отеля в данном случае вправе требовать возмещения расходов, которые были понесены в счет еще не оказанных услуг по проживанию потенциальных клиентов туроператора (туристов).
Обоснование. Договоры о выкупе вместимости отеля расцениваются отдельными арбитрами как договоры возмездного оказания услуг - гл. 39 ГК РФ. Согласно положениям п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые предусмотрены в договоре возмездного оказания услуг. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 781). В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг (п. 3 ст. 781).
Таким образом, неоказанные услуги подлежат оплате в полном объеме, только если договор не был исполнен по вине заказчика, что при возникновении спора следует доказать в суде. В остальных случаях по общему правилу исполнителю возмещаются фактически понесенные по договору расходы. Их размер должен быть подтвержден исполнителем и при необходимости доказан в суде. То есть право отеля на полное возмещение убытков ограничено (см. ст. 400 ГК РФ). Такой подход соответствует правовой позиции Президиума ВАС (Постановление от 17.01.2012 N 11292/11, Информационное письмо от 21.12.2005 N 104 (п. 2)).
Н.Н. Максимова,
эксперт журнала "Туристические и гостиничные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 мая 2013 г.
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, май-июнь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"