Особенности проведения торгов в исполнительном производстве
Торги представляют собой один из способов заключения договоров, который тесно связан с основными законами развития экономики в современных условиях и выражает их наиболее последовательно. Практика их использования расширяется год от года, торги стали применяться в различных сферах общественных отношений. Характерно, что торги активно используются в публичных сферах: исполнительное производство, размещение государственного (муниципального) заказа, приватизация и проч.
Торги, являющиеся особым способом реализации имущества должника, на которое по решению суда или пристава-исполнителя обращено взыскание, принято называть публичными.
При проведении подобных торгов отсутствует воля лица на продажу его имущества и, напротив, присутствует определенный публичный интерес. Для публичных торгов характерно соединение права публичного, в силу которого в этом процессе участвуют органы судебной власти, судебный пристав-исполнитель, и права частного, в силу которого возникают и прекращаются гражданские права, прежде всего право собственности. Публичные торги, проводимые в порядке исполнения решения суда, - межотраслевой институт; отношения, возникающие при продаже имущества должника в целях погашения его задолженности перед кредиторами, регулируются нормами как процессуального, так и материального права. Поэтому исследование организации и проведения таких торгов в теории и практике правового регулирования гражданских правоотношений представляет собой актуальную задачу юридической науки.
В нашей стране торги по реализации имущества должника проводятся, как правило, в виде аукциона и лишь в редких случаях - конкурса. При этом выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а на конкурсе - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия.
Организация и проведение торгов по реализации арестованного имущества в исполнительном производстве имеют ряд особенностей. Пожалуй, одной из основных особенностей такого рода торгов является отсутствие воли должника на реализацию арестованного имущества. Должник является стороной сделки по отчуждению имущества третьим лицам. В наделении должника правовым статусом продавца в соответствующей сделке проявляется публично-правовой механизм понуждения должника к совершению определенных действий в целях восстановления нарушенных им имущественных интересов кредиторов*(1). В этом случае нарушается один из основных принципов гражданского права - свободы договора и равенства сторон. Кроме того, нет четкой регламентации в законодательстве присутствия на аукционе должника и взыскателя.
Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом*(2).
Торги должны быть проведены не позднее двух месяцев со дня получения от судебного пристава-исполнителя заявки на продажу имущества на публичных торгах. Начальная цена имущества, выставляемого на торги, не может быть меньше стоимости, указанной в постановлении об оценке имущества.
Согласно п. 2 ст. 448 Гражданского кодекса РФ "Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене".
По итогам торгов в тот же день победителем и продавцом подписывается протокол о его результатах, имеющий силу договора и являющийся самостоятельной гражданско-правовой сделкой*(3).
Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"*(4) и Гражданский кодекс РФ содержат лишь общие установки проведения торгов. Подробный порядок регламентируется также отдельными законами и подзаконными актами в зависимости от вида имущества. Например, реализация ценных бумаг должника проводится через организованные торги согласно ФЗ от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"*(5), ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах"*(6); продажа недвижимости, дебиторской задолженности, долгосрочной аренды проходит в форме аукциона в соответствии с ФЗ "Об исполнительном производстве", ГК РФ, ФЗ от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"*(7) и т.д. В настоящее время сформировалась обширная судебная практика по оспариванию торгов в данной сфере. При этом, учитывая, что Гражданским кодексом РФ не установлен четкий перечень нарушений правил проведения торгов - оснований для признания их недействительными, суды идут по пути расширения круга действий, которые могут быть оспорены в рамках ст. 449 ГК.
Проектом ГК планируются существенные изменения и дополнения в ст.ст. 447-449 ГК РФ, регламентирующие организацию и порядок проведения торгов. Кроме того, добавляется отдельная ст. 449.1, нормирующая торги по реализации имущества должника в исполнительном производстве.
В проекте впервые законодательно вводится понятие "публичные торги". Ранее оно рассматривалось в двух смыслах: как специальный способ реализации имущества должника в исполнительном производстве и в смысле открытости проведения для участников торгов. Причем мнения ученых в этом вопросе значительно расходились. Одни ученые рассматривали публичные торги в качестве особого порядка реализации заложенного имущества, характеризующегося тем, что предметом продажи является имущество, на которое взыскание обращается по решению суда и реализация которого проводится в рамках исполнительного производства, а под публичностью торгов понимали публично-правовой характер складывающихся отношений. Другие - не видели целесообразности в выделении публичных торгов как особой разновидности торгов, так как законодатели по-разному интерпретировали применительно к торгам понятие "публичность" (п. 6 ст. 447 ГК РФ)*(8). Однозначное определение этого понятия позволит правильно использовать его в процессе организации и проведения торгов, а также при оформлении юридической и иной документации.
Статья 449.1 проекта ГК РФ дополняет и корректирует ст.ст. 447-449 относительно проведения публичных торгов. Например, указывает на то, что публичные торги должна проводить только специализированная организация, имеющая на это соответствующее разрешение.
Этой статьей дается право присутствовать при проведении публичных торгов должнику, взыскателю и лицам, имеющим права на имущество (п. 3), что является существенным вкладом в соблюдение прав и законных интересов указанных лиц.
Извещение о проведении торгов четко и подробно регламентируется существующим законодательством. По результатам торгов подписывается протокол, который имеет силу договора и является основным критерием признания торгов состоявшимися. При этом порядок ведения, структура и содержание протокола законодательно не урегулированы. Организаторы используют общую форму составления протокола согласно требованиям делопроизводства. Следовательно, необходимо разработать нормативно-правовую базу, содержащую основные положения ведения протокола по торгам и порядок его оформления.
Пункт 7 рассматриваемой статьи содержит одно из оснований признания торгов несостоявшимися: "в случае неуплаты победителем торгов покупной цены в установленный срок". Правда, в Законе "Об исполнительном производстве" есть ст. 91 "Объявление торгов несостоявшимися", в которой приведен исчерпывающий список подобных оснований, и ст. 92, которая регламентирует последствия признания торгов несостоявшимися. Таким образом, в ст. 449.1 проекта необходимо внести ссылку на Закон "Об исполнительном производстве" либо расширить ее дополнительными основаниями признания торгов несостоявшимися.
Введение в Гражданский кодекс РФ отдельной статьи, регламентирующей порядок проведения публичных торгов, несомненно, является весьма значимым для гражданско-правового регулирования порядка реализации имущества и имущественных прав должника в исполнительном производстве, но этого недостаточно. Необходимо создать нормативно-правовую базу по реализации дебиторской задолженности. В настоящее время не существует единых методических рекомендаций механизма реализации всех видов арестованного имущества и имущественных прав через торги. Кроме того, необходимо законодательно обеспечить соблюдение гражданских прав и интересов должника и взыскателя при проведении публичных торгов.
На основании выявленных особенностей торгов в исполнительном производстве считаем целесообразным создание комплексного нормативного акта в виде указа Президента РФ, утверждающего положение об организации и проведении публичных торгов по видам арестованного имущества и имущественных прав. Основываясь на имеющейся законодательной базе, это положение должно содержать механизм реализации на торгах ценных бумаг, недвижимости, дебиторской задолженности, объектов незавершенного строительства, а также иного имущества и имущественных прав должника, предусмотренных п. 3 ст. 87 ФЗ "Об исполнительном производстве", основания признания торгов несостоявшимися или недействительными, и вытекающие из этого последствия. При этом необходимо учесть права и интересы должника, взыскателя, дебитора (при реализации дебиторской задолженности). Кроме того, указанный акт должен регламентировать порядок оформления протокола по результатам торгов, его структуру, содержание и условия подписания. Основной целью предлагаемого указа является создание единого нормативного акта, который позволит объединить нормы процессуального и материального права для наиболее эффективного их применения при организации и проведении публичных торгов.
Библиографический список
1. Медведев М.Ю., Насонов А.М. Аукционы: проведение, участие, судебные споры: Справочник инвестора. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2011.
2. Молчанова В.А. Публичные торги и аукцион как способы реализации предмета ипотеки: соотношение и проблемы правового регулирования // http://www.bpe.ru/komment/i/ komment_i_02.html.
3. Насонов А.М. Реализация имущества должника в порядке принудительного исполнения судебного решения // Журнал российского права. 2003. N 10.
В.В. Ланевская,
аспирантка кафедры гражданского права
и гражданского процесса
Московского государственного
индустриального университета
"Законы России: опыт, анализ, практика", N 5, май 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Насонов А.М. Реализация имущества должника в порядке принудительного исполнения судебного решения // Журнал российского права. 2003. N 10.
*(2) См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительно власти" // СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290; постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" // СЗ РФ. 2008. N 23. Ст. 2721.
*(3) См.: Медведев М.Ю., Насонов А.М. Аукционы: проведение, участие, судебные споры: Справочник инвестора. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2011.
*(4) СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.
*(5) СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
*(6) СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6726.
*(7) СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3400.
*(8) См.: Молчанова В.А. Публичные торги и аукцион как способы реализации предмета ипотеки: соотношение и проблемы правового регулирования // http://www.bpe.ru/komment/i/komment_i_02.html.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Особенности проведения торгов в исполнительном производстве
Автор
В.В. Ланевская - аспирантка кафедры гражданского права и гражданского процесса Московского государственного индустриального университета
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2013, N 5