Момент досрочного освобождения осуждённых от отбывания наказания
Федеральным законом от 6 ноября 2011 г. N 294-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в ч. 5 ст. 173 УИК РФ, определяющую порядок досрочного освобождения осуждённых от отбывания наказания.
Согласно этой правовой норме досрочное освобождение от отбывания наказания производится в день поступления соответствующих постановления суда, определения суда, акта о помиловании либо утверждённого в установленном порядке решения о применении к осуждённому акта об амнистии, а в случае поступления указанных документов после окончания рабочего дня - утром следующего дня (если актами о помиловании или об амнистии не предусмотрено иное). Если поступившее постановление суда не вступило в законную силу и не было обжаловано, освобождение от отбывания наказания производится утром дня, следующего за днём истечения срока обжалования указанного постановления в кассационном порядке.
Тем самым законодатель более детально регламентировал момент освобождения, так как в предыдущей редакции ч. 5 ст. 173 УИК указывалось, что "досрочное освобождение от отбывания наказания производится в день поступления соответствующих документов, а если документы получены после окончания рабочего дня - утром следующего дня". В связи с этим в некоторых регионах Российской Федерации осуждённых неправомерно освобождали на основании не вступивших в законную силу постановлений суда, поскольку в уголовно-исполнительном законодательстве чётко не определялось, какие именно поступившие документы необходимо было считать "соответствующими".
Вместе с тем новая редакция изложенной правовой нормы не даёт прямого ответа на некоторые вопросы, в связи с чем практика её применения не отличается единообразием.
Согласно ч. 1 ст. 391 УПК постановление суда первой инстанции вступает в законную силу и обращается к исполнению по истечении срока его обжалования в апелляционном порядке либо в день вынесения судом апелляционной инстанции определения или постановления.
Указанные требования уголовно-процессуального законодательства об апелляционном обжаловании не вступивших в законную силу решений суда вступили в силу с 1 января 2013 г., в связи с чем положения ч. 5 ст. 173 УИК о кассационном обжаловании не соответствуют реалиям сегодняшнего дня и подлежат изменению.
Согласно ч. 1 ст. 401 УПК на постановление суда, вынесенное при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, могут быть поданы апелляционные жалоба или представление в порядке, установленном гл. 45.1 УПК.
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 389.4 УПК апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение 10 суток со дня постановления приговора или вынесения иного решения суда, а осуждённым, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копий приговора, определения, постановления.
Тем самым положения указанной нормы распространяются и на постановления (определения), вынесенные по итогам рассмотрения материалов в порядке исполнения приговора, в том числе о досрочном освобождении от отбывания наказания, в отношении лиц, отбывающих наказание в виде реального лишения свободы.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 21 апреля 2009 г. N 8 "О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания" указал, что в случае принятия судом решения об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания копию постановления суду надлежит незамедлительно направить в учреждение или орган, исполняющий наказание, а также в суд, постановивший приговор.
На практике экземпляр постановления суда о досрочном освобождении от отбывания наказания зачастую поступает к осуждённому к лишению свободы спустя определённый промежуток времени, который может быть длительным. При этом прокурор в апелляционный срок судебное решение не обжалует. В результате возникает абсурдная ситуация, связанная с вынужденным дальнейшим отбыванием наказания осуждённым из-за неистечения срока апелляционного обжалования с его стороны.
В таких случаях, когда десятисуточный срок апелляционного обжалования для осуждённого ещё не истёк, постановление суда считается не вступившим в законную силу, поэтому осуждённый не может быть освобождён из учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы*(1).
Тем не менее нередки случаи преждевременного освобождения осуждённых, т.е. спустя 10 суток со дня вынесения судом соответствующего постановления, а не со дня вручения ему копии постановления.
Согласно ч. 2 ст. 401 УПК при внесении представления на постановление суда, в соответствии с которым осуждённый подлежит освобождению от отбывания наказания, прокурор письменно уведомляет об этом администрацию места отбывания наказания до истечения срока обжалования указанного постановления в апелляционном порядке.
Таким образом, если представление в течение 10 суток со дня вынесения судом постановления не поступило, администрация исправительного учреждения должна самостоятельно исчислить истечение срока апелляционного обжалования осуждённым - десятые сутки со дня вручения ему копии постановления суда. Утром дня, следующего за днём истечения этого срока, осуждённый подлежит освобождению.
По нашему мнению, необходимо внести изменения в законодательство, предусмотрев общий срок апелляционного обжалования 10 суток со дня вынесения постановления суда о досрочном освобождении от отбывания наказания. При этом следует оставить за осуждённым право на обращение о восстановлении срока апелляционного обжалования по уважительной причине, связанной с поздним вручением ему копии постановления.
Сохраняют свою актуальность и высказываемые предложения о необходимости законодательного чёткого определения порядка направления постановления суда на исполнение*(2).
В рамках же действующего законодательства целесообразно принять меры для скорейшего поступления к осуждённым постановлений суда о досрочном освобождении от отбывания наказания для сокращения срока вступления этих решений в законную силу и, соответственно, времени нахождения таких лиц в исправительных учреждениях. С этой целью судам надо рекомендовать передавать копии постановления осуждённому или представителю администрации исправительного учреждения (если осуждённый не участвует в судебном заседании), как правило, в день его вынесения.
Администрациям исправительных учреждений, в свою очередь, следует рекомендовать организовать работу таким образом, чтобы, при отсутствии у суда возможности направления постановления нарочным, самостоятельно доставлять их из суда в исправительное учреждение.
Кроме того, по досрочному освобождению от отбывания наказания возникает множество вопросов, связанных с выходными и нерабочими праздничными днями. В частности, когда подлежит освобождению осуждённый в случае, если последний день срока апелляционного обжалования выпадает на один из таких дней?
В УИК есть общее положение о том, что, если срок наказания оканчивается в выходной или праздничный день, осуждённый освобождается от отбывания наказания в предвыходной или предпраздничный день (ч. 2 ст. 173).
Представляется, что эти положения не применимы при решении обозначенного нами вопроса, поскольку не вступившие в законную силу постановления суда о досрочном освобождении не подлежат исполнению.
В соответствии с ч. 2 ст. 128 УПК, если окончание процессуального срока приходится на нерабочий день, то последним днём срока считается первый следующий за ним рабочий день, за исключением случаев исчисления сроков при задержании, содержании под стражей, домашнем аресте и нахождении в медицинском или психиатрическом стационаре.
В перечисленных исключениях не указаны случаи отбывания наказания и обжалования постановления суда в апелляционном порядке, т.е. днём истечения срока обжалования постановления суда в апелляционном порядке является следующий за выходным или праздничным днём рабочий день. При таких обстоятельствах днём досрочного освобождения от отбывания наказания становится утро второго (после выходного или праздничного дня) рабочего дня.
Между тем в контексте указанного вопроса необходимо определиться, распространяются ли положения о нерабочих днях на осуждённых.
Обратимся к трудовому законодательству. Так, согласно ст. 112 ТК нерабочими праздничными днями являются:
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы;
7 января - Рождество Христово;
23 февраля - День защитника Отечества;
8 марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы;
12 июня - День России;
4 ноября - День народного единства.
В соответствии со ст. 111 ТК при пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один. Общий выходной день - воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.
Осуждённые работают, как правило, по шесть дней в неделю или не работают вовсе. Исправительные учреждения, разумеется, функционируют круглосуточно, однако в праздничные и выходные дни работают не все службы, а только в соответствии с графиком дежурств работники, обеспечивающие охрану и надзор, и некоторые иные лица.
Проанализировав положения трудового, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, приходим к выводу о том, что в контексте рассматриваемого вопроса положения о нерабочих днях распространяются и на осуждённых. Не случайно законодатель в ч. 2 ст. 173 УИК указал, что, если срок наказания оканчивается в выходной или праздничный день, осуждённый освобождается в предшествующий день.
Вместе с тем, если нерабочие праздничные дни чётко установлены законодательством, то при решении вопросов о выходных днях (опять же в контексте рассматриваемой нами проблемы) следует исходить из того, какие общие выходные дни установлены для работников исправительных учреждений. Такими днями являются суббота и воскресенье. Те же выходные дни установлены и для судей.
По-иному, на наш взгляд, следует решать вопрос об освобождении осуждённого в случае, если последний день срока апелляционного обжалования выпадает на предвыходной или предпраздничный день.
Как указывалось выше, согласно ч. 5 ст. 173 УИК осуждённый подлежит освобождению утром дня, следующего за днём истечения срока обжалования постановления.
При этом законодатель не оговаривает, что этот день должен быть рабочим. Тем самым в этом случае осуждённый подлежит освобождению в выходной или праздничный день.
Однако есть трудности с порядком освобождения осуждённых в такие дни, так как работники отдела (группы) специального учёта и бухгалтерии, оформляющие соответствующие документы на освобождение и выдающие освобождаемым денежные средства, не работают. Представляется, что трудности, связанные с необходимостью выхода на работу работников уголовно-исполнительной системы в выходной или праздничный день в указанных целях, подлежат решению руководителями исправительных учреждений в соответствии с трудовым законодательством.
Несмотря на объективные сложности такого освобождения в выходные и праздничные дни, вступившие в законную силу постановления суда подлежат неукоснительному исполнению, о чём прямо указано в ч. 1 ст. 392 УПК.
Таким образом, обозначенные проблемы чрезвычайно актуальны, поскольку преждевременное освобождение осуждённых от отбывания уголовного наказания влечёт неисполнение приговоров судов, а содержание лица в исправительном учреждении после истечения срока освобождения - незаконное лишение свободы этих лиц, влекущее ответственность виновных.
А. Гальченко,
Тейковский межрайонный прокурор
Ивановской области, кандидат юридических наук
"Законность", N 6, июнь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Далее по тексту - исправительное учреждение.
*(2) См., напр.: Шуваткин А. Проблемы разрешения вопросов, связанных с исполнением наказания в виде лишения свободы. - Законность, 2011, N 12, с. 35.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.