Особенности применения налоговых ставок по земельному налогу
Земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ.
На основании п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Земли в Российской Федерации в соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В состав земель сельскохозяйственного назначения включены сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
Такие земли могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов (ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельными участками в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах признаются земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, которые используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки (ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из толкования ст. 7, 77, 78, 85 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению.
Данная правовая позиция находит свое отражение, в частности, в определении ВАС РФ от 22.03.11 N ВАС-2745/11 и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17.12.10 N А26-3024/2010.
В отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства, должна применяться налоговая ставка, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, для прочих земельных участков - в размере, не превышающем 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.
В отношении применения налоговой ставки по землям сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства, необходимо иметь в вид следующее.
В силу п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 15.04.98 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям устанавливается Федеральным законом от 24.07.02 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (ст. 82 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании п. 4 ст. 6 Закона N 101-ФЗ земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Из ст. 7, 77, 78, 81 и 82 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что использование льготного налогообложения по ставке 0,3% допускается в отношении тех участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан. Данная правовая позиция отражена в определении ВАС РФ N ВАС-2745/11, постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17.12.10 N А26-3024/2010, постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.10 N А26-3024/2010.
В связи с этим в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для дачного строительства", принадлежащего коммерческой организации, применяется налоговая ставка, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), для прочих земельных участков - в размере, не превышающем 1,5% кадастровой стоимости участка.
В отношении изменения в течение налогового периода налоговой ставки по земельному налогу в случае перевода земельных участков в течение налогового периода из одной категории земель в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка необходимо иметь в виду следующее.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.04.00 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В связи с этим изменение категории земли, к которой принадлежит земельный участок, или изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости этого земельного участка.
На основании п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Исходя из представленных норм НК РФ следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка. Такие изменения, как перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
Поэтому в случае перевода земельных участков в течение налогового периода из одной категории земель в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка при исчислении земельного налога в отношении такого участка должна применяться налоговая ставка, установленная для такой категории земли или такого вида разрешенного использования участка, в соответствии с которыми определена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении применения налоговых ставок по землям, занятым жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, землям, предоставленным (приобретенным) для жилищного строительства, необходимо иметь в виду следующее.
Применение налоговых ставок для исчисления земельного налога должно осуществляться с учетом категории земли или вида разрешенного использования земельного участка, указанных в свидетельстве о государственной регистрации прав на участок, выданном органом, осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ставки земельного налога устанавливаются не в виде фиксированных платежей (в рублях и копейках) на единицу площади земельного участка, а в процентах от налоговой базы, которая определяется в соответствии со ст. 390 НК РФ как кадастровая стоимость земельных участков, а не как площадь земельного участка.
В отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), применяется максимальная ставка в размере 0,3%.
При этом законодательство о налогах и сборах не содержит определения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, поэтому для уяснения этих понятий следует применять нормы других отраслей законодательства.
Так, согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.04 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", системы коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Как следует из указанного положения, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплексах необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
В целях уточнения конкретного состава объектов, входящих в инженерную инфраструктуру жилищно-коммунального комплекса, используется Классификатор работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе по видам деятельности, в том числе "Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов", утвержденный постановлением Госстроя России от 25.05.00 N 51.
При определении состава объектов жилищного фонда следует руководствоваться положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми определено, что жилищным фондом является совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации, другими федеральными законами (ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилой дом - это индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых нужд. Комнатой является часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места проживания граждан в жилом доме или квартире.
В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
частный - жилые помещения, находящиеся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
государственный - жилые помещения, принадлежащие на праве собственности России, и жилые помещения, принадлежащие на праве собственности субъектам России;
муниципальный - жилые помещения, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования; специализированный жилищный фонд; индивидуальный жилищный фонд; жилищный фонд коммерческого использования.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся:
служебные жилые помещения, предназначенные для проживания граждан в связи с прохождением службы, с назначением на государственную должность, с избранием на выборные должности в органы власти;
жилые помещения в общежитиях, которые предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения;
жилые помещения маневренного фонда - эти помещения предназначены для проживания граждан в связи с капитальным ремонтом, реконструкцией дома; граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на принадлежавшие им помещения, которые были приобретены за счет кредита банка; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, которые предназначены для проживания граждан, отнесенных к нуждающимся в социальной защите;
жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;
жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;
жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите.
Земельные участки, занятые всеми видами жилищного фонда, облагаются земельным налогом по максимальной ставке в размере 0,3%.
Общежития организаций, предназначенные для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, также относятся в соответствии с представленным ранее перечнем к жилищному фонду. Если на балансе организаций имеются общежития и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса для обслуживания этих общежитий, то организация вправе при исчислении земельного налога в отношении данных участков, на которых они расположены, применять налоговые ставки, установленные законодательством в отношении жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и земельных участков, занятыми этими объектами.
Если на земельном участке, принадлежащем организации на праве собственности и предоставленном для жилищного строительства, кроме объектов жилищного фонда расположены иные объекты, не относящиеся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (например, магазин), то при исчислении земельного налога должна применяться налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3% кадастровой стоимости, в отношении всего земельного участка.
В отношении применения налоговой ставки по землям, предоставленным для жилищного строительства, следует иметь в виду, что предельная величина налоговой ставки в размере 0,3% применяется по земельным участкам, предоставленным для жилищного строительства, в том числе предоставленным в собственность и приобретенным в собственность.
Земельные участки могут приобретаться в собственность, а также предоставляться в собственность физическим и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Принимая во внимание положения Земельного кодекса Российской Федерации, при исчислении земельного налога положения ст. 394 НК РФ должны одинаково применяться в отношении земельных участков, предоставленных или приобретенных для жилищного строительства, т.е. по ним должна применяться налоговая ставка в размере 0,3%.
В отношении применения налоговой ставки по землям, предоставленным для ведения личного подсобного хозяйства, необходимо иметь в виду следующее.
Статьями 30, 33 и 81 Земельного кодекса Российской Федерации регламентируется предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства гражданам, а не организациям.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.07.03 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", под личным подсобным хозяйством понимается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, которое ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном или приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. При этом регистрации личного подсобного хозяйства не требуется. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Разрешенное использование земельного участка для личного подсобного хозяйства подразумевает использование земельного участка для сельскохозяйственного производства.
Налоговая ставка в размере 0,3% кадастровой стоимости земельного участка устанавливается в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства.
Если земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для личного подсобного хозяйства, принадлежащий на праве собственности организации, отнесен к землям в составе зон сельскохозяйственного использования, то в отношении такого участка может применяться налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3% кадастровой стоимости этого земельного участка.
По вопросу применения ставки в отношении земельных участков из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования необходимо иметь в виду следующее.
В силу п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ).
Согласно п. 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.07 N 39 (далее - Методические указания), расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с п. 2.2-2.6 Методических указаний. По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее. Исключение составляют земельные участки в составе земель населенных пунктов, одним из видов разрешенного использования которых является жилая застройка. Для этих участков кадастровая стоимость определяется согласно п. 2.2 Методических указаний.
В случае если земельный участок имеет более чем один вид разрешенного использования в составе жилой застройки, его кадастровая стоимость по результатам расчетов устанавливается равной кадастровой стоимости того вида разрешенного использования в составе жилой застройки, для которого указанное значение является наибольшим.
Согласно пп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.07 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости включаются сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
При исчислении земельного налога в отношении земельного участка, принадлежащего одному налогоплательщику, из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования применяется налоговая ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования земельного участка, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость.
Федеральным законом от 29.11.12 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено признание земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, объектом налогообложения по земельному налогу. Одновременно предусмотрено установление в отношении таких земельных участков ставки земельного налога, не превышающей 0,3% их кадастровой стоимости.
Статьей 3 Закона N 202-ФЗ установлено, что данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующим налогам. Закон N 202-ФЗ опубликован 29 ноября 2012 г.
Таким образом, с 1 января 2013 г. по земельным участкам, предоставленным организациям для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, уплачивается земельный налог на основании правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на землю. Это подтверждается соответствующими нормами законодательства.
Согласно нормам п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, если иное не установлено указанным пунктом.
Налогоплательщиком является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на землю, т.е. внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию обладателей.
При этом, как следует из п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.01 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в реестре. Поэтому на основании п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиком признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяются актом (свидетельством, другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Организации, обладающие земельными участками для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, признаются налогоплательщиками земельного налога.
В отношении применения налоговой ставки в размере 0,3% по земельным участкам, предоставленным организациям для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, необходимо иметь в виду следующее.
Следует определить, какие организации, земельные участки которых отнесены к землям, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, должны применять при исчислении земельного налога ставку в размере 0,3%.
В отношении земельных участков, отнесенных к землям, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, важным условием отнесения их к указанным землям является установление категории земель и разрешенного использования участка для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральным законом от 31.05.96 N 61-ФЗ "Об обороне", Федеральным законом от 28.12.10 N 390-ФЗ "О безопасности".
Как уже было сказано, согласно Земельному кодексу Российской Федерации земли подразделяются по целевому назначению на категории, в том числе на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, а также земли населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения.
Земли промышленности и иного специального назначения, в свою очередь, подразделяются в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены.
Согласно ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации, землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны земельные участки предоставляются для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.).
Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых мероприятий по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны созданы Вооруженные Силы Российской Федерации. К обороне также привлекаются внутренние войска МВД России (ст. 1 Закона N 61-ФЗ).
Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические, дорожно-строительные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования (п. 6 ст. 1 Закона N 61-ФЗ).
По вопросу об исчислении земельного налога учреждениями, находящимися в ведомственном подчинении Минобороны России и МВД России, необходимо иметь в виду следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 01.03.11 N 248 (далее - Положение), одной из основных функций МВД России является обеспечение общественной безопасности, которое реализуется органами внутренних дел и внутренними войсками МВД России. Территориальными органами МВД России являются:
главные управления МВД России по федеральным округам, управления на транспорте МВД России по федеральным округам;
оперативные бюро МВД России, центры специального назначения МВД России, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации;
управления, отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление МВД России на комплексе "Байконур".
Статьей 1 Федерального закона от 07.02.11 N 3-ФЗ "О полиции" установлено, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
На основании положений ст. 4 Закона N 3-ФЗ и Указа Президента РФ от 01.03.11 N 250 "Вопросы организации полиции" в состав полиции входят подразделения, организации, на которые возлагаются:
прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;
выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;
обеспечение безопасности дорожного движения;
производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции;
осуществление оперативно-розыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;
противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;
обеспечение собственной безопасности;
осуществление лицензионно-разрешительной работы;
осуществление экспертно-криминалистической деятельности;
государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;
государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;
сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации;
содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации;
контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;
обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.
Земельные участки, предоставленные МВД России и входящим в его систему организациям, указанным в Положении, а также полиции, являются землями, ограниченными в обороте. По землям, ограниченным в обороте, предоставленным для обеспечения обороны и безопасности, при исчислении земельного налога применяется ставка в размере 0,3%.
Здесь необходимо обратить внимание на следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 389 НК РФ земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, не признаются объектом налогообложения по земельному налогу. При этом к земельным участкам, изъятым из оборота в соответствии с п. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Земельные участки, закрепленные за указанными организациями и органами как изъятые из оборота, не облагаются земельным налогом.
По вопросу о применении налоговой ставки в размере 0,3% при налогообложении земельным налогом земельных участков, предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям (далее - ФГУПы) и федеральным казенным предприятиям, осуществляющим разработку и производство вооружения и военной техники, необходимо иметь в виду следующее.
Согласно пп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в обороте ограничиваются находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
В силу ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель в Российской Федерации входят, в том числе, земли населенных пунктов и земли обороны и безопасности. При этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и вида разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации). Согласно ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав таких земель могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне военных объектов.
Таким образом, земельные участки, отнесенные к категории земель населенных пунктов, в соответствии с градостроительными регламентами могут иметь вид разрешенного использования "для обеспечения обороны и безопасности" и должны использоваться в соответствии с этим видом разрешенного использования.
В связи с этим земельные участки, отнесенные к землям обороны и безопасности, а также к землям населенных пунктов и предоставленные ФГУПам и федеральным казенным предприятиям на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляющим в соответствии со своими уставами разработку, производство, утилизацию боеприпасов и их составных частей, а также ремонт, утилизацию вооружения и военной техники, признаются землями, ограниченными в обороте, и объектами налогообложения по земельному налогу. По указанным землям при исчислении земельного налога применяется налоговая ставка в размере 0,3%.
Если земельные участки, предоставленные ФГУПам и федеральным казенным предприятиям, заняты исключительно объектами, не связанными с осуществлением уставной деятельности, такими как магазины, профилактории, клубы, детские сады, жилые дома, спортивные комплексы, то в отношении данных земельных участков при исчислении земельного налога применяется налоговая ставка в размере 1,5%.
Рассмотрим, подлежит ли при исчислении земельного налога применение налоговой ставки в размере 0,3% к земельному участку, предоставленному на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУПу, осуществляющему деятельность по производству, испытанию, ремонту, утилизации военной техники?
Согласно Свидетельству о государственной регистрации, ФГУП является правообладателем на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. В Свидетельстве указано назначение земли - "земли населенных пунктов".
На основании Устава ФГУП осуществляет деятельность по производству, испытанию, реализации, ремонту, утилизации военной техники.
ФГУПу предоставлена лицензия на осуществление данной деятельности (создание и производство приборов и устройств систем управления).
Учитывая, что указанные в лицензии виды выполняемых ФГУПом работ отражены в Уставе, из которого также следует, что на организацию возложена обязанность по выполнению государственного, в том числе оборонного заказа, можно предположить, что применение налоговой ставки в размере 0,3% может быть применено в отношении земельного участка, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУПу, если его профильной деятельностью является выполнение работ по государственному оборонному заказу.
К силам безопасности относится Государственная противопожарная служба.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.
В Государственную противопожарную службу входят:
Федеральная противопожарная служба;
противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Федеральная противопожарная служба включает в себя:
структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач по пожарной безопасности, осуществляющие координацию деятельности федеральной противопожарной службы;
структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора;
пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях;
подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях;
подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах.
Земельные участки, отнесенные к категории земель населенных пунктов, в соответствии с градостроительными регламентами могут иметь вид разрешенного использования "Для обеспечения обороны и безопасности" и должны использоваться в соответствии с этим видом разрешенного использования. В связи с этим земельные участки, отнесенные к землям обороны и безопасности, а также к землям населенных пунктов и предоставленные государственным учреждениям, входящим в состав Государственной противопожарной службы, являются ограниченными в обороте.
По землям, ограниченным в обороте, предоставленным для обеспечения безопасности, при исчислении земельного налога применяется ставка в размере 0,3%. При этом в случае, если земельные участки заняты объектами (спортивными сооружениями, жилыми домами, санаториями), которые не используются непосредственно для обеспечения задач и функций для обеспечения безопасности, то такие земельные участки должны облагаться по налоговой ставке в размере 1,5%.
По вопросу исчисления земельного налога федеральными государственными учреждениями системы Росрезерва необходимо иметь в виду следующее.
Подпунктом 3 п. 2 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в целях обеспечения обороны предоставляются земельные участки для создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.12.94 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, его территориальными органами и подведомственными организациями, которые образуют единую федеральную систему государственного резерва Российской Федерации.
Органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, является Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) (п. 1 Положения о Федеральном агентстве по государственным резервам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.04 N 373).
Перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Росрезерва, установлен распоряжением Правительства РФ от 10.01.05 N 8-р "Об утверждении перечня федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Росрезерва".
Земельные участки, предоставленные федеральным государственным учреждениям системы Росрезерва для формирования, хранения и обслуживания запасов государственного резерва, относятся к землям, ограниченным в обороте.
По землям, ограниченным в обороте, предоставленным для обеспечения обороны и безопасности, при исчислении земельного налога применяется ставка в размере 0,3%.
Вместе с тем следует отметить, что земельные участки под объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ относятся к землям, изъятым из оборота.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.11.95 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", указанными объектами являются:
ядерные установки - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда, космические и летательные аппараты;
сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими ядерными стендами;
сооружения и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях;
пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения, хранилища радиоактивных отходов - стационарные объекты и сооружения, не относящиеся к ядерным установкам, радиационным источникам и предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов.
Под пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищами радиоактивных отходов понимаются не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения отходов.
Отнесение указанных объектов к перечисленным категориям определяется эксплуатирующей организацией и фиксируется в соответствующем документе.
При этом эксплуатирующая организация - это организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная соответствующим органом управления использования атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами. Для осуществления указанных видов деятельности эксплуатирующая организация должна иметь разрешения (лицензии), выданные органами государственного регулирования безопасности, на право ведения работ в области использования атомной энергии (ст. 34 Закона N 170-ФЗ).
В целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения устанавливаются особые территории - санитарно-защитная зона и зона наблюдения. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, который согласовывается с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и утверждается органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов. Для некоторых объектов использования атомной энергии в соответствии с характеристиками безопасности этих объектов санитарно-защитная зона и зона наблюдения могут быть ограничены пределами территории объекта, здания, помещения (ст. 31 Закона N 170-ФЗ).
Земельные участки, закрепленные за указанными организациями, в том числе пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, являются изъятыми из оборота, они не облагаются земельным налогом.
О порядке налогообложения земельных участков, предоставленных федеральным судам общей юрисдикции, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации и его органам, необходимо иметь в виду следующее.
Согласно п. 3 ст. 4 Закона от 28.12.10 N 390-ФЗ "О безопасности", государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 12.05.09 N 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (далее - Стратегия).
Согласно п. 6 Стратегии, силами обеспечения национальной безопасности являются Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 52 Стратегии для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества совершенствуют национальную систему защиты прав человека путем развития судебной системы и законодательства.
Деятельность федеральных судов общей юрисдикции направлена на защиту прав человека (п. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации), на них возложены обязанности по вынесению решений об осуществлении государственной защиты участников уголовного судопроизводства и установлению мер безопасности в отношении защищаемых лиц (п. 2, 4 ст. 3 Федерального закона от 20.08.04 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства").
Деятельность Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов направлена на организационное обеспечение федеральных судов общей юрисдикции и их развитие, а также на обеспечение независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей (ст. 1, пп. 17 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.01.98 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2007-2012 годы", утвержденная постановлением Правительства РФ от 21.09.06 N 583).
Учитывая изложенное, земельные участки, предоставленные федеральным судам общей юрисдикции, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации и его органам, относятся к землям, предоставленным для обеспечения безопасности, считаются ограниченными в обороте и признаются объектом налогообложения по земельному налогу. Налоговая ставка при исчислении земельного налога применяется в размере 0,3% в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ.
Положение пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ не применяется, если земельные участки, предоставленные судам общей юрисдикции, заняты исключительно объектами, не связанными с осуществлением их профессиональной деятельности, такими как центры культуры и искусства, бассейны и др. В случае если земельные участки, предоставленные судам общей юрисдикции, заняты центрами культуры и искусства, бассейнами и другими объектами, по ним применяется положение пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ, т.е. налоговая ставка по указанным землям должна применяться в размере 1,5%.
По вопросу отнесения земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральной службе судебных приставов и ее территориальным органам, к земельным участкам, признаваемым объектом налогообложения земельным налогом, необходимо иметь в виду следующее.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.97 N 118-ФЗ "О судебных приставах", Указу Президента РФ от 13.10.04 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов", одной из задач Федеральной службы судебных приставов является обеспечение установленного порядка деятельности судов.
В соответствии со ст. 11 Закона N 118-ФЗ обеспечение установленного порядка деятельности судов включает в себя обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей; обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время; поддержание общественного порядка в судебных помещениях.
Земельные участки, отнесенные к землям безопасности и предоставленные Федеральной службе судебных приставов и ее территориальным органам, признаются объектами налогообложения, к ним применяется налоговая ставка в размере 0,3%.
В отношении исчисления земельного налога по земельным участкам, предоставленным Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и ее территориальным органам для обеспечения безопасности, необходимо иметь в виду следующее.
В соответствии с Положением о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденным Указом Президента РФ от 28.07.04 N 976, ФСКН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. ФСКН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия из незаконному обороту.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", граждане, проходящие службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальственного состава, подлежат постановке на воинский учет, порядок и особенности которого определяются Правительством Российской Федерации. Положение о воинском учете утверждено постановлением Правительства РФ от 27.11.06 N 719.
Пунктом 5 указанного Положения о ФСКН установлено, что ФСКН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в ее систему региональные управления ФСКН России, управления (отделы) ФСКН России по субъектам Российской Федерации, органы наркоконтроля, входящие в структуру территориальных органов, а также организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на ФСКН России.
Принимая во внимание задачи, на решение которых уполномочена ФСКН России в соответствии с Положением о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, земельные участки, предоставленные ФСКН России и ее территориальным органам для обеспечения безопасности, являются землями, ограниченными в обороте.
По землям, ограниченным в обороте, предоставленным для обеспечения обороны и безопасности, при исчислении земельного налога применяется ставка в размере 0,3%.
В отношении иных организаций, не относящихся к органам, являющимся силами обеспечения безопасности, необходимо помнить, что предоставленные им участки не могут рассматриваться как земли, предоставленные для безопасности, и поэтому подлежат налогообложению по ставке в размере 1,5%.
По вопросу уплаты земельного налога органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека необходимо иметь в виду следующее.
Статьей 4 Федерального закона от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (единая система ПЛЧС) объединяет органы управления различных уровней, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Согласно приложению к Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.12.03 N 794, в перечень создаваемых федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями функциональных подсистем единой системы ПЛЧС входят функциональные подсистемы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой, медико-санитарной помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.04 N 322, определено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет полномочия по надзору и контролю за исполнением обязательных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства, санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, надзор за качеством и безопасностью отдельных продуктов питания.
Создаваемые Минздравом России функциональные подсистемы единой системы ПЛЧС можно отнести к органам службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, являющимся силами обеспечения безопасности. Поэтому земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральным государственным учреждениям здравоохранения, подведомственным Минздраву России, и на которых они в соответствии со своим уставом осуществляют работы по обеспечению государственного санитарно-эпидемиологического контроля, являются землями, предоставленными для обеспечения безопасности, ограниченными в обороте.
По землям, ограниченным в обороте, предоставленным для обеспечения безопасности, при исчислении земельного налога применяется ставка в размере 0,3%.
Вместе с тем следует отметить, что объекты организаций федеральной службы безопасности признаются землями, изъятыми из оборота, которые не являются объектами налогообложения по земельному налогу.
В отношении земель, изъятых из оборота, занятых объектами организаций федеральной службы безопасности, необходимо учитывать следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 03.04.95 N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" к органам федеральной службы безопасности относятся:
федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации;
управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления;
управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе;
авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения.
Земельные участки, предоставленные органам федеральной службы безопасности, являются федеральной собственностью.
Указом Президента РФ от 11.08.03 N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" утверждены Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и структура органов Федеральной службы безопасности.
ФСБ России создает структурные подразделения, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности и организации, необходимые для реализации задач, возложенных на органы и войска, центры специальной подготовки, авиационные подразделения, подразделения специального назначения.
Земельные участки, закрепленные за указанными органами и организациями, не облагаются земельным налогом.
А.Д. Немоляев,
эксперт
"Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", N 6, 7, июнь, июль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации"
Издательский дом "Бухгалтерский учет"
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-34182 от 20 ноября 2008 г.
Адрес редакции: 127006, Москва, Садовая-Триумфальная ул., д. 4/10
Телефон (495) 699-99-22