"Упрощенный" учет реконструкции здания
В налоговом учете расходы на реконструкцию здания являются самостоятельным видом расходов. Они никак не связаны с ранее учтенными затратами на его приобретение.
Компания на УСН может столкнуться с необходимостью реконструкции здания. При этом порядок учета расходов на нее для целей налогообложения имеет некоторые нюансы.
Реконструкция или ремонт?
Для правильного включения расходов в расчет "упрощенного" налога важно определить, что было сделано со зданием - реконструкция или ремонт. В Налоговом кодексе нет четкого определения реконструкции здания. Он указывает, что реконструкцией является переустройство существующих объектов основных средств (ОС), связанное с совершенствованием производства, повышением его технико-экономических показателей. Такие действия выполняют по проекту в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции*(1). Финансовое ведомство считает, что для целей налогообложения следует руководствоваться именно этим определением, а для более детальной конкретизации понятия необходимо обращаться в Минрегион России*(2). Мы же обратимся к Градостроительному кодексу.
Градостроительный кодекс Российской Федерации
Как правило, объекты капитального строительства реконструируют на основании специального разрешения*(3). По окончании работ документы подают на государственную регистрацию прав на объект недвижимости*(4).
Определение ремонта в Налоговом кодексе отсутствует. Исходя из разъяснений чиновников ремонт представляет собой поддержание ОС в рабочем состоянии либо восстановление первоначальных эксплуатационных качеств объектов*(5).
Таким образом, реконструкция и ремонт представляют собой два разных вида выполнения работ. Следовательно, отличается и порядок отражения расходов на них в налоговом учете.
Отражаем в налоговом учете
В налоговом учете расходы на реконструкцию ОС являются самостоятельным видом расходов, никак не связанным с ранее учтенными затратами на приобретение этих объектов*(6). Для включения затрат на реконструкцию в расчет "упрощенного" налога необходимо выполнение следующих условий:
- объект введен в эксплуатацию*(7);
- ОС используются в предпринимательской деятельности*(8);
- затраты на реконструкцию оплачены*(9);
- документально подтвержден факт подачи документов на государственную регистрацию ОС, права на которые подлежат такой регистрации*(10).
Расходы на реконструкцию здания за отчетные периоды (квартал, полугодие и девять месяцев) принимаются к учету равными долями в течение налогового периода (года)*(11). При этом Минфин России уточняет, что затраты на реконструкцию следует учитывать равномерно по мере оплаты в течение того налогового периода, когда работы закончены и реконструированный объект введен в эксплуатацию*(12).
Также отметим, что затраты на приобретение ОС отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм*(13). Поэтому при рассрочках платежей расходы фирмы на реконструкцию объекта недвижимости могут быть признаны для целей расчета "упрощенного" налога в течение нескольких налоговых периодов. То есть, "упрощенцу" не нужно ждать, пока объект будет полностью оплачен*(14).
Заполняем книгу учета доходов и расходов
Расходы на реконструкцию здания отражают в разделе II книги учета доходов и расходов*(15). Рассмотрим на примере.
Пример
ООО "Актив" реконструировало свое офисное здание силами сторонней организации. При этом:
- здание приобретено в период применения УСН;
- начало реконструкции - 01.02.2013;
- сумма затрат на реконструкцию - 600 000 руб.;
- оплата затрат на реконструкцию - 20.05.2013;
- начало использования реконструированного здания - 01.07.2013;
- документы на государственную регистрацию прав на объект недвижимости поданы 01.07.2013.
В графе 1 указывают порядковый номер операции*(16).
В графе 2 вписывают наименование ОС в соответствии с техническим паспортом, инвентарными карточками и иными документами*(17). Для избежания путаницы советуем указать, что речь идет именно о реконструкции объекта.
В графу 3 заносят дату оплаты расходов на реконструкцию*(18).
В графе 4 указывают дату подачи документов на госрегистрацию прав на объект недвижимости*(19). Подтверждением получения документов на госрегистрацию является соответствующая расписка*(20).
В графе 5 отражают дату ввода объекта в эксплуатацию после его реконструкции*(21).
Графу 6 заполняют по ОС, приобретенным (созданным) при применении УСН. Здесь показывают расходы на реконструкцию объекта. Отражают их в том отчетном (налоговом) периоде, в котором произошло последним по времени одно из следующих событий*(22):
- ввод объекта в эксплуатацию;
- подача документов на госрегистрацию прав на объект;
- оплата (завершение оплаты) расходов на реконструкцию объекта.
В графе 7 указывают срок полезного использования ОС. По объектам, приобретенным (созданным) и введенным в эксплуатацию (принятым к бухгалтерскому учету) в период применения "упрощенки", данная графа не заполняется*(23). Напомним, что фирма вправе после реконструкции увеличить срок полезного использования объекта (в пределах сроков, установленных для данной амортизационной группы)*(24).
Графу 8 заполняют по ОС, приобретенным (созданным) до перехода на УСН*(25). Расходы отражают в том же порядке, что и в графе 6 данного раздела.
В графе 9 указывают количество кварталов эксплуатации объекта в налоговом периоде*(26).
В графе 10 отражают долю стоимости ОС, принимаемую в расходы за налоговый период*(27). При реконструкции - это 100%*(28).
В графе 11 показывают долю стоимости объекта, принимаемую в расходы в каждом квартале (гр. 10 : гр. 9). Значение данного показателя округляют до второго знака после запятой*(29).
В графе 12 отражают сумму затрат на реконструкцию ОС, включаемую в состав учитываемых расходов за каждый квартал налогового периода*(30):
- по объектам, приобретенным (созданным) и введенным в эксплуатацию при применении УСН - (гр. 6 х гр. 11) : 100;
- по объектам, приобретенным (созданным) до перехода на УСН - (гр. 8 х гр. 11) : 100.
Сумму расходов, относящуюся к каждому кварталу, также отражают в последнее число отчетного (налогового) периода в графе 5 раздела I книги учета доходов и расходов.
В графе 13 показывают сумму учитываемых расходов на реконструкцию за весь налоговый период*(31).
Графы 14 и 15 в данном случае не заполняют, т.к. указанные расходы учитываются полностью в течение налогового периода*(32).
Порядок отражения расходов на реконструкцию здания в разделе II книги учета доходов и расходов
Подготовлено с использованием системы ГАРАНТ
II. Расчет расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и на приобретение
(создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу
за 9 месяцев 20 13 года
----------------------------- ------
отчетный (налоговый) период
N п/п | Наименование объекта основных средств или нематериальных активов | Дата оплаты объекта основных средств или нематериальных активов | Дата подачи документов на государственную регистрацию объектов основных средств | Дата ввода в эксплуатацию (принятия к бухгалтерскому учету) объекта основных средств или нематериальных активов | Первоначальная стоимость объекта основных средств или нематериальных активов (руб.) | Срок полезного использования объекта основных средств или нематериальных активов (количество лет) | Остаточная стоимость объекта основных средств или нематериальных активов (руб.) | Количество кварталов эксплуатации объекта основных средств или нематериальных активов в налоговом периоде | Доля стоимости объекта основных средств или нематериальных активов, принимаемая в расходы за налоговый период (%) | Доля стоимости объекта основных средств или нематериальных активов, принимаемая в расходы за каждый квартал налогового периода | Сумма расходов, учитываемая при исчислении налоговой базы (руб.) в т.ч. | Включено в расходы за предыдущие налоговые периоды применения упрощенной системы налогообложения (руб.) (гр. 13 Расчета за предыдущие налоговые периоды) | Оставшаяся часть расходов, подлежащая списанию в последующих налоговых периодах (руб.) (гр. 8 - гр. 13 - гр. 14) | Дата выбытия (реализации) объекта основных средств или нематериальных активов | |
за каждый квартал налогового периода (гр. 6 или гр. 8 x гр. 11 : 100) | за налоговый период (гр. 12 х гр. 9) | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Административно-офисное здание | 20.05.2013 | 01.07.2013 | 01.07.2013 | 600 000 | - | - | 2 | 100 | 50 | 300 000 | 600 000 | - | - | - | |
Всего за от четный (налоговый период) | X | X | X | X | 600 000 | X | - | X | X | X | 300 000 | 600 000 | - | - | X |
М. Косульникова,
главный бухгалтер компании "Галан"
Экспертиза статьи:
С. Родюшкин,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный бухгалтер-эксперт
"Актуальная бухгалтерия", N 7, июль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) п. 4 ст. 346.16, абз. 3 п. 2 ст. 257 НК РФ
*(2) письмо Минфина России от 15.02.2012 N 03-03-06/1/87
*(3) п. 2 ст. 51 ГрК РФ
*(4) ст. 131 ГК РФ; Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ
*(5) письма Минфина России от 13.12.2010 N 03-03-06/1/772, от 14.10.2010 N 03-03-06/1/647
*(6) подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
*(7) подп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ
*(8) подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ
*(9) подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ
*(10) абз. 12 п. 3 ст. 346.16 НК РФ
*(11) абз. 8 п. 3 ст. 346.16, ст. 346.19 НК РФ
*(12) письма Минфина России от 20.04.2010 N 03-11-06/2/62, от 28.01.2008 N 03-11-04/2/14, от 20.08.2007 N 03-11-04/2/205
*(13) подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ
*(14) письма Минфина России от 03.04.2012 N 03-11-11/115, от 12.01.2010 N 03-11-06/2/01
*(15) утв. приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н
*(16) п. 3.5 Порядка заполнения книги учета доходов и расходов, утв. приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н (далее - Порядок)
*(17) п. 3.6 Порядка
*(18) п. 3.7 Порядка
*(19) п. 3.8 Порядка
*(20) п. 6 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ; Приложение 1 к приказу Минюста России от 01.07.2002 N 184
*(21) п. 3.9 Порядка
*(22) абз. 4 п. 3.10 Порядка
*(23) п. 3.11 Порядка
*(24) абз. 2 п. 1 ст. 258 НК РФ
*(25) п. 3.12 Порядка
*(26) п. 3.13 Порядка
*(27) п. 3.14 Порядка
*(28) подп. 1 п. 3, абз. 8 п. 3 ст. 346.16 НК РФ
*(29) п. 3.15 Порядка
*(30) п. 3.16 Порядка
*(31) п. 3.17 Порядка
*(32) подп. 1 п. 3, абз. 8 п. 3 ст. 346.16 НК РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.