Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 июня 2000 г. N 81-Г99-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 9 июня 2000 г. кассационную жалобу администрации Кемеровской области на решение Кемеровского областного суда от 12 ноября 1998 г. по заявлению прокурора Кемеровской области о признании недействительным Закона Кемеровской области от 28.09.98 г. "О ценовой политике в Кемеровской области".
Заслушав доклад судьи В.В.П., объяснения представителя Администрации Кемеровской области Р.Н.Р., заключение прокурора К.Л.И. об изменении решения суда, Судебная коллегия установила:
прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением о признании недействительным Закона Кемеровской области от 28.09.98 г. "О ценовой политике в Кемеровской области" по тем основаниям, что он противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Решением Кемеровского областного суда от 12 ноября 1998 г. заявление прокурора удовлетворено, оспариваемый им Закон признан недействительным со дня его издания.
Одновременно суд обязал областное Законодательное собрание опубликовать вступившее в силу решение суда в газете "Кузбасс" в течение 10 дней.
В своей кассационной жалобе администрация Кемеровской области просит об отмене решения и прекращении производства по делу, утверждая, что согласно п. "б" ч. 2 ст. 125 Конституции РФ рассмотрение данного спора относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, суду общей юрисдикции он неподведомственен и в подтверждение довода сослалась на постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.98 г. по делу "О толковании положений ст.ст. 125, 126, 127 Конституции Российской Федерации".
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив материалы дела, оснований к отмене судебного решения не находит по следующим основаниям.
Согласно Закону Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура обладает полномочиями по надзору за соответствием законам правовых актов, издаваемых законодательными органами субъектов Российской Федерации, и правом их оспаривания в суде (ст. 1, п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22).
В связи с этим, обсуждая 05.02.99 г. в кассационной инстанции доводы кассационной жалобы администрации Кемеровской области об отмене решения суда и прекращении производства по делу ввиду неподведомственности суду общей юрисдикции заявления прокурора о признании недействительным Закона области "О ценовой политике в Кемеровской области", Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации на основании ст.ст. 125 Конституции Российской Федерации, 101-103 Федерального конституционного закона РФ "О Конституционном Суде Российской Федерации" направила в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке соответствия положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" - ст. 1, п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 22.
11 апреля 2000 г. Конституционный Суд Российской Федерации по данному запросу принял постановление, которым признал положения абзацев первого и третьего п. 3 ст. 22, первого и второго п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 не противоречащими Конституции РФ и что на их основании прокурор, осуществляя надзор, может обратиться в суд общей юрисдикции с требованием о проверке соответствия закона субъекта Российской Федерации федеральному закону, а суд, разрешая такого рода дела по правилам, установленным Гражданско-процессуальным кодексом РСФСР, вправе признать закон субъекта РФ противоречащим федеральному закону, недействующим и не подлежащим применению, что влечет необходимость его приведения в соответствие с федеральным законом законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, доводы кассационной жалобы об отмене решения Кемеровского областного суда от 12.11.98 г. и прекращении производства по делу ввиду неподведомственности возникшего между сторонами спора суду общей юрисдикции, являются ошибочными и не подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, резолютивная часть решения подлежит изменению.
Придя к выводу о несоответствии областного закона "О ценовой политике в Кемеровской области" федеральному законодательству, суд, руководствуясь абзацем 3 пункта 3 ст. 22 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", признал его недействительным со дня издания, тогда как следовало признать недействующим и не подлежащим применению, поскольку тем же постановлением Конституционного Суда РФ (от 11.04.2000 г.) положение абзаца третьего пункта 3 ст. 22 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" в части, наделяющей суды общей юрисдикции полномочием признавать закон субъекта Российской Федерации, противоречащим федеральному закону, недействительным и утрачивающим юридическую силу, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного, а также с учетом того, что других, кроме доводов процессуального характера, кассационная жалоба незаконности судебного решения не содержит, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 294, 311, п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР определила:
решение Кемеровского областного суда от 12 ноября 1998 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Кемеровской области - без удовлетворения, уточнив резолютивную часть решения указанием о том, что Закон Кемеровской области от 28 сентября 1998 г. N 45-ОЗ "О ценовой политике Кемеровской области" признан недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 июня 2000 г. N 81-Г99-1
Текст определения официально опубликован не был