Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 28 ноября 2012 г. по делу N 11-25228
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Михалиной С.Е.,
и судей Грибовой Е.Н., Салтыковой Л.В.,
при секретаре Пучкове А.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Салтыковой Л.В., дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Профессионального союза авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России на решение Савеловского районного суда города Москвы от 07 августа 2012 г., которым постановлено:
исковые требования Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте удовлетворить.
Признать незаконными и не подлежащими применению п. 45 ст. 9, п. 17 ст. 31 Устава Профессионального союза авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России, абзац 40 п. 2 ст. 2 Типового положения о первичной организации Профессионального союза авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России в части наделения Профессионального союза авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России и первичных организаций правом проводить забастовки, Центрального Совета Профессионального союза авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России - принимать решение об объявлении забастовки применительно к авиационному персоналу, осуществляющему деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения.
Обязать Профессиональный союз авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России внести изменения в Устав и Типовое положение о первичной организации Профессионального союза авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России, приведя их в соответствие с требованиями законодательства в приведенной части.
Установила:
Московский прокурор по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Профессиональному союзу авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России о признании недействительными положений Устава ПАРРиС и Типового положения о первичной организации ПАРРиС (применительно к авиационному персоналу) в части наделения ПАРРиС и первичных организаций правом проводить забастовки, Центрального Совета ПАРРиС принимать решения об объявлении забастовки, обязании привести Устав и Типовое Положение в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В обоснование своих требований истец ссылался на следующие обстоятельства.
В ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" создан и действует Профессиональный союз авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России (ПАРРиС), ПАРРиС России действует на основании Устава профессионального союза авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России, утвержденного Учредительной конференцией Профсоюза 29.01.1993 г. и зарегистрированного Министерством юстиции 15.03.1993 г. N 87/П, однако положения п. 45 ст. 9, п. 17 ст. 31 Устава ПАРРиС, а также положения абзаца 40 п. 2 ст. 2 Типового положения о первичной организации ПАРРиС, противоречат положениям ч. 4 ст. 37 Конституции РФ, п. "б" ст. 413 ТК РФ, п. 1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ (ВК РФ) в части наделения ПАРРиС и первичных организаций правом проводить забастовки, Центрального Совета ПАРРиС России - принимать решение об объявлении забастовки применительно к авиационному персоналу, осуществляющему деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения.
В судебном заседании представитель истца - помощник Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Жуков Я.Д. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика на основании доверенности Решетников П.Э. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что оспариваемые пункты Устава ПАРРиС России регламентируют лишь внутриорганизационные отношения, принятие Устава и определение в нем компетенции органов управления является правом и обязанностью профсоюза, а необходимость определения в Уставе органа, принимающего решения об объявлении забастовки и органа, возглавляющего забастовку, прямо вытекает из положений ТК РФ, в части ст.ст. 29 - 31, 399, 411 ТК РФ.
Представители третьего лица ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Каталиков В.В., Филиппова Е.И. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, заявленным в иске.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы, просит представитель ответчика Профессионального союза авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России.
Законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения проверена в апелляционном порядке.
В заседание судебной коллегии явился представитель ответчика Профессионального союза авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России - Стародумов Ю.О.
Выслушав представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" создан и действует Профессиональный союз авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России (ПАРРиС), ПАРРиС России действует на основании Устава профессионального союза авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России, утвержденного Учредительной конференцией Профсоюза 29.01.1993 г. и зарегистрированного Министерством юстиции 15.03.1993 г. N 87/П.
В соответствии со ст. 4 Устава ПАРРиС России объединяет авиаработников радиолокации, радионавигации и связи, работников других профессий предприятий по ОВД и аэропортов, а также пенсионеров из их числа.
Согласно ст. 30 Устава координирующим, постоянно действующим коллегиальным органом управления ПАРРиС, в период между съездами, является Центральный Совет.
В соответствии со ст. 24 Устава первичная профсоюзная организация ПАРРиС России создается по месту работы на предприятиях, филиалах, структурных подразделениях, при наличии не менее трех членов. Первичная организация ПАРРиС России может являться юридическим лицом, действует на основании Устава и Типового положения о первичной профсоюзной организации (Приложение N 1 Устава).
Пунктом 45 ст. 9 Устава предусмотрено право ПАРРиС организовывать и проводить в соответствии с Федеральным законом собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования и другие коллективные действия, включая забастовки, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.
В соответствии с п. 17 ст. 31 Устава Центральный Совет ПАРРиС организует и проводит в порядке, предусмотренном законодательством, коллективные действия в поддержку выдвинутых требований, в том числе принимает решение об объявлении забастовки, а также определяет орган, возглавляющий забастовку, и состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах.
Абзацем 40 п. 2 ст. 2 Типового положения о первичной организации ПАРРиС (Типовое положение) предусмотрено право первичной профсоюзной организации ПАРРиС России проводить собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования и другие коллективные действия, включая забастовки, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов членов первичной профсоюзной организации, в порядке, предусмотренном действующим трудовым законодательством.
Суд признал, что указанные нормы Устава и Типового положения предоставляют право ПАРРиС и первичным организациям ПАРРиС проводить забастовки, а Центральному Совету ПАРРиС - принимать решение об объявлении забастовки.
В соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Частью 3 статьи 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Возможность ограничения права на забастовку отдельных категорий работников, в том числе занятых в гражданской авиации, с учетом характера их деятельности и возможных последствий прекращения ими работы прямо вытекает из положений статьи 17 (часть 3) Конституции РФ, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Как указано в пункте "б" части 1 статьи 413 Трудового Кодекса РФ, в соответствии со статьей 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 52 Воздушного Кодекса РФ в целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства не допускаются забастовки или иное прекращение работы (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций) авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения.
Обслуживание (управление) воздушным движением является комплексной деятельностью, которая в силу ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ст. 52 Воздушного Кодекса РФ и ст. 413 Трудового Кодекса РФ, в той мере, в какой это необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, исключает проведение забастовки авиационным персоналом, осуществляющим деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения.
В частности, осуществление авиационным персоналом всего необходимого комплекса работ в гражданской авиации предусмотрено Приказом Минтранса РФ от 07.10.2003 г. N 197 (принятым во исполнение Постановления Правительства РФ 17 декабря 2002 г. N 901 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения Перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах" и статьи 412 Трудового Кодекса РФ), которым утвержден минимум необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях (филиалах и представительствах) транспортного комплекса (пункт 5 Перечня). К таким работам отнесено обеспечение, обслуживание и производство полетов воздушных судов:
выполняющих полеты в интересах обороны страны и безопасности государства, охраны государственной границы, а также литерные и контрольные;
выполняющих полеты по санитарным заданиям, а также по заданиям, связанным с выполнением аварийно-спасательных и поисковых работ;
выполняющих полеты по заданиям, связанным с проведением работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
терпящих бедствие или передавших сигнал бедствия;
находящихся в воздухе и установивших связь с органом воздушного движения;
выполняющих авиационные перевозки грузов, направляемых в районы Крайнего Севера и местности, приравненные к районам Крайнего Севера;
выполняющих ограниченное количество рейсов по магистральным и местным воздушным линиям, согласованное Министерством транспорта Российской Федерации с соответствующим органом, возглавляющим забастовку, для обеспечения необходимого минимального воздушного сообщения;
имеющих в числе пассажиров лиц, которым по состоянию здоровья требуется своевременное получение медицинской помощи и уход, в том числе в пунктах прилета, а также лиц, следующих в пункты прилета в целях своевременного обеспечения больных медицинской помощью и необходимым уходом.
Необходимость осуществления авиационным персоналом работ, которые определены вышеуказанным Приказом Минтранса России, не предусматривает какой-либо дифференциации предприятий, подразделений, служб, категорий работников гражданской авиации с учетом характера их деятельности, а также значимости выполняемых ими работ.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствовался указанными выше нормами права и пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора являются обоснованными, поскольку приведенные выше положения Устава ПАРРиС России и Типового положения о первичной организации ПАРРиС России в той редакции, в которой они изложены в Уставе, противоречат действующему законодательству в части, предусматривающей возможность объявления забастовки авиационным персоналом, осуществляющим деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения.
Не соглашаясь с доводами представителя ответчика о том, что забастовка запрещена лишь персоналу, управляющему воздушным движением, суд исходил из того, что они сводятся к произвольному толкованию положений ст. 52 Воздушного кодекса РФ.
Суд первой инстанции правомерно указал, что в силу специфики деятельности авиации, осуществление всего комплекса работ, предусмотренных Приказом Минтранса РФ от 07.10.2003 г. N 197, не может производиться исключительно авиадиспетчерами, а производится всем авиационным персоналом, осуществляющим деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.
Довод апелляционной жалобы о том, суд неправильно истолковал закон, не обоснован, поскольку направлен на иное толкование действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Савеловского районного суда города Москвы от 07 августа 2012 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Профессионального союза авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.